Библия-Центр
РУ

Краткий словарь библейских фразеологизмов

Л.Г. Кочедыков, Л.В. Жильцова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

ПЕРЕД БОГОМ ВСЕ РАВНЫ.

Иов 3:19. Малый и великий там равны [за порогом жизни], и раб свободен от господина своего. Мих.

ПЕРЕКОВАТЬ МЕЧИ НА ОРАЛА. Книжн. Перейти от войны к мирной политике.

Ис. 2:4. И Он будет судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, не будут более учиться воевать. (Орало, рало (ст.-сл.) — соха, плуг.) Аш.; Аф.

ПЕРСТ БОЖИЙ. Указание свыше; судьба, предрешенность чего-л. или закономерное следствие.

Исх. 8:17-19. Явились мошки на людях и на скоте. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И сказали волхвы Фараону: это перст Божий. См.: Лк. 11:20. Мих.

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ. Книжн. Вершина творчества какого-л. автора; высшее достижение в какой-л. области.

По названию книги, которую, по преданию, написал царь Соломон. Аш.; Ш.; Аф.

ПЕСЬИ МУХИ. Книжн. О досаждающих неприятностях.

Исх. 8:21-24. Если не отпустишь народа Моего, я пошлю на тебя и рабов твоих и на народ твой и на домы твои песьих мух. (Одна из египетских казней). Мих.

ПЕТЬ ЛАЗАРЯ. Ирон. Неодобр. Прикидываться несчастным, стараясь разжалобить, плакаться, жаловаться на свою судьбу, участь.

По евангельской притче о нищем Лазаре (Лк. 16:20-21), который лежал в струпьях у ворот богача и желал напитаться крохами с его стола. Аш.; Мих.; Мол.; Г.; Ш.

ПИТАТЬСЯ МАННОЙ НЕБЕСНОЙ. Недоедать, не имея достаточно пищи.

Исх. 16:14-16, 31. ...И вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели Сыны Израилевы и говорили друг другу: «Что это?» И Моисей сказал им: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу...» И нарек дом Израилев имя хлебу тому: манна... Аш.; Ш.; Мол.; Аф.

ПИТАТЬСЯ МЕДОМ И АКРИДАМИ. Книжн. Постничать, жить впроголодь.

Мк. 1:6. Иоанн же [Креститель] носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. (Акрида (ст.-сл.) — съедобная саранча.) Аш.; Ш.; Мол.

ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ. Шутл. Обращение к новобрачным.

Быт. 1:28. [Создав мужчину и женщину] Бог благословил их и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... Мих.

ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ чьей, кого, чего. ПЛОТЬ И КРОВЬ чья, кого, чего. Книжн. 1. Родной ребенок. О кровном родстве. 2. Порождение, детище кого-л., чего-л. Об идейном родстве.

Быт. 2:22-23. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего».
Мф. 16:17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажет ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах... Мих.; Аш.; Ш.; Мол.; Г.; Аф.; ФС.

ПОДОБНЫЙ ПОДОБНОГО ЛЮБИТ.

Сир. 13:19. Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек — ближнего своего. Мих.

ПОД СВОЕЙ СМОКОВНИЦЕЙ. Книжн. Дома, в покое и благоденствии.

3 Цар. 4:25. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. См.: Ин. 1:48. Аш.; М.

ПОКОРНОЕ СЛОВО ГНЕВ УКРОЩАЕТ.

Притч. 15:1. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Мих.

ПОМНИ (ЧЕЛОВЕК), ЧТО ТЫ ПРАХ И В ПРАХ ВОЗВРАТИШЬСЯ. Книжн. Сентенция о бренности человеческой жизни.

Быт. 3:19. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься. Б.-Ш.

ПОМНИ ПОСЛЕДНЯЯ ТВОЯ. Книжн. Помни о том, что жизнь не вечна.

Сир. 7:39. Во всех делах твоих помни о конце твоем и вовек не согрешишь. Мих.

