Библия-Центр
РУ

Новость дня на 25 Марта 2023

Слова пророка о бесполезности всех попыток, выражаясь современным языком, повысить уровень благосостояния нации можно было бы понимать совершенно буквально, в том конкретном историческом контексте, в котором они были сказаны. В те времена Иудея действительно переживала духовный упадок, сопровождавшийся, как это обычно бывает, ростом в обществе того меркантилизма и жажды наживы, которые характеризуют не декларативный, а практический материализм.

А такой практический материализм почти всегда ведёт и к росту индивидуализма, к разрушению той общественной солидарности, без которой об общественном благополучии можно забыть. Но это — лишь внешний, сугубо исторический смысловой уровень, который, впрочем, тоже можно было бы считать типичным и характерным отнюдь не только для времён Аггея.

Есть в словах пророка и иной, более глубокий смысловой пласт, перекликающийся со словами Спасителя о Царстве, которого нужно искать в первую очередь. Конечно, до прихода Христа тогда оставалось ещё несколько столетий, но ведь и прежде Его прихода система приоритетов нормальной духовной жизни была такой же, как и во времена земного служения Спасителя: вначале отношения с Богом и с ближними, соответствующие Торе, соблюдение данных Богом заповедей, а уж потом всё остальное.

Когда же приоритеты менялись местами, когда «остальное» выходило на первый план, результат оказывался соответствующим. И дело тут не в том, что Бог, наказывая тех, кто не хочет нормальной, полноценной духовной жизни, посылает им неудачи в делах, а в том, что человек, такой жизнью не живущий, так или иначе неизбежно оказывается во власти стихии, если не природной, то социальной, и неизвестно ещё, какая из двух окажется для него страшнее.

Иисус (конечно, гораздо позже) обозначит антиномию промысла Божия и царства случайности словами о каждом сосчитанном на головах верных волосе, который просто так, случайно, с их голов не упадёт. А с другой стороны, Он же в ответ на вопрос о гибели праведников, убитых по приказу Ирода, напомнит о тех, на кого обрушилась одна из иерусалимских крепостных башен: просто так, вовсе не потому, что они этого заслужили. И добавляет: если не обратитесь, так погибнете все.

В самом деле: падший мир несправедлив, он полон случайностей, здесь нет никакого воздаяния за грех и никаких наград за праведность. Устойчивость отдельному ли человеку, или целому народу в таком мире могут дать лишь прочные, глубокие и осознанные отношения с Богом. Сами по себе они, конечно, ещё не гарантируют внешнего благоденствия, но, по крайней мере, они избавляют от случайностей. И тогда в жизни появляется смысл, который делает эту жизнь полноценной.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Возвратившимся из вавилонского плена израильтянам, старающимся наладить новую жизнь на вновь заселенной земле... 

 

Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не... можем 

 

Перед жителями Иудеи, да и перед нами, стоит вопрос о приоритетах, и он не выглядит ни простым, ни однозначным. Те, кто полагают, что ещё не настало время строить храм... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).