Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га вторaz Цaрствъ, ГлавA 15,  стіхи2 32-37

32 И# бЁ давjдъ грzды1й дaже до рHса, и3дёже поклони1сz бг7у. И# се2, на срётеніе є3мY (и3зы1де) хусjй пе1рвый дрyгъ давjдовъ, растерзaвъ ри6зы сво‰, и3 пе1рсть на главЁ є3гw2.
33 И# рече2 є3мY давjдъ: ѓще по1йдеши со мно1ю, и3 бyдеши ми2 въ тsгость:
34 ѓще же возврати1шисz во грaдъ и3 рече1ши ґвессалHму: минyша брaтіz тво‰, и3 цaрь за мно1ю минY nте1цъ тво1й, и3 нн7э рaбъ тво1й є4смь, царю2, пощади1 мz жи1ва бы1ти: рaбъ бёхъ nтцA твоегw2 тогдA и3 досе1лэ, нн7э же ѓзъ тво1й рaбъ: и3 разруши1 ми совётъ ґхітофе1левъ:
35 и3 се2, съ тобо1ю тaмw садHкъ и3 ґвіafаръ їере1є: и3 бyдетъ всsкъ глаго1лъ, є3го1же ўслы1шиши и3з8 ќстъ цaрскихъ, и3 скaжеши садHку и3 ґвіafару їере1ємъ:
36 се2, тaмw съ ни1ми двA сы6на и4хъ, ґхімаaсъ сы1нъ садHковъ и3 їwнаfaнъ сы1нъ ґвіafаровъ: и3 посли1те руко1ю и4хъ ко мнЁ всsкъ глаго1лъ, є3го1же ѓще ўслы1шите.
37 И# вни1де хусjй дрyгъ давjдовъ во грaдъ, и3 ґвессалHмъ тогдA вхождaше во їеrли1мъ.

Кни1га вторaz Цaрствъ, ГлавA 16

И# давjдъ пре1йде мaло что2 t рHса, и3 се2, сівA џтрокъ мемфівосfе1овъ въ срётеніе є3мY: и3 супрyгъ nслsтъ њсёдланыхъ, и3 на ни1хъ двёсти хлёбwвъ, и3 сто2 гро1здій, и3 сто2 фjнікwвъ, и3 мёхъ вінA.
И# рече2 цaрь къ сівЁ: что2 сі‰ тебЁ; И# рече2 сівA: nслsта на kжде1ніе до1му царе1ву, ґ хлёбы и3 фjніки на снэде1ніе nтрокHмъ, и3 віно2 пи1ти њслабёвшымъ въ пусты1ни.
И# рече2 цaрь: и3 гдЁ сы1нъ господи1на твоегw2; И# рече2 сівA ко царю2: се2, сэди1тъ во їеrли1мэ, ћкw рече2: дне1сь возвратsтъ ми2 ве1сь до1мъ ї}левъ цaрство nтцA моегw2.
И# рече2 цaрь къ сівЁ: се2, тебЁ вс‰ є3ли6ка сyть мемфівосfе1wва. И# рече2 сівA поклони1всz: да њбрsщу благодaть пред8 nчи1ма твои1ма, го1споди мо1й царю2.
И# пріи1де давjдъ цaрь до ваfірjма, и3 се2, tтyду мyжъ и3схождaше t ро1да до1му саyлz, и4мz же є3мY семе1й сы1нъ гирaнь: и3зы1де же и3сходS и3 проклинaz
и3 кaменіемъ метaz на давjда и3 на вс‰ џтроки царS давjда: и3 вси2 лю1діе и3 вси2 си1льніи њдеснyю и3 њшyюю царS бsху.
И# тaкw рече2 семе1й проклинaz є3го2: и3зы1ди, и3зы1ди, мyжу крове1й и3 мyжу беззако1нный:
возврати2 на тS гDь вс‰ крHви до1му саyлz, поне1же воцари1лсz є3си2 вмёстw є3гw2: и3 даде2 гDь цaрство въ рyцэ ґвессалHма сы1на твоегw2: и3 се2, ты2 въ ѕло1бэ твое1й, ћкw мyжъ крове1й ты2.
И# рече2 ґве1сса сы1нъ сарyинъ ко царю2: почто2 проклинaетъ пе1съ ўме1ршій се1й господи1на моего2 царS; нн7э пойдY, и3 tимY главY є3гw2.
10 И# рече2 цaрь ко ґве1ссэ: что2 мнЁ и3 вaмъ, сы1нове сар{ины; њстaвите є3го2, и3 тaкw да проклинaетъ, ћкw гDь рече2 є3мY проклинaти давjда: и3 кто2 рече1тъ: почто2 сотвори1лъ є3си2 тaкw;
11 И# рече2 давjдъ ко ґве1ссэ и3 ко всBмъ nтрокHмъ свои6мъ: се2, сы1нъ мо1й и3зше1дый и3з8 чре1ва моегw2 и4щетъ души2 моеS, ґ кольми2 пaче сы1нъ їемінjевъ: њстaвите є3го2 проклинaти мS, ћкw рече2 є3мY гDь:
12 не1гли при1зритъ гDь на смире1ніе мое2, и3 возврати1тъ ми2 благ†z вмёстw клsтвы є3гw2 во дне1шній де1нь.
13 И# и3дsше давjдъ и3 вси2 мyжіе є3гw2 путе1мъ: ґ семе1й и3дsше со страны2 горы2 бли1з8 є3гw2 и3ды1й и3 проклинaz, и3 кaменіемъ мещA со страны2 є3гw2, и3 пе1рстію сы1паz.
14 И# пріи1де цaрь и3 вси2 лю1діе и5же съ ни1мъ ўтружде1ни, и3 препочи1ша тY.
15 ҐвессалHмъ же и3 вси2 мyжіе ї}лєвы внидо1ша во їеrли1мъ, и3 ґхітофе1лъ съ ни1мъ.
16 И# бы1сть є3гдA пріи1де хусjй пе1рвый дрyгъ давjдовъ ко ґвессалHму: и3 рече2 хусjй ко ґвессалHму: да живе1тъ цaрь.
17 И# рече2 ґвессалHмъ къ хусjю: сіs ли ми1лость твоS со дрyгомъ твои1мъ; почто2 не tше1лъ є3си2 со дрyгомъ твои1мъ;
18 И# рече2 хусjй ко ґвессалHму: ни2, но в8слёдъ (и3дY), є3го1же и3збрA гDь и3 лю1діе сjи и3 вси2 мyжіе ї}лєвы, тогw2 є4смь, и3 съ тёмъ бyду:
19 и3 второ1е, комY ѓзъ порабо1таю; не пред8 сы1номъ ли є3гw2; ћкоже рабо1тахъ пред8 nтце1мъ твои1мъ, тaкw бyду и3 пред8 тобо1ю.
20 И# рече2 ґвессалHмъ ко ґхітофе1лу: дади1те себЁ совётъ, что2 сотвори1мъ;
21 И# рече2 ґхітофе1лъ ко ґвессалHму: вни1ди къ подло1жницамъ nтцA твоегw2, ±же њстaви стрещи2 до1мъ сво1й, и3 ўслы1шатъ вси2 ї}льтzне, ћкw посрами1лъ є3си2 nтцA твоего2, и3 возмо1гутъ рyки всёхъ сyщихъ съ тобо1ю.
22 И# постaвиша ґвессалHму шате1ръ на палaтэ, и3 вни1де ґвессалHмъ къ подло1жницамъ nтцA своегw2 пред8 nчи1ма всёхъ ї}льтzнъ.
23 И# совётъ ґхітофе1левъ, є3го1же совэщавaше во дни6 пє1рвыz, и4мже њ1бразомъ вопроси1лъ бы кто2 бг7а њ словеси2, тaкw всsкъ совётъ ґхітофе1левъ, и3 и4же давjду, и3 и4же ґвессалHму.

