пророк — глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк — не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (Исх 7.1-2; 2Пет 1.21). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок Богослужения, открытые ему Богом.
В Священном Писании упомянуты по именам следующие пророки (и пророчествующие):
- Аарон (Исх 7.1),
- Аввакум (Авв 1.1),
- Авдий (не назван пророком),
- Авель (Лк 11.51)
- Авраам (Быт 20.7),
- Агав (Деян 21.10),
- Аггей (Езд 5.1; Агг 1.1),
- Адда (2Пар 12.15; 13.22),
- Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком),
- Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»),
- Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец),
- Анания (Иер 28.1) (лжепророк),
- Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец),
- Ахав (Иер 29.21) (лжепророк),
- Ахия (3Ц 11.29),
- Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк),
- Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк),
- Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель),
- Гад (1Ц 22.5),
- Давид (не назван пророком),
- Даниил (Мф 24.15),
- Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком),
- Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком),
- Елисей (4Ц 6.12),
- Еман (1Пар 25.5) (прозорливец),
- Енох (Иуд 14) (не назван пророком),
- Захария (Езд 5.1),
- Захария (Лк 11.51),
- Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец),
- Иезекииль (священник — Иез 1.3),
- Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников — Иер 1.1),
- Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),
- Илия (3Ц 18.36),
- Иоанн (Лк 7.28),
- Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван),
- Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец),
- Иоиль (Деян 2.16),
- Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),
- Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),
- Иуда (Деян 15.32),
- Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель),
- Малахия (пророком не назван),
- Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель),
- Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван),
- Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),
- Модад (Чис 11.26) (пророком не назван),
- Моисей (Вт 18.15; 34.10),
- Наум (пророком не назван),
- Нафан (2Ц 7.2),
- Одед (2Пар 28.9),
- Осия (пророком не назван),
- Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель),
- Самей (2Пар 12.5),
- Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),
- Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать),
- Седекия (Иер 29.21) (лжепророк),
- Сила (Деян 15.32),
- Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель),
- Софония (пророком не назван),
- Урия (Иер 26.20) (пророком не назван),
- Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван),
- Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
- пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15),
- один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41),
- два пророка (От 16.3,10),
- пророки (4Ц 23.2),
- некоторые пророки (Деян 13.1),
- прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки),
- человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7),
- сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),
- 50 сынов пророческих (4Ц 2.7),
- 100 пророков (3Ц 18.13),
- 400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки),
- сонм пророков (1Ц 10.5),
- весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).
Пророками также названы в
3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек). Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (
4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (
Евр 1.1), но их пророчества всегда имели два плана — ближайший и отдалённый. И в этом отдалённом пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (
Ин 5.39;
От 19.10) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа (
Пс 21.2,17-19;
Ис 9;
53;
Иер 23.5-6;
31.31-34;
Иез 34.23-24;
Дан 9.25).
В Библии, в четвёртом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (
Мф 22.40;
Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна (
Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы: в Навафе (
1Ц 19.20), в Вефиле (
4Ц 2.3), в Иерихоне (
4Ц 2.5), в Галгале (
4Ц 4.38) и в других местах (
4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (
4Ц 4.1) (см.
сын).
Ныне Бог говорит в Сыне Своём (
Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (
Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (
Ин 6.14;
Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (
1Фес 2.15;
От 22.9). (См.
провидец,
провозвестник,
прозорливец,
человек Божий).