Библия-Центр
РУ

Новость дня на 16 Марта 2023

Сегодня сложно сказать наверное, что стоит за всей историей с золотым изваянием. Некоторыми историками высказывалось предположение, что или в конце правления Навуходоносора, или во время правления Валтасара по инициативе царя была проведена религиозная реформа, в ходе которой закрытые прежде для обычных людей алтари царских святилищ были открыты (к вящему неудовольствию жрецов).

После этого официальные вавилонские культы (такие, как культ Бел-Мардука — покровителя Вавилона) стали публичными и обязательными для поклонения. Прежде предполагалось, что все жители страны придерживаются государственной религии по умолчанию, теперь требовалось продемонстрировать верность богам Вавилонии публично. Возможно, что в этот период (к концу плена) обозначился и конфликт Синагоги с властями Вавилонии на религиозной почве, смутные отголоски которого можно найти во второй части Книги Исайи. Вскоре, однако, Вавилония пала под ударами персидской армии, и ситуация изменилась коренным образом.

Конечно, в Книге Даниила, написанной много позже упомянутых событий, они отражены уже скорее как легенда, чем как исторически достоверное событие. Но легенда во времена написания книги оказалась более чем кстати: ведь она была написана во времена гонений на Синагогу сирийского царя Антиоха Эпифана. Гонения эти отличались организованностью и систематичностью. Сам Антиох требовал неуклонного публичного почитания всеми без исключения своими подданными Зевса (под разными именами в разных землях, как нередко случалось в древности), которого всерьёз считал своим отцом.

Каждый в свой черёд должен был совершить Зевсу (или Баал-Шамему, как официально именовали его в Иудее) публичное жертвоприношение, которое для всякого верующего еврея было равнозначно отступничеству. Тогда-то в Синагоге появилось множество мучеников — но и множество отступников тоже. Рассказ об исповедничестве трёх отроков должен был поддержать тех, кто хотел сохранить верность Богу Израиля и вере отцов. Конечно, в первую очередь это рассказ о чуде, о чудесном вмешательстве Бога, поддержавшего Своих свидетелей и сохранившего им жизнь.

Но в тексте рассказа звучит понимание того, что чуда могло и не быть. Бог Сам знает, когда вмешаться в ситуацию, если вообще такое вмешательство необходимо. Но верность Богу безусловна, она не зависит от чудес. Такое отношение к чудесам становится понятно, если вспомнить, что во времена Маккавеев, когда и была написана книга, вера во всеобщее воскресение в день Суда и прихода Мессии была уже общераспространённой. Смерть за веру была не концом пути, а лишь его началом. И это был путь в Царство, с которого сворачивать нельзя, даже если ценой станет земная жизнь.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).