Кни1га вторaz Цaрствъ, ГлавA 17

И# рече2 ґхітофе1лъ ко ґвессалHму: и3зберY нн7э себЁ дванaдесzть ты1сzщъ муже1й и3 востaну, и3 поженY в8слёдъ давjда но1щію,
и3 найдY на него2, и3 то1й ўтружде1нъ и3 њслaбленъ рукaми, и3 ўстрашY є3го2, и3 побэжaтъ вси2 лю1діе и5же съ ни1мъ, и3 ўбію2 царS є3ди1наго:
и3 возвращY вс‰ лю1ди къ тебЁ, и4мже њ1бразомъ њбращaетсz невёста къ мyжеви своемY: ты1 бо то1кмw души2 є3ди1нагw мyжа и4щеши, всBмъ же лю1демъ бyдетъ ми1ръ.
И# ўго1дно сло1во бы1сть пред8 nчи1ма ґвессалHмлима и3 пред8 nчи1ма всёхъ старёйшинъ ї}левыхъ.
И# рече2 ґвессалHмъ: призови1те же и3 хусjа ґрахjина, и3 ўслы1шимъ что2 и3з8 ќстъ є3гw2.
И# вни1де хусjй ко ґвессалHму, и3 рече2 ґвессалHмъ къ немY, глаго1лz: по глаго1лу семY глаго1ла ґхітофе1лъ: сотвори1мъ ли по словеси2 є3гw2; ѓще же ни2, ты2 глаго1ли.
И# рече2 хусjй ко ґвессалHму: не блaгъ совётъ се1й, є3го1же совэщA ґхітофе1лъ є3ди1ною сіе2.
И# рече2 хусjй: ты2 вёси nтцA твоего2 и3 муже1й є3гw2, ћкw си1льни сyть ѕэлw2, и3 гнэвли1ви душaми свои1ми, ћкw медвёдица ч†дъ лише1наz на селЁ, и3 ѓки ве1прь свирёпый на по1ли: и3 nте1цъ тво1й мyжъ боре1цъ, и3 не дaстъ почи1ти лю1демъ:
се1 бо, то1й нн7э скры1сz на нёкоторэмъ хо1лмэ и3ли2 на нёкоторэмъ мёстэ: и3 бyдетъ внегдA напaсти на ни1хъ въ начaлэ, и3 ўслы1шитъ слyшаzй, и3 рече1тъ: бы1сть сокруше1ніе въ лю1дехъ и5же за ґвессалHмомъ:
10 и3 то1й сы1нъ си1лы, є3мyже се1рдце ћкоже се1рдце львY тazщо и3стaетъ: поне1же вёсть ве1сь ї}ль, ћкw си1ленъ nте1цъ тво1й, и3 сы1нове си1лы вси2 и5же съ ни1мъ:
11 тaкw совётуz ѓзъ ўсовётовахъ, и3 собирazсz собере1тсz къ тебЁ ве1сь ї}ль t дaна и3 до вирсавjи, ѓки песо1къ и4же при мо1ри во мно1жествэ, и3 лице2 твое2 и3дyщее посредЁ и4хъ:
12 и3 пріи1демъ къ немY на є3ди1но мёсто, и3дёже њбрsщемъ є3го2 тaмw, и3 њполчи1мсz на него2, ћкоже спaдаетъ росA на зе1млю, и3 не њстaвимъ въ не1мъ и3 въ муже1хъ є3гw2 и5же съ ни1мъ ни є3ди1нагw:
13 и3 ѓще во грaдъ соберyтсz, и3 во1зметъ ве1сь ї}ль ко грaду томY ќжы, и3 совлече1мъ є3го2 въ пото1къ, до1ндеже не њстaнетсz тaмw ниже2 кaмень.
14 И# рече2 ґвессалHмъ и3 вси2 мyжіе ї}льтестіи: блaгъ совётъ хусjа ґрахjина пaче совёта ґхітофе1лева. И# гDь заповёда разори1ти совётъ ґхітофе1левъ благjй, ћкw да наведе1тъ гDь на ґвессалHма ѕл†z вс‰.
15 И# рече2 хусjй ґрахjинъ ко садHку и3 ґвіаfaру їере1ємъ: тaкw и3 тaкw совётова ґхітофе1лъ ґвессалHму и3 старёйшинамъ ї}лєвымъ: и3 ѓзъ тaкw и3 тaкw совётовахъ:
16 и3 нн7э посли1те ско1рw и3 возвэсти1те давjду, глаго1люще: не пребyди но1щь сію2 во ґравHfэ пусты1ни, но пойти2 потщи1сz, да не кaкw поже1ртъ бyдетъ цaрь и3 вси2 лю1діе и5же съ ни1мъ.
17 И# їwнаfaнъ и3 ґхімаaсъ стоsста на студенцЁ рwги1ли, и3 и4де рабы1нz и3 повёда и4ма: и3 тjи и3до1ста и3 возвэсти1ста давjду царю2, ћкw не мого1ста kви1тисz є4же вни1ти во грaдъ.
18 И# ви1дэ и5хъ џтрочищь и3 повёда ґвессалHму. И# и3до1ста џба ско1рw и3 пріидо1ста въ до1мъ мyжа въ ваурjмъ: и3 томY ро1въ на дворЁ, и3 снидо1ста тaмw.
19 И# взS женA, и3 положи2 покро1въ на ќстіи ро1ва, и3 суши2 на не1мъ ґрафHfъ1сёмена, и3 не познaсz глаго1лъ.
20 И# пріидо1ша џтроцы ґвессалw6мли къ женЁ въ до1мъ и3 рёша: гдЁ ґхімаaсъ и3 їwнаfaнъ; И# рече2 и5мъ женA: преидо1ста вмaлэ во1ду. И# и3скaша, и3 не њбрэто1ша, и3 возврати1шасz во їеrли1мъ.
21 Бы1сть же по tше1ствіи и4хъ, и3 и3злэзо1ста и3з8 ро1ва, и3 и3до1ста, и3 возвэсти1ста давjду царю2 и3 глаго1ласта є3мY: востaните, и3 прейди1те ско1рw во1ду, ћкw си1це совэщA на вы2 ґхітофе1лъ.
22 И# востA давjдъ и3 вси2 лю1діе и5же съ ни1мъ и3 преидо1ша їoрдaнъ до свёта заyтра, и3 ни є3ди1нъ не њстA, и4же бы не преше1лъ їoрдaна.
23 И# ґхітофе1лъ ви1дэ, ћкw не сбы1стсz совётъ є3гw2, и3 њсэдлA nслS свое2, и3 востA, и3 tи1де въ до1мъ сво1й, во грaдъ сво1й: и3 заповёда до1му своемY, и3 ўдави1сz, и3 ќмре, и3 погребе1нъ бы1сть во гро1бэ nтцA своегw2.
24 И# давjдъ пре1йде въ манаjмъ, ґвессалHмъ же пре1йде їoрдaнъ сaмъ и3 вси2 мyжіе ї}льтестіи съ ни1мъ.
25 И# ґмессaz постaви ґвессалHмъ вмёстw їwaва над8 си1лою: ґмессaй же сы1нъ мyжа, є3мyже и4мz їеfе1ръ їезраилjтинъ, се1й вни1де ко ґвіге1и дще1ри їессе1инэ, сестрЁ саруjи мaтере їwaвли.
26 И# њполчи1сz ґвессалHмъ и3 ве1сь ї}ль въ земли2 галаaдстэй.
27 И# бы1сть є3гдA вни1де давjдъ въ манаjмъ, и3 ўесвjй сы1нъ наaсовъ t раввafа сынHвъ ґммHнихъ, и3 махjръ сы1нъ ґміи1ль и4же и3з8 лwдавaра, и3 верзеллjй галаадjтинъ и3з8 рwгеллjма,
28 принесо1ша де1сzть постє1ль ўстро1еныхъ и3 коно1бwвъ де1сzть и3 сосyды скудє1льны и3 пшени1цу и3 kчме1нь и3 мукY и3 пшено2 и3 бо1бъ и3 сочеви1цу
29 и3 ме1дъ и3 мaсло и3 џвцы и3 сы1ры кр†віz, и3 принесо1ша давjду и3 лю1демъ и5же съ ни1мъ ћсти: бы1ша бо лю1діе глaдни и3 ўтружде1ни и3 жaждни въ пусты1ни.

