Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Заповеди блаженства
Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. -> Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале -> Нагорной проповеди и к-рые традиционно именуются "заповедями блаженства".

I. Матфей приводит девять "заповедей блаженства" (Matteo 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица ("блаженны..."), а одни - в форме второго лица (Matteo 5:11-48: "блаженны вы..."). Первые восемь "заповедей блаженства" разделены на две части, к-рые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Matteo 7:24-27). Девяти "заповедям блаженства" в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (Luca 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления. При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.

II: 1) с явлением Иисуса приблизилось -> Царство Божие на земле (Matteo 3:2; Matteo 4:17; Marco 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Isaia 61:1; Luca 4:18). Его народ навеки наследует землю (Isaia 60:21; ср. Salmi 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Isaia 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Isaia 61:3). Иисус призван проповедовать "лето Господне благоприятное" (Isaia 61:2; Luca 4:19). Из этого следует, что "заповеди блаженства" и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Matteo 5:1.11; Luca 6:20);
2) в "заповедях блаженства" предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: -> нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Matteo 5:3-6; Luca 6:20). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей - на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Deuteronomio 4:31; Neemia 9:17.31), чистые сердцем (ср. Salmi 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Levitico 26:6; Giobbe 25:2; Colossesi 1:19.20; ср. Romani 15:33; Romani 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Matteo 5:7-10). И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога - те, "кто от истины" (Giovanni 18:37) и кто слышит голос Бога - ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Luca 2:38);
3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются "заповеди блаженства". Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (Corinzi 1 13:12; Giovanni 1 3:2; Apocalisse 22:4). Но все же разрыв между "заповедями блаженства" и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. Corinzi 2 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья -> награда. Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Matteo 5:11; Luca 6:22); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Giovanni 15:18-25; Giovanni 16:2; ср. Luca 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что "заповеди блаженства", совокупно с их обетованиями, исполнимы только "во Христе".

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).