Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение
Ч. (нечистота) - это понятие, означающее состояние человека, в к-ром ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений (Leviticus 7:20-21; Numeri 9:9-11; Isaiae 35:8; Isaiae 52:1), а также в момент личной встречи с Богом (Psalmorum 50:4-14; Isaiae 6:5; Ezechielis 36:25-28). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях - Ч. или нечистота как праведность или греховность.

I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА

1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЗ.
Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом (Numeri 19:1), с трупом нечистого животного (Leviticus 11:8.11.24-28.31-38), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного (Leviticus 11:39-47; Leviticus 22:8). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных (Leviticus 11:1; Deuteronomii 14:3-21), к-рых нельзя было также приносить в жертву Богу (Genesis 8:20; Leviticus 27:27; Numeri 18:15-17). Нечистым делало человека и заболевание проказой (Leviticus 13:1; особенно Leviticus 13:45-46; Numeri 5:2; 2 Regum 15:5). Кр. того, нечистоту вызывало истечение у роженицы (Leviticus 12), а также гнойное истечение (Leviticus 15:1-5; Numeri 5:2; -> Болезнь), излияние семени (Leviticus 15:16-18), месячные кровотечения (Leviticus 15:19-24) и патологические кровотечения у женщин (Leviticus 15:25-27). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Т.о., нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной;
2) ОЧИЩЕНИЕ.
В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Leviticus 11:32-47; Leviticus 15:12.17), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Leviticus 15:16-18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистит. водой (Numeri 19). Для очищения рожениц, прокаженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех (Leviticus 12:6-8; Leviticus 14:19.49; Leviticus 15:15.30);
3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЗ.
Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор ("чистый") и таме ("нечистый"). Тахор первонач. имело значение - "издающий свет", "светящийся"; основное значение слова таме - "погруженный", "покрытый илом", "грязный", и в Ezechielis 4:12-14 оно обозначает прежде всего нечто отвратит., страшное, противное. В Isaiae 6:5; Ezechielis 22:5; Zachariae 13:2 то же слово подразумевает нравств., греховную нечистоту, соотв. в Iob 17:9; Psalmorum 50:12 понятие "чистый от греха" обозначено словом тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не переносится внешним путем, о к-ром шла речь, и может быть устранен только -> жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, к-рая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу (1 Corinthios 15:26). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, к-рая не считалась тяжелым заболеванием (-> Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа к-рого была поражена, объявлялся чистым (Leviticus 13:12-46). Так, с одной стороны, можно видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, к-рая после грехопадения отравила все создания. С другой - не ясна причина, почему только употребление в пищу опред. животных и почему только отдельные физиологич. процессы, а не все болезни вообще, вели к осквернению и исключению человека из участия в богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался возможности достичь примирения с Богом посредством жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч., когда требует: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Leviticus 19:2; ср. 1 Petri 1:16);
4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НЗ.
НЗ не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутр. оскверненности грехом (Matthaeum 15:11; Matthaeum 23:25-36; Lucam 11:39-54), а Петр получает повеление не считать нечистым то, "что Бог очистил" (Actus 10:15). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе (Romanos 14:14; 1 Timotheum 4:4). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё (Titum 1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть (Romanos 14:14.20) или что может ввести в соблазн -> слабого брата (Romanos 14:15.20-23; 1 Corinthios 8:8-13). -> Апостольский собор -> Пищевые запреты.

II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ

1) наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота -> греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов (Matthaeum 12:34-37), и тогда от него исходит только нечистое (Matthaeum 15:19). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех (Iob 14:4; Iob 15:14; Iob 25:4; Proverbiorum 20:9; Isaiae 64:5);
2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством -> примирения с Богом и -> прощения Богом (Ezechielis 36:25), Который один только может даровать человеку чистое -> сердце (Psalmorum 50:12; Psalmorum 72:1; ср. Iob 22:30). В ВЗ Господь назначил для очищения от непреднамер. греха особое жертвоприношение (Leviticus 4:1-12; -> Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупит. деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа (Actus 15:9; Hebraeos 9:14); человек становится способным к любви (1 Timotheum 1:5; 1 Petri 1:22), к добрым делам (Titum 2:14; Hebraeos 9:14), он может призывать Господа от чистого сердца (2 Timotheum 2:22). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу (Titum 2:14), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от "бесплодных ветвей" (Ioannem 15:2). Верующий призван вновь и вновь очищаться (1 Ioannis 3:3) "от всякой скверны плоти и духа" (2 Corinthios 7:1), от лжеучений (2 Timotheum 2:16-18.21). Средством очищения служит -> исповедание грехов (1 Ioannis 1:7-9). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является всё, с чем он соприкасается (Titum 1:15). О значении слова "чистый" можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: "солнце" и "испытывать" ("испытанный солнцем" - Септуагинта и НЗ). Соотв., чистый человек - это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидет-вует о себе и своем благовествовании ап. Павел (2 Corinthios 1:12; 2 Corinthios 2:17). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей "чистой" (Philippenses 1:10; Philippenses 2:15). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях (2 Petri 3:1). Другое греч. слово со значением "чистый" - адолос - встречается в 1 Petri 2:2: "чистое словесное молоко".

III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Слово "очищать" употребляется в Библии в отношении:
1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне (Psalmorum 11:7; Malachiae 3:3; Zachariae 13:9);
2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви (Malachiae 3:3; Isaiae 1:25; Danielis 12:10);
3) Слова Божьего (Psalmorum 118:140; Psalmorum 11:7).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).