Кни1га вторaz Цaрствъ, ГлавA 18

И# соглsда давjдъ всёхъ людjй сyщихъ съ ни1мъ, и3 постaви над8 ни1ми тысzщеначaльники и3 со1тники.
И# послA давjдъ тре1тію чaсть людjй под8 руко1ю їwaвлею и3 тре1тію чaсть под8 руко1ю ґве1ссы сы1на сарyина брaта їwaвлz, и3 тре1тію чaсть под8 руко1ю є3ffе1а геffе1ина, и3 рече2 давjдъ къ лю1демъ: ше1дъ и3зы1ду и3 ѓзъ съ вaми.
И# рёша: не и3зы1ди, ћкw ѓще бёгствомъ побёгнемъ, не положaтъ на нaсъ се1рдца: и3 ѓще ќмремъ по1лъ нaсъ, не положaтъ на нaсъ се1рдца, поне1же ты2 ѓки мы2 де1сzть ты1сzщъ: и3 нн7э лyчше, ћкw њстaнеши во грaдэ на по1мощь нaмъ.
И# рече2 и5мъ цaрь: є4же ўго1дно пред8 nчи1ма вaшима, сотворю2. И# стA цaрь при вратёхъ: и3 вси2 лю1діе и3схождaху стaми и3 ты1сzщами.
И# заповёда цaрь їwaву и3 ґве1ссэ и3 є3ffе1еви, глаго1лz: пощади1те ми2 џтрока ґвессалHма. И# вси2 лю1діе слы1шаша заповёдающа царS всBмъ кнzзє1мъ њ ґвессалHмэ.
И# и3зыдо1ша вси2 лю1діе въ дубрaву сопроти1въ ї}лю: и3 бы1сть брaнь въ дубрaвэ є3фре1мли.
И# падо1ша тaмw лю1діе ї}лєвы пред8 џтрwки давjдовыми, и3 бы1сть сокруше1ніе вели1ко въ то1й де1нь, ћкw двaдесzть ты1сzщъ муже1й.
И# бы1сть тaмw брaнь разсы1пана по лицY всеS земли2: и3 ўмно1жи дубрaва поzдaти людjй, пaче не1же и5хъ поzде2 ме1чь въ то1й де1нь.
И# набэжA ґвессалHмъ на џтроки давjдwвы: ґвессалHмъ же бЁ сэдsй на мскЁ свое1мъ, и3 вбэжA (съ ни1мъ) ме1скъ въ чaщу дyба вели1кагw, и3 њбви1шасz власы2 главы2 є3гw2 на дyбэ, и3 пови1сэ междY не1бомъ и3 земле1ю, ме1скъ же под8 ни1мъ про1йде.
10 И# ви1дэ мyжъ є3ди1нъ и3 возвэсти2 їwaву, и3 рече2: се2, ви1дэхъ ви1сzща ґвессалHма на дyбэ.
11 И# рече2 їwaвъ мyжу возвэсти1вшему є3мY: ѓще ви1дэлъ є3си2, почто2 не ўби1лъ є3си2 є3го2 тaмw на зе1млю; и3 ѓзъ дaлъ бы1хъ тебЁ пzтьдесsтъ с‡кль сребрA и3 по1zсъ є3ди1нъ.
12 И# рече2 мyжъ їwaву: ѓще ты2 вложи1ши въ рyцэ мои2 и3 ты1сzщу с‡кль сребрA, то2 не возложY руки2 моеS на сы1на царе1ва, ћкw при ўшесaхъ нaшихъ заповёда цaрь тебЁ и3 ґве1ссэ и3 є3ffе1еви, глаго1лz: соблюди1те ми2 nтрочA ґвессалHма,
13 не сотвори1ти души2 є3гw2 непрaвды: и3 всsко сло1во не ўтаи1тсz пред8 царе1мъ, ты1 же стои1ши сопроти1внw.
14 И# рече2 їwaвъ: сіе2 ѓзъ начнY, не тaкw пребyду пред8 тобо1ю. И# взS їwaвъ три2 стрэлы6 въ рyцэ свои2, и3 вонзе2 | въ се1рдце ґвессалHму. И# є3ще2 є3мY жи1ву сyщу на дyбэ,
15 и3 њбступи1ша де1сzть џтрwкъ носsщіи nрyжіе їwaвле, и3 порази1ша ґвессалHма, и3 ўмертви1ша є3го2.
16 И# воструби2 їwaвъ трубо1ю ро1жаною, и3 возврати1шасz лю1діе не гнaти в8слёдъ ї}лz, ћкw щадsше їwaвъ людjй.
17 И# взS їwaвъ ґвессалHма, и3 вве1рже є3го2 въ про1пасть вели1ку въ дубрaвэ, и3 складе2 над8 ни1мъ кyпу кaменіz вели1ку ѕэлw2. И# вси2 ї}льтzне бэжaша кjйждо въ селє1ніz сво‰.
18 ҐвессалHмъ же є3ще2 жи1въ сы1й, взS и3 постaви себЁ сто1лпъ во ю3до1ли цaрстэй, рече1 бо, ћкw нёсть ми2 сы1на на пaмzть и4мене моегw2: и3 нарече2 сто1лпъ и4менемъ свои1мъ и3 нарече2 є3го2 рукA ґвессалHмлz, дaже до дне1шнzгw дне2.
19 И# ґхімаaсъ сы1нъ садHковъ рече2 ко їwaву: потекY нн7э и3 возвэщY царю2, ћкw суди2 є3мY гDь t руки2 врагHвъ є3гw2.
20 И# рече2 є3мY їwaвъ: нёси мyжъ ты2 возвэщazй блaго дне1сь, но возвэсти1ши въ де1нь другjй: въ дне1шній же де1нь не добро2 возвэще1ніе, поне1же сы1нъ царе1въ ќмре.
21 И# рече2 їwaвъ хусjю: ше1дъ повёждь царю2 є3ли6ка ви1дэлъ є3си2. И# поклони1сz хусjй їwaву и3 tи1де.
