«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы…» Удивительно, как современны эти слова. Нам кажется...
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы…» Удивительно, как современны эти слова. Нам кажется, это только в наш век такая спешка, это только в 20-м началась эта карусель сумасшествия, поезда, машины, самолеты куда-то мчатся, люди бегут, все по минутам расписано с пеленок и до гроба. Думается, в благословенной древности люди жили иначе, гораздо размереннее. Да что там древность. Вот читаешь Чехова, Толстого или Достоевского и думаешь, куда ушли те времена, кода люди собирались на верандах и часами говорили… Но вот оказывается, что наша спешка и их размеренность отличаются не столько качеством, сколько количеством, а качество, то есть суть, в чем-то другом. Мы спешим, но от этого наше время, наши дни не менее лукавы. «Яко исчезоша в суете дние наши, изми нас из руки сопротивного» (молитва девятого часа). «Суета сует», - вздыхаем мы с миной благочестия, объясняя ссылкой на непререкаемый авторитет нашу собственную безалаберность. Мы часто говорим о том, что христианство побеждает время. Эта огромная тема, которой мы мельком уже касались в наших размышлениях. Но в этой теме нам часто встречается прельстительный обман. Нам рисуется наша иная жизнь, наша жизнь в вечности как нечто, где будет полная свобода кроме прочего и от тех пут, что налагает на нас структурированное время, нам не надо будет никуда торопиться и опаздывать, не будет цейтнотов и авралов. На самом деле это уже вопрос индивидуального восприятия, но нам кажется, что это упрощенное представление, и основанием мы можем избрать сегодняшние слова апостола. Время – это не только то, что необходимо побеждать, но и то, чем нужно дорожить. На самом деле время – очень сложное понятие. Есть время как направление энтропийных процессов, стрела времени, которая задает старение и смерть, физическое время, время развития Вселенной. А есть время совсем иное. Это время Церкви. Оно обладает принципиально иными свойствами. Приснодевство Марии, Пресуществление Святых Даров и иные явления духовной жизни не укладываются в физическое время. Круги богослужений – годовой и суточный — еще одно свидетельство в пользу этого. Так что когда мы говорим о вечности как о том мире, где время просто остановилось, часы встали, мы глубоко заблуждаемся и не понимаем, что есть время.