ПО МОРЮ (ВОДЕ) АКИ ПО СУХУ. Ирон. Шутл. О легком преодолении какого-л. препятствия.

Евр. 11:29. Верою перешли они Чермное море аки по суху земли. (Апостол Павел приводит примеры истинной веры. Здесь пример того, как Моисей перевел евреев через море, а египтяне, которые не верили, потонули). См.: Пс. 105:9, 77:13. Мих.

ПОМЯНИ, ГОСПОДИ, ЦАРЯ ДАВИДА И ВСЮ КРОТОСТЬ ЕГО. 1. Возглас страха при гневе собеседника. 2. Шутл. Произносят при икании или зевоте.

По библейскому сказанию о сыне Товита, Товии, который пошел к реке помыться, но из реки показалась рыба и широко разинула рот, желая проглотить юношу. Тогда он и произнес эту фразу (Тов. 6:3). Мих.

ПОМЯНИ, ГОСПОДИ, ЦАРЯ СОЛОМОНА И ВСЮ ПРЕМУДРОСТЬ ЕГО. Ирон. Намек на явную глупость и нелепость речей говорящего.

3 Цар. 4:29-34. И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий ум, как песок на берегу моря. Мудрость Соломона была выше всех сынов Востока и всей мудрости египтян. См.: 3 Цар. 5; 7:12; 10:4-24. Мих.

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ чьему, кого. Одинаково, точно так же; чрезвычайно сходно с чем-нибудь.

Быт. 1:11, 26. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее ...И сказал Бог: «Сотворим человека по образу и подобию нашему»... Аш.; Мих.; Ш.; Аф.; Г.; Мол.

ПОПИРАТЬ НОГАМИ. Книжн. Унижать, действовать несправедливо, насильственно.

Пс. 17:43. Я рассеиваю [врагов], как прах перед лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
Пс. 43:6. ...Во имя Твое попрем ногами восстающих на нас. Мих.

ПО ПЛОДАМ (ДЕЛАМ) ИХ УЗНАЕТЕ ИХ. Книжн. Предостережение тем, кто простодушно доверяет призывам или уговорам, маскирующим недобрые замыслы.

Мф. 7:15-16. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

ПОСЛЕДНЯЯ БЫША ГОРШЕ ПЕРВЫХ. Книжн. О еще худшем конце плохого начала.

2 Цар. 13:16. И [Фамарь] сказала ему: нет [брат], прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною. (По библейскому преданию, Амнон, сын Давида, обесчестил сестру Авессалома Фамарь и выгнал ее). Мих.

ПОСЛУШАНИЕ ПАЧЕ МОЛИТВЫ И ПОСТА (ПАЧЕ ЖЕРТВЫ).

1 Цар. 15:22-23. И отвечал Самуил (царю Саулу): неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. (Паче (ст.-сл.) — более, больше, выше, сверх.) Мих.

ПОСЫЛАТЬ ОТ ПОНТИЯ К ПИЛАТУ. Книжн. О волоките в делах, когда обращающегося, не давая ему ответа на вопрос, направляют к другому.

По евангельскому сказанию, Иисуса Христа схватили и привели к Пилату. Пилат послал его к Ироду, а Ирод, насмеявшись над Иисусом, отправил его обратно к Пилату. (Лк. 23:1-12). (Понтий Пилат — прокуратор Иудеи, римский наместник; Ирод — тетрарх Галилеи (правитель одной из четырех областей страны). Аш.; Аф.

ПОСЫПАТЬ ПЕПЛОМ ГЛАВУ. Книжн. Глубоко скорбеть по поводу какого-л. бедствия, утраты чего-л. ценного.

Иов 2:12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали, и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
Есф. 4:1. Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел... Аш.; Мих.; Мол.; Аф.; Мат.; Г.

ПОЧИТЬ (ПОЧИВАТЬ) ОТ ДЕЛ (ТРУДОВ). Книжн. Ирон. Отдыхать после трудов.

Быт. 2:3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Аш.