22 И# приложи2 є3ще2 ґхімаaсъ сы1нъ садHковъ и3 рече2 ко їwaву: что2 бyдетъ, ѓще и3 ѓзъ текY в8слёдъ хусjа; И# рече2 їwaвъ: почто2 ты2 хо1щеши тещи2, сы1не мо1й; грzди2, нёсть тебЁ возвэще1ніе въ по1льзу и3дyщему.
23 И# рече2 ґхімаaсъ: что1 бо ѓще потекY; И# рече2 є3мY їwaвъ: тецы2. И# бэжaше ґхімаaсъ путе1мъ рaвнымъ и3 предвари2 хусjа.
24 Давjдъ же сэдsше посредЁ двою2 врaтъ. И# и3зы1де стрaжъ на кро1въ врaтъ ко стэнЁ, и3 воздви1же џчи свои2, и3 ви1дэ, и3 се2, мyжъ текjй є3ди1нъ пред8 ни1мъ.
25 И# возопи2 стрaжъ и3 сказA царе1ви. И# рече2 цaрь: ѓще є3ди1нъ є4сть, блaго возвэще1ніе во ўстёхъ є3гw2. И# и3дsше и3ды1й и3 приближazсz.
26 И# ви1дэ стрaжъ мyжа другaго текyща, и3 возопи2 къ две1ремъ и3 рече2: се2, мyжъ и3 другjй текyщь є3ди1нъ. И# рече2 цaрь: и3 то1й є4сть блaго возвэщazй.
27 И# рече2 стрaжъ: ѓзъ ви1жду тече1ніе пе1рвагw, ћкw тече1ніе ґхімаaса сы1на садHкова. И# рече2 цaрь: мyжъ блaгъ се1й, и3 возвёстіе благо1е пріи1детъ.
28 И# возопи2 ґхімаaсъ и3 рече2 ко царю2: ми1ръ. И# поклони1сz царю2 лице1мъ свои1мъ на зе1млю и3 рече2: блгcве1нъ гDь бг7ъ тво1й, и4же затвори2 муже1й воздви1гшихъ рyки сво‰ на господи1на моего2 царS.
29 И# рече2 цaрь: ми1ръ ли џтрочищу ґвессалHму; И# рече2 ґхімаaсъ: ви1дэхъ мно1жество вели1ко веселsщеесz, є3гдA tпущaше рaбъ царе1въ їwaвъ рабA твоего2, и3 не разумёхъ что2 тaмw.
30 И# рече2 цaрь: возврати1сz, и3 стaни здЁ. И# ше1дъ стA созади2.
31 И# се2, хусjй в8слёдъ є3гw2 пріи1де и3 рече2 царю2: возвэщaетсz блaго господи1ну моемY царю2, ћкw суди2 тебЁ гDь дне1сь t руки2 всёхъ востаю1щихъ на тS.
32 И# рече2 цaрь къ хусjю: ми1ръ ли џтрочищу ґвессалHму; И# рече2 хусjй: да бyдутъ, ћкоже џтрочищь, врази2 господи1на моегw2 царS, и3 вси2 є3ли1цы востaша нaнь ѕло1бою.
33 И# смzте1сz цaрь, и3 взы1де на го1рницу ћже на вратёхъ, и3 плaкасz: и3 тaкw глаго1лаше, є3гдA плaкаше: сы1не мо1й, ґвессалHме, сы1не мо1й, сы1не мо1й, ґвессалHме: кто2 дaстъ сме1рть мнЁ вмёстw тебє2; ѓзъ вмёстw тебє2, ґвессалHме, сы1не мо1й, сы1не мо1й, сы1не мо1й ґвессалHме.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

16:21 Действие Авессалома представляет собой нечто большее, чем вызывающе дурной поступок: овладевая гаремом своего отца, он утверждает право наследования (ср 2 Цар 3:7).


17:23 Единственный случай самоубийства, упомянутый в ВЗ, за исключением самоубийства воинов, налагающих на себя руки, чтобы не быть захваченными врагами (Суд 9:54; 1 Цар 31:4сл; 3 Цар 16:18; 2 Макк 14:41сл), и совершенно особого случая Самсона (Суд 16:28сл).


2 Цар 21-24


1 и 2 кн Царств в еврейской Библии составляют одну книгу, под названием кн Самуила, которого считали их автором. Разделение на две книги восходит к греч переводу. В нем эти книги названы 1 и 2 кн Царств, и объединены с двумя следующими книгами, получившими название 3 и 4 кн Царств. В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (1 и 2), а две последующие называются 1 и 2 кн Царей. По сравнению с другими книгами ВЗ текст этих книг плохо сохранился. Греч перевод LXX довольно далек от евр — однако восходит к прототипу, значительные фрагменты которого найдены в Кумранских пещерах. Существовало, следовательно, несколько еврейских «рецензий» (вариантов) книг Самуила.

