Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Пророк
Пророк. I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возм., "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. - "прозорливец", 1 Sam 9:9; 1Chron 9:22; 1Chron 29:29), хозэ (в Синод, пер. - "прозорливец", 2Sam 24:11; "провидец", Am 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1 Sam 2:27; 1Rois 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.
II. ПРОРОК В ВЗ:
1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Am 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Ez 8:6); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Is 7:1-9); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Is 5:8; Mich 2:1). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Jér 3:7; Jér 4:1-4; Joël 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Am 4:6-13). Т.о., П. - это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось -> избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь - в словах милости и в словах гнева - высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: -> Авраам (Gen 20:7), -> Моисей (Deut 18:15-18; Deut 34:10), -> Аарон (Ex 7:1), -> Самуил (1 Sam 3:20), -> Гад (1 Sam 22:5), -> Нафан (2Sam 7:2), -> Ахия (1Rois 11:29), -> Самей (1Rois 12:22), -> Иуй (1Rois 16:7; 2Chron 19:2), -> Илия и -> Елисей, -