ПРЕВРАТИТЬСЯ (ПРЕВРАЩАТЬСЯ) [ОБРАТИТЬСЯ/ОБРАЩАТЬСЯ] В ПРАХ. Книжн. Прекратить существование, уничтожиться до основания; исчезнуть.

Быт. 3:17-19. Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я тебе заповедал, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Мих.; Мол.; Б. -Ш.; Г.; ФС.

ПРЕВРАЩЕНИЕ САВЛА В ПАВЛА. Книжн. Ирон. Резко изменить свои убеждения.

По евангельскому сказанию о юноше Савле, который жестоко преследовал христиан, но однажды услышал голос Иисуса, велевший Савлу стать его последователем. И Савл крестился и стал впоследствии одним из вернейших защитников христианской веры. (Деян. 7-9; 26). Аш.; Мих.

ПРЕДЕЛ, ЕГО ЖЕ НЕ ПРЕЙДЕШИ. Книжн. Предел, рубеж, который нельзя переступить.

Дан. 6:7-8. [Уговорились все люди, имеющие власть, чтобы в течение 30-ти дней никто ни о чем не просил ни Бога, ни человека]. Итак, утверди, Царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Аш.; Мих.

ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ. Книжн. Призыв жить настоящим, порвав с прошлым.

Мф. 8:21-22. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. См.: Лк. 9:60. Аш.

ПРЕКЛОНЯТЬ КОЛЕНА (КОЛЕНИ) перед кем, чем. Книжн. Преклоняться перед кем-л. или чем-л. С почтением, уважением относиться к кому-л. или чему-л.

Мф. 17:14-15. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя перед ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется... Мол.

ПРЕПОЯСАТЬ (ПРЕПОЯСЫВАТЬ) ЧРЕСЛА. Книжн. Приготовиться отправиться в путь.

3 Цар. 18:46. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля. См.: 4 Цар. 4:29; Иф. 4:14. (Чресла (ст.-сл.) — бедра.) Мих.; Мол.

ПРИЗВАТЬ (ПРИЗЫВАТЬ) БОГА В СВИДЕТЕЛИ. Клятвенно заверить кого-л. в чем-л.

2 Кор. 1:23. Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф.

ПРИКЛОНИТЬ (ПРИКЛОНЯТЬ) УХО к кому. Внимательно прислушаться к чьим-л. словам.

Сир. 4:8. Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково с кротостью. Мих.; Мол.

ПРИЛЬПЕ [ПРИЛИП] ЯЗЫК К ГОРТАНИ. Потерял дар речи, онемел.

Пс. 21:16. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Аш.; Мих.; Мол.; Г.

ПРИНОСИТЬ (ПРИНЕСТИ) ЖЕРТВУ МОЛОХУ. Книжн. Принимать жестокие меры, связанные с массовым кровопролитием.

4 Цар. 23:10. И осквернил он Тофет, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху. См.: Лев. 18:21; 20:2. (Молох — имя языческого финикийского бога солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы.) Аш.; Г.

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ. Что-л., получившее широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки; о ком-л., о чем-л. очень надоевшем.

Втор. 28:37. И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [если человек будет служить идолам]. (Языцы — народы, народности.) Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.; Мак.

ПРОДАЙ ВСЕ, ЧТО ИМЕЕШЬ, И СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ. Книжн. Призыв к полному отрешению от жизненных благ ради достижения высоких целей.

Мф. 19:21. Иисус сказал ему (богатому юноше, желавшему во всем следовать за Иисусом): если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. См.: Лк. 19:22.

ПСУ ЖИВОМУ ЛУЧШЕ, НЕЖЕЛИ МЕРТВОМУ ЛЬВУ.

Екк. 9:4. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Аш.; Мих.; Г.

ПУТИ ГОСПОДНИ [БОЖЬИ] НЕИСПОВЕДИМЫ. Не поддается уяснению, непостижимо для ума, что может произойти или что случилось с кем.-л.

Рим. 11:33. О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Мих.; ФС.; Г.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).