В 1 и 2 кн Царств можно различить пять частей: а) Самуил (1 Samuelis 1-7); б) Самуил и Саул (1 Samuelis 8-15); в) Саул и Давид (1 Samuelis 162 Samuelis 1); г) Давид (2 Samuelis 2-20); д) приложения (2 Samuelis 21-24).

Автор этого труда комбинирует или просто располагает в последовательном порядке материалы различного, письменного или устного, происхождения о начале периода монархии. Приведен рассказ о ковчеге Завета и о его захвате филистимлянами (1 Samuelis 4-6), продолжающийся в 2 Samuelis 6. Он обрамлен двумя другими рассказами: 1) о детстве Самуила (1 Samuelis 1-2); 2) о том, как он в качестве последнего из Судей исполнял обязанности правителя; в заключении предвосхищается избавление от ига филистимлян (1 Samuelis 7). Самуил играет первостепенную роль в деле учреждения царской власти (1 Samuelis 8-12). В изложении ее становления уже давно различали две группы преданий: 9—10 1-16; 11 с одной стороны и 8, 10-17-24; 12 — с другой. Первую группу принято называть монархической версией данных событий, а вторую, считавшуюся позднейшей, — «антимонархической». В действительности же обе версии древнего происхождения и отражают лишь две различные тенденции. «Антимонархичность» второй заключается лишь в том, что она осуждает такого рода царскую власть, которая не достаточно считается с суверенной властью Бога. Войны Саула с филистимлянами описываются в гл 13—14, а первая версия об его отвержении дана в 1 Samuelis 13:7-13. Другая версия того же события излагается в гл 15 в связи с войной против амалекитян. Это утверждение подготавливает помазание Давида Самуилом (1 Samuelis 16:1-13). Параллельные и, по-видимому, одинаково древние предания о первых шагах Давида и его столкновениях с Саулом находятся в 1 Samuelis 16:42 Samuelis 1, где часто встречаются повторения. Конец этой истории дан в 2 Samuelis 2-5: Давид в результате правления в Хевроне, войны с филистимлянами и взятия Иерусалима утверждается как царь всего Израиля (2 Samuelis 5:12). В гл 6 автор возвращается к истории ковчега Завета; гл 7 содержит пророчество Нафана, а гл 8 представляет собою редакционное резюме.

С 2 Samuelis 9 по 1 Regum 1-2 рассказана история семьи Давида и ее борьбы за наследование престола; она описана очевидцем в первую половину царствования Соломона и прервана гл 2 Samuelis 21-24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида.

Первая и вторая книги Царств охватывают период, простирающийся от возникновения израильской монархии до конца царствования Давида. Экспансия филистимлян — битва под Афеком (приблиз. в 1050 г) — поставила под угрозу само существование Израиля и принудила его установить монархию. Саул (около 1030 г) выступает сначала как судья, но будучи признан всеми коленами, становится их главою. Так возникает царская власть. Начинается освободительная война, и филистимляне вынуждены возвратиться в свои пределы (1 Samuelis 14); позднейшие столкновения происходят уже на окраинах израильской территории, в Теревинфской долине (1 Samuelis 17) и на Гельвуйской горе (1 Samuelis 28 и 1 Samuelis 31). В этой последней битве, закончившейся полным поражением Израиля, погибает Саул (ок. 1010 г). Национальное единство снова под угрозой: в Хевроне «мужи Иудины» помазали на царство Давида, северные же колена противопоставили ему Иевосфея, потомка Саула, укрывшегося в Заиордании. Но убийство Иевосфея изменяет положение, и весь Израиль признает Давида царем.

2 кн Царств лишь кратко касается политических результатов царствования Давида, хотя они были весьма значительны. Филистимляне были окончательно изгнаны, объединение территории завершилось поглощением хананейских «островков» и, прежде всего, Иерусалима, ставшего политической и религиозной столицей царства. Покорено было все Заиорданье, и Давид распространил свою власть на южную Сирию. Однако после смерти Давида (ок. 970 г) оказалось, что национальное единство не стало еще достаточно прочным. Хотя Давид был царем Израиля и Иуды, они не раз противостояли друг другу: мятеж Авессалома был поддержан северянами, а Сива, из колена Вениаминова, пытался возмутить народ криком: «К шатрам твоим, Израиль!». Раскол уже предчувствовался.

Религиозный смысл этих книг в том, что в них указываются условия и трудности установления теократического порядка на земле. Этот идеал был достигнут при Давиде. До него мы видим неудачу Саула, а после него — нечестивых царей, поведение которых вызвало гнев Божий и привело к национальной катастрофе. С пророчеством Нафана пробуждается мессианская надежда, питаемая обетованиями, данными дому Давидову. Авторы НЗ-ных книг трижды ссылаются на него (Actus 2:30; 2 Corinthios 6:18; Hebraeos 1:5). Иисус — потомок Давида, и наименование «сын Давида», данное ему народом, является признанием Его как Мессии. Отцы Церкви проводили параллель между жизнью Давида и жизнью Иисуса Христа, избранного для спасения всех, царя духовного Израиля и все же, подобно Давиду, гонимого Своими.

В еврейской Библии исторические книги (Иисуса Навина, Судей и Царств) называются «Небиии ришоним». т.е. «Ранние пророки», в противоположность «Поздним пророкам»: Исайе, Иеремии, Иезёкиилю, Даниилу и двенадцати «малым пророкам». Предание приписывало их составление пророкам: Иисусу Навину, Самуилу и Иеремии. Уже само название этих книг свидетельствует о том, что составители не являются историками в древнем и, тем более, современном смысле слова. Они — глашатаи Слова Божия, избравшие главной темой своих книг отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность — неверность в особенности — Богу Завета. Приводя примеры из прошлого, они излагают религиозное учение, выступают как пророки и наставники народа. Их интересуют не столько минувшие события, сколько уроки, которые можно из них извлечь.

Однако назидательный характер «Ранних пророков» не лишает их повествование исторической ценности. Составители этих книг опираются на обширный материал первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые свящ. писатели часто ссылаются (2 Цар 1:18; 3 Цар 11:41; 3 Цар 14:19; ср 2 Пар 27:7).

Исторические книги составляют одно целое, завершенное не ранее 562 г до Р.Х. (4 Цар 25:27). В Библии они следуют непосредственно за Пятикнижием: в конце кн Втор Иисус Навин указан как преемник Моисея, а события кн Ис Нав начинаются как раз на другой день после смерти законодателя Израиля.

Духовный смысл сборника можно кратко сформулировать следующим образом: Ягве, положив начало существованию Своего народа, ведет его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он отдает Израилю Землю Обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху плена Вавилонского.

