Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Должность
I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. -> пророка -> судьи и -> старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает -> царь, к-рый тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь "помазанником Господним", относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. -> священника и -> первосвященника.
II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (Евр 4:14) и Царем (Ин 18:37; Ин 19:19), учредил в Церкви, к-рая является Его телом (Еф 1:22 и след.) и Храмом Св. Духа (Еф 2:20-22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как "Д." проблематичен, поскольку в греч. тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа ("служение"), так что слово "должность" не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о "служении" или "функции" (к-рые не обязат. должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа.
А. НЕОБХОДИМОСТЬ
Поскольку Церковь, как тело Христово, "представляет" своего Господа на земле, то ее организац. устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы - Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. регламентации на этот счет, а видим значит. многообразие форм (ср., напр., Посл. к коринфянам с Посл. к Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. устройства - это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий "во Христе", о к-ром говорится в Кол 3:10 и след., а также в Гал 3:27 и след. как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере "во Христа Иисуса" (Гал 3:28), но наше пребывание "во Христе" должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (Кол 3:10). Вторым мерилом оценки церк. устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, к-рые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. в новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (1 Петр 2:4-10; Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:6; 1Кор 12:7 и след.), ни одна Д. больше не выполняет посреднич. роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. дарованиями (1 Кор 12:4) существуют и различные служения.
Б. НАЗНАЧЕНИЕ
Задача Церкви - распознать это определение Божье (см. выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. Тит 1:3-9; Рим 12:6-8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. может осуществляться Церковью по-разному. В Деян 13:2 описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло. Из Деян 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся. На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св. Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как нередко называют этих семерых, речь в тексте не идет; здесь говорится об особой руководящей Д. по вопросам внешней организации, к-рая, возм., включала в себя и функции благовестника; Деян 6:8 - Деян 7:53; Деян 8:5 и след.). Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов): "и избрали Стефана..." Они были введены в свою Д. апостолами, к-рые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение. Человеч. участие и назначение Св. Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела. См. также Деян 15:1, где после значит. разногласий руководители Церкви заявляют: "Ибо угодно Святому Духу и нам...". Осуществляя свою волю зачастую через человеч. решение, Бог т.о. снисходит к нам. Церковные Д. занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (Деян 14:23 - см. "Церковную историю" Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап. Иоанн в Малой Азии "посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом"), Титом по поручению Павла (Тит 1:5), пресвитерами (в Синод. пер. - "священством", 1 Тим 4:14). Пророчество тоже могло играть свою роль (1 Тим 1:18; 1 Тим 4:14).
В. ФУНКЦИИ
В НЗ церк. Д. возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап. Павлом). Каждая Д. обладает своим авторитетом, но понимается как служение (Мф 20:26; Мф 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ "споспешествовать радости" (2 Кор 1:24). Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д. (Мф 10:40 и след.; 1 Ин 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (2Кор 12:11 и след.). Цель служения - готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти "в меру полного возраста Христова" (Еф 4:11-13).
Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С исполнением церк. служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (2 Тим 1:15; 2 Тим 4:10.14-16; 3Ин 1:9 и след.). Было предсказано и появление лжеучителей (Деян 20:29 и след.; 2 Тим 4:3; 2 Петр 2:1-3). Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр. Иер 23:1; Иез 34:1; Зах 11:1 - ср. Ин 10:11-14); об этом же говорится и в Евангелиях (напр., Лк 12:41-48 - здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, Лк 12:48). То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1-2Тим, Тит; напр. в 1Тим 3:1 и след.) и в Иак 3:1.
Д. КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ)
В НЗ мы находим различные перечни дарований, к-рым соответствуют служения и функции в Церкви (1 Кор 12:4-28). Служения, к-рые можно было бы обозначить как Д. (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см. Еф 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (1 Кор 12:28-30), т.е. они не являются исключит. или обязат. во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях. Однако здесь не должно быть другой крайности: отдельные функции не могут быть просто заменены другими (1 Кор 12:29-31), но требуют наличия ряда таких служений, к-рые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом). Решающее значение здесь имеет цель (Еф 4:11-16), а также то, насколько служения и Д. соответствуют сущности Церкви (ср. выше II, А и -> Деяния апостолов, III). Следует различать служения, к-рые совершаются на уровне местных общин (напр., пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия к-рых выходит за пределы местного уровня (напр., апостол). Нек-рые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки - Деян 11:27 и след., благовестники, Д. семерых в Деян 6-8). Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами [греч. эпископой, - "блюстители"] (слова "пресвитер" и "епископ" употребляются и как взаимозаменяемые, напр. в Деян 20:17.28; в иерусалим. церкви особую роль играли три "столпа", Гал 2:9, а позднее "Иаков, брат Господень"). Отдельно слово "епископ" встречается только в т.наз. "зеркале епископа" в 1 Тим 3:2, слово "старейшина" (пресвитер) - только в 2 Ин 1:1 и 3 Ин 1:1, где его, однако, следует переводить как "старец" (-> Старейшины, III,Б). В местной общине были диаконы (Флп 1:1 - но не в Деян 6), кр. того, древней Церкви были известны и своего рода "специальные уполномоченные", к-рых иногда тоже обозначали как апостолов ("посланников") (посланники: 2 Кор 8:23; Флп 2:25; апостолы: Деян 14:14; Рим 16:7; ср. Деян 15:22).
Е. СУЩНОСТЬ
Решающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник (Евр 3:1), Пророк (Ин 4:19), Пастырь (Евр 13:20; 1 Петр 2:25), Учитель (Ин 3:2), Служащий (Лк 22:27) и Блюститель (1 Петр 2:25) - это Иисус Христос. Все человеч. служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (Ин 13:15 - этот конкретный пример особенно важен для "должностных лиц"). Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (Деян 21:19; 2 Кор 13:3; Гал 2:8; Кол 1:29). Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (2 Кор 5:20). Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих "официальные должности".

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).