Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Зло, злоба, злобный
Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. - два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Genesis 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (-> Грех):
1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было "хорошо весьма" (Genesis 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Genesis 3 - ср., однако, Isaiae 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Psalmorum 5:5; Psalmorum 33:17; Psalmorum 36:9; Psalmorum 139:12; Proverbiorum 24:20; Ezechielis 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Matthaeum 13:49; Apocalipsys 20:10.14);
2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Genesis 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Genesis 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал. В Genesis 3-11 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово "грех" впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Genesis 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было "хорошо весьма". Далее З. связывается с личностью, к-рая получает имя "лукавый" (Matthaeum 13:19; Ephesios 6:16; 1 Ioannis 2:13; 1 Ioannis 5:18). Но и здесь сведения о происхождении "лукавого" отсутствуют;
3) лукавый - это -> дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. - это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (Deuteronomii 1:34; Ieremiae 13:10; Philippenses 3:2; 2 Thessalonicenses 2:3). Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., "духи злобы" (Ephesios 6:12), стремятся к воплощению (Lucam 8:32; Lucam 11:24-26 -> Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Psalmorum 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, к-рое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (Ezechielis 13:9), "сонма" святых (Psalmorum 88:8) и даже "совета" Господа (Ieremiae 23:18.22); в Psalmorum 110:1 "совет" праведных отождествляется с общиной;
4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Marcum 9:20-22; Lucam 13:16), в браке (1 Corinthios 7:5), в вопросах собственности (Michaeae 2:1) и в человеч. отношениях (Proverbiorum 15:28; Proverbiorum 17:4; Deuteronomii 15:9; Isaiae 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Iob 1:1 - Iob 2:1; Matthaeum 5:10; 1 Thessalonicenses 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Romanos 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о "лукавом веке" (Galatas 1:4; ср. 1 Ioannis 5:19), об оскверненной лукавством земле (Ieremiae 3:2; ср. Numeri 13:20), о злых зверях (Genesis 37:20, в Синод. пер. - "хищный"; Leviticus 26:6, - Синод. пер. - "лютый"), злом и лукавом времени (Psalmorum 36:19, - Синод. пер. - "лютое"; Ephesios 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Romanos 7:24);
5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Romanos 5:14; Matthaeum 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;
6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Psalmorum 28:3; 2 Corinthios 11:13-15) и действует "в глубине" и "в темноте" (Isaiae 29:15; Ezechielis 8:12; Ioannem 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2 Thessalonicenses 2:8);
7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Genesis 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (Romanos 7:7; Iacobi 1:14);
8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (1 Samuelis 15:24; 2 Samuelis 12:13; Matthaeum 27:3). "Отягощенная" совесть служит человеку предостережением;
9) З. кроется в самом человеке (Genesis 6:5; Deuteronomii 15:9; Matthaeum 24:48; Iacobi 1:14; Iacobi 3:14; Iacobi 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Genesis 3:10; Romanos 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Marcum 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Psalmorum 118:101; Psalmorum 138:24; Ieremiae 25:5; Actus 8:22) и полного очищения (Ieremiae 4:14) Кровью Христовой (Hebraeos 9:14), а также замены "сердца каменного" (Ezechielis 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Psalmorum 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Proverbiorum 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Ieremiae 1:16), либо "при кончине века" (Matthaeum 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: "Неправедный пусть еще делает неправду" (Apocalipsys 22:11);
10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Colossenses 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1 Petri 2:1; Iacobi 1:21) и побеждать З. добром (Romanos 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2 Timotheum 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Hebraeos 5:14) и свою истинную веру;
11) до полного искоренения З. (Apocalipsys 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Ephesios 6:16). Понимая, что его враги - нечеловеч., нечестивые силы, "духи злобы" и "мироправители тьмы" (Ephesios 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: "Избавь нас от лукавого" (Matthaeum 6:13), и тогда верою в "Его Царство" он в этой битве познает силу и славу Бога (Ioannem 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Romanos 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).