Второзаконие исторически обосновало учение об избранности Израиля и определило вытекающее отсюда его теократическое устройство; вслед затем кн Ис Нав рассказывает о поселении избранного народа в Обетованной Земле, кн Судей излагает чередование отступничеств и помилований, 1 и 2 кн Царств повествуют о кризисе, приведшем к установлению царской власти и подвергшем опасности теократический идеал, который затем осуществляется при Давиде; 3 и 4 кн Царств описывают упадок, начавшийся при Соломоне: несмотря на благочестие некоторых царей, произошел целый ряд отступничеств, за которые Бог покарал Свой народ.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

15:32  Архитянин, т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и Атарофом.


15:33  Будешь мне в тягость, так как вид твоего непритворного горя будет только угнетать меня.


16:1  Сива, слуга Мемфивосфея — см. гл. 9.


16:2  Ослы для царского дома Давида, хлеб и плоды для пищи отрокам, оставшимся верными изгнаннику; а вино для тех из окружающих царя, кто ослабеет от движения в пустыне.


16:3-4 Ср. 19:24-30.


16:5  Бахурим — на пути из Иерусалима к Иордану.


16:10  Господь повелел, т. е. попустил, ему злословить Давида.


16:11  Там больше сын Вениамитянина — из колена прежнего царя Саула.


16:16  Хусий Архитянин — см. 15:32-37.


16:21 «Это должно было быть, с одной стороны, выразительным символом фактического вступления в права низложенного царя, с другой — средством сделать примирение с отцом невозможным, так чтобы и сам Авессалом не мог возвратиться назад, и все взявшие его сторону не могли бы более колебаться между ним и Давидом» (Я. Богородский. Еврейские цари. С. 224).


16:22 См. 12:11-12.


17:8  Отец твой — человек воинственный — сведущий в военном деле; зная возможности неожиданного ночного нападения неприятелей, он не останется ночевать с народом на открытом месте.


17:14  Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести (попустить) бедствие на Авессалома. Если бы Авессалом согласился с предложением Ахитофела, то беспорядочная толпа сторонников Давида, утомленная впечатлениями дня и поспешным бегством, несомненно понесла бы полное поражение со стороны свежих, правильно организованных войск Авессалома.


17:16  Не оставайся в эту ночь на равнине, в пустыне реки Иордан, но поскорее перейди через эту реку.


17:17  Они пошли и известили, т. е. пошли, чтобы известить. Слова ибо они не могли показаться в городе Иерусалиме поясняют то, почему Ионафан и Ахимаас ожидали нужных им известий в предместье города, у источника Рогель.


17:18  И увидел их отрок — из числа стражи Авессалома.


17:23 См. прим. к 14 ст.


17:24  Маханаим — город средней части восточного Заиорданья, к югу от Иависа Галаадского.


17:25 Точно так же, как и Иоав, Амессай был племянник Давида, только от другой сестры.


17:27 Евреи восточного Заиорданья держались в стороне от движений в западном Заиорданье и отличались большей верностью данному ими слову или клятве. Верные присяге Саулу, они продолжали быть верными и его сыну Иевосфею, пока сила вещей не побудила их присягнуть Давиду. Присягнув Давиду, галаадитяне хотели быть верными ему до последней возможности.


18:2  И отправил Давид людей — в поход против Авессалома.


18:3 Заботясь о безопасности царя, военачальники имели в виду, вероятно, и то обстоятельство, что отец в войне с сыном не будет обладать хладнокровием, необходимым для руководителя сражения.


18:4  И стал царь у ворот города Маханаим.


18:6 Под лесом Ефремовым некоторые (Гуго Гроций и др.) разумеют то место восточного Заиорданья, где некогда судья Иеффай поразил ефремлян (Суд 12).


18:8  И лес погубил народа больше, чем сколько истребил меч в тот день. Разбитое войско Авессалома бросилось было искать себе защиты в лесу, но здесь было или встречено засадой, или просто рассеяно и истребляемо порознь.


18:17  Все израильтяне — составлявшие войско Авессалома.


18:18 В окрестностях Иерусалима, в долине Иосафата, и по сие время существует памятник, носящий название Гробницы Авессалома. По свидетельству ученых, еврейские раввины с древних времен приказывали родителям непослушных детей водить последних в долину Иосафата, к Гробнице Авессалома, и, рассказав им историю непокорного сына Давидова, заставлять их бросать в памятник камни (Гейки. Святая земля и Библия).


На вопрос о том, почему, заметив выше (14:27), что Авессалом имел трех сыновей и одну дочь, писатель сообщает теперь, что Авессалом поставил себе памятник во увековечение вследствие отсутствия у него сыновей, блаж. Феодорит отвечает: «Справедливо то и другое, ибо вероятно как то, что он рождал детей, так и то, что дети его умирали. Иосиф же ( Флавий ) замечает, что Авессалом сделал это потому, что дети не могли жить долго; здание же могло долее сохранить память о нем» (блаж. Феодорит. Толк. на 2 Цар, вопр. 34).


18:21 Имеется в виду не советник царя Хусий (15:32-37; 17:5-16), а некто иной. По мнению Властова (Священная летопись. Т. IV), вместо «Хусий» следует в данном случае читать «хушит» или «кушит», т. е. поселенец, раб или наемник еврейский «из ефиоплян».


18:24  Между двумя воротами городской стены — внешними и внутренними.


18:25  Если один, то весть в устах его, т. е. если идет один, то это, по всей вероятности, вестник о благополучном ходе военных действий, так как пораженные в бою не идут, а бегут, и притом целыми группами.


18:29 Желая порадовать царя приятной вестью о победе его войска, Ахимаас не решался сообщить отцу о гибели сына.


Название и разделение книг в Библии. Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств) называлась «Сефер Шемуель», т. е. «Книга Самуила», так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась «Сефер Мелахим», т. е. «Книга Царей», так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти, где они получили названия: «Βασιλείων πρώτη (βίβλος)», т. е. «Первая книга Царств»; Βασιλείων δευτέρα — «Вторая книга Царств»; Βασιλείων τρίτη — «Третья книга Царств»; Βασιλείων τετάρτη — «Четвертая книга Царств». Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили такой вид: «Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus» («Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей»); «Liber secundus Samuelis, quem nos secundum Regum dicimus» («Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей»); «Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim» («Третья книга Царей, по еврейскому счету — Первая книга Мелахим — Царей»); «Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus» («Четвертая книга Царей, по еврейскому счету — Вторая книга Мелахим — Царей»).

Впрочем, в каноническом счислении книг Ветхого Завета Православная Церковь удержала древнееврейское деление книг Царств на две книги, соединяя воедино Первую и Вторую книги Царств, а также Третью и Четвертую книги.

Содержание книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о распадении еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства.

Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех книг Царств, превышает 500 лет.

Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил, Натан и Гад (1 Paralipomenon 29:29). Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Натана и Гада, дополнил их (1 Samuelis 5:5; 1 Samuelis 6:18; 1 Samuelis 9:9; 1 Samuelis 27:6; 2 Samuelis 4:3) и придал им объединенный, законченный вид.

Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Натаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: «Книга дел Соломоновых» (1 Regum 11:41); «Летопись царей иудейских» (1 Regum 14:29; 1 Regum 15:7.23; 1 Regum 22:46; 2 Regum 8:23); «Летопись царей израильских» (1 Regum 14:19; 1 Regum 15:31; 1 Regum 16:5.14.20.27; 1 Regum 22:39; 2 Regum 1:8; 2 Regum 10:34). Кто-либо из последних ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской древности — пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.

Исторические книги


По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1, четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского, Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфь и Царств 2. Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов, – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский, – божественных писаний Ветхого завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Это двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение. Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кегубим» – священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона, I, 8), дают понять, что он считал кн. Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Того же взгляда держался, по-видимому, и Иисус сын Сирахов, В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса́... и... повести» (Сир 44.3–5), т. е. учительные и исторические книги. Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник. Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью».

Относя одну часть наших исторических книг к разделу пророков, «узнавших по вдохновенно от Бога раннейшее, а о бывшем при них писавших с мудростью» (Иосиф Флавий. Против Аппиона I, 7), и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг, иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные. Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы Божественными» (Против Аппиона I, 8). Позднее, как видно из талмудического трактата Мегилла, поднимался спор о богодухновенности книг Руфь и Есфирь; но в результате его они признаны написанными Духом Святым. Одинакового с ветхозаветной церковью взгляда на богодухновенность исторических книг держится и церковь новозаветная (см. выше 85 Апостольское правило).

Согласно со своим названием, исторические книги налагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480–1442 г. до Р. X.) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. X.), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Имевшие место в течение данного периода факты излагаются в исторических книгах или вполне объективно, или же рассматриваются с теократической точки зрения. Последняя устанавливала, с одной стороны, строгое различие между должными и недолжными явлениями в области религии, а с другой, признавала полную зависимость жизни гражданской и политической от веры в истинного Бога. В зависимости от этого излагаемая при свете идеи теократии история народа еврейского представляет ряд нормальных и ненормальных религиозных явлений, сопровождавшихся то возвышением, подъемом политической жизни, то полным ее упадком. Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3–4 кн. Царств, кн. Паралипоменон и некоторым частям кн. Ездры и Неемии (Неем 9.1). Обнимаемый историческими книгами тысячелетний период жизни народа еврейского распадается в зависимости от внутренней, причинной связи явлении на несколько отдельных эпох. Из них время Иисуса Навина, ознаменованное завоеванием Палестины, представляет переходный момент от жизни кочевой к оседлой. Первые шаги ее в период Судей (1442–1094) были не особенно удачны. Лишившись со смертью Иисуса Навина политического вождя, евреи распались на двенадцать самостоятельных республик, утративших сознание национального единства. Оно сменилось племенной рознью, и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в обшей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (Суд.5.15–17, 6.35, 8.1). В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (Суд.19). Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (Суд.17). Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21.25). Но эти же отрицательные стороны и явления оказались благодетельными в том отношении, что подготовили установление царской власти; период судей оказался переходным временем к периоду царей. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (1Цар 7.15–17). И так как, с другой стороны, такой сдерживающей народ силой не могла быть религия, – он еще недоразвился до того, чтобы руководиться духовным началом, – то объединение могло исходить от земной власти, какова власть царская. И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы... и мужи Иудины» (1Цар 11.8). Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (1Цар 8.20), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (1Цар 14.47–48) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (1Цар 31). С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (2Цар 2.4), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (2Цар 2.8–9). Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (2Цар 5.1–3), и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Ее достижению способствуют и постоянные войны, как общенародное дело, они поддерживают сознание национального единства и отвлекают внимание от дел внутренней жизни, всегда могущих подать повод к раздорам, и целый ряд реформ, направленных к уравнению всех колен пред законом. Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (1Пар 27.1), уравнивает народ по отношению к военной службе. Превращение нейтрального города Иерусалима в религиозный и гражданский центр не возвышает никакое колено в религиозном и гражданском отношении. Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (1Пар 26.29–30) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (1Пар 27.16–22) уравнивает всех пред судом. Поддерживая равенство колен и тем не давая повода к проявлению племенной розни, Давид остается в то же самое время в полном смысле самодержавным монархом. В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (1Пар 27.34), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей.

Правление сына и преемника Давидова Соломона обратило ни во что результат царствования его отца. Необыкновенная роскошь двора Соломона требовала громадных расходов и соответствующих налогов на народ. Его средства шли теперь не на общегосударственное дело, как при Давиде, а на удовлетворение личных нужд царя и его придворных. Одновременно с этим оказался извращенным правый суд времени Давида: исчезло равенство всех и каждого пред законом. На этой почве (3Цар 12.4) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (3Цар 11.26. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (3Цар 12) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (3Цар 12.20). Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (3Цар 12.4), и нежелание Ровоама облегчить его. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (3Цар 12.16), т. е. у нас нет с ним ничего общего; мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходила через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне.

Разделением единого царства (980 г. до Р. Х.) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. Начатые Ровоамом (3Цар 12.21, 14.30; 2Пар 11.1, 12.15), они продолжаются при Авии, избившем 500 000 израильтян (2Пар 13.17) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (2Пар 13.19), и на время заканчиваются при Асе, истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Моахи и всей земли Неффалимовой (3Цар 15.20). Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (2Пар 18.1), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (2Пар 21.6). Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. С перерывами (3Цар 22.1) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (3Цар 20), Иорама (4Цар 8.16–28), Ииуя (4Цар 10.5–36), Иоахаза (4Цар 13.1–9) и Иоаса (4Цар 13.10–13) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (4Цар 13.7). Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский, (Ibid: ср. 4Цар 8.12). Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (4Цар 14.9–14, 2Пар 25.17–24) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (4Цар 14.25). Обессиленные целым рядом этих войн, израильтяне оказываются, наконец, не в силах выдержать натиск своих последних врагов – ассириян, положивших конец существованию десятиколенного царства. В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (960–721). Оно пало, истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн. В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства. Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Действительно, в начале своего существования двухколенное царство располагало лишь 120 000 или по счислению александрийского списка 180 000 воинов и потому, естественно, не могло отразить нашествия египетского фараона Сусакима. Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (2Пар 12.4, 8–9). Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (2Пар 11.17). Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным. По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (2Пар 13.19), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (2Пар 14.8). Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада сирийского (3Цар 15.18–19). При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (2Пар 17.7–10), об урегулировании суда и судебных учреждений (2Пар 19.5–11), строит новые крепости (2Пар 17.12) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (2Пар 17.10–11), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (2Пар 18.1). Необходимый для Иосафата, как средство к выполнению вышеуказанных реформ, этот последний сделался с течением времени источником бедствий и несчастий для двухколенного царства. По представлению автора Паралипоменон (2Пар 21), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (2Пар.21.10), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (2Пар.21.16–17), в возмущении жителей священнического города Ливны (2Пар.21.10) и в бесполезной войне с сирийцами (2Пар 22.5). Сказавшееся в этих фактах (см. еще 2Пар 21.2–4, 22.10) разложение двухколенного царства было остановлено деятельностью первосвященника Иоддая, воспитателя сына Охозии Иоаса, но с его смертью сказалось с новой силой. Не успевшее окрепнуть от бедствий и неурядиц прошлых царствований, оно подвергается теперь нападению соседей. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (Иоиль 3.6, Ам 1.9); идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (Ам 1.6, Иоиль 3.19); наконец, Азаил сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим, и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (4Цар 12.18). Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством – 4Цар 14.9–14,, 2Пар 25.17–24 и вторжение идумеев – Ам 9.12), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона. Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (2Пар 26.6–8). Могущество Озии было настолько значительно, что, по свидетельству клинообразных надписей, он выдержал натиск Феглафелассара III. Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (2Пар 26.10). С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (Ис 2.7). Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам. За время их правления Иудейское царство как бы собирается с силами для предстоящей борьбы с ассириянами. Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея, идумеян и филистимлян (2Пар 28.5–18). По выражению Вигуру, он, сам того не замечая, просил волка, чтобы тот поглотил его стадо, (Die Bibel und die neueren Entdeckungen. S. 98). И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань ((2Пар 28.21). Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (Ис 30.7, 15, 31.1–3). Первое событие лишало Иудейское царство последнего прикрытия со стороны Ассирии; теперь доступ в его пределы открыт, и путь к границам проложен. Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи. Союз с Египтом, перешедший с течением времени в вассальную зависимость, заставил ее принять участие сперва в борьбе с Ассирией, а потом с Вавилоном. Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. В качестве союзницы Египта, с которым вели при Езекии борьбу Ассирияне, Иудея подверглась нашествию Сеннахерима. По свидетельству оставленной им надписи, он завоевал 46 городов, захватил множество припасов и военных материалов и отвел в плен 200 150 человек (Schrader jbid S. 302–4; 298). Кроме того, им была наложена на Иудею громадная дань (4Цар 18.14–16). Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. И, тем не менее, преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян. Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (2Пар 33.11). Начавшееся при преемнике Ассаргадона Ассурбанипале ослабление Ассирии сделало для Иудеи ненужным союз с Египтом. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (2Пар 35.20), но погибает в битве при Мегиддоне (2Пар 35.23). С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (4Цар 23.33, 2Пар 36.1–4), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. Стремление Нехао утвердиться, пользуясь падением Ниневии, в приефратских областях встретило отпор со стороны сына Набополассара Навуходоноора. В 605 г. до Р. X. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима иудейского (4Цар 24.1, 2Пар 36.5). От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия (Иер 37.5, Иез 17.15) отложился от Навуходоносора (4Цар 24.20, 2Пар 36.13), навлек нашествие вавилонян (4Цар 25.1, 2Пар 36.17) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры (Иер 37.7), погиб сам и погубил страну.

Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3Цар 14.22–24, 2Пар 11.13–17), языческим и кончило свою политическую жизнь (4Цар 24.19, 2Пар 36.12). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (2Пар 17.7–10); второй предпринимает публичное чтение закона (4Цар 23.1–2, 2Пар 34.30) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (2Пар 30.26). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар 20.33), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (2Пар 14.3, 15.8, 17.6 и т. п.). Благодаря подобным обстоятельствам, религия Иеговы и язычество оказывались далеко неравными силами. На стороне последнего было сочувствие народа; оно усвоялось евреем как бы с молоком матери, от юности входило в его плоть и кровь; первая имела за себя царей и насильно навязывалась ими нации. Неудивительно поэтому, что она не только была для нее совершенно чуждой, но и казалась прямо враждебной. Репрессивные меры только поддерживали данное чувство, сплачивали язычествующую массу, не приводили к покорности, а, наоборот, вызывали на борьбу с законом Иеговы. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии. При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь, и Иерусалим... наполнился ею... от края до края» (4Цар 21.16), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. Равным образом и реформа Иосии, проведенная с редкою решительностью, помогла сосредоточению сил язычников, и в начавшейся затем борьбе со сторонниками религии они подорвали все основы теократии, между прочим, пророчество и священство, в целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (Иер 23.6). Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (Иер 23.3). Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. После нее уж не было больше и попыток к поддержанию истинной религии; и в плен Вавилонский евреи пошли настоящими язычниками.

Плен Вавилонский, лишив евреев политической самостоятельности, произвел на них отрезвляющее действие в религиозном отношении. Его современники воочию убедились в истинности пророческих угроз и увещаний, – в справедливости того положения, что вся жизнь Израиля зависит от Бога, от верности Его закону. Как прямой и непосредственный результат подобного сознания, возникает желание возврата к древним и вечным истинам и силам, которые некогда создали общество, во все времена давали спасение и, хотя часто забывались и пренебрегались, однако всегда признавались могущими дать спасение. На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии). В основу дальнейшей жизни и истории теперь полагается принцип обособления, изолированности.


* * *


1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина».

2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая».

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

15:32 Хушай из Арки (Ис Нав 16:2) был другом царя (ср. ст. 37, 1 Пар 27:33) - вероятно, один из придворных титулов.


16:3 Букв.: дом Израилев.


16:10 Или (ближе к букв.): что между нами общего?


17:3 Масоретский текст в этом месте не вполне ясен, в LXX: весь народ я приведу к тебе, как невесту к жениху, кроме одного…


17:18 Или: резервуар - высеченная в камне подземная цистерна для сбора дождевой воды.


17:25 LXX: измаильтянина.


17:28 Масоретский текст еще раз добавляет: и жареное зерно.


18:8 Букв.: по всей стране.


18:11 Т.е. 115 г.


18:12 Т.е. около 11,5 кг.


18:13 Или: а ты бы покинул меня.


18:22 Здесь точный смысл масоретского текста не ясен.


Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Перед решающей битвой Давид просит военачальников сохранить жизнь Авессалому. Даже в разгар кровопролития для Давида он всё равно «отрок», 

 

Хусий сумел разрушить совет Ахитофела и тем самым спасти Давида. При этом совет Хусия, при всей его нереальности, логически выверен и обоснован... 

 

Реакция родственников Саула на заговор Авессалома выглядит странной. Дело даже не в неблагодарности за гуманное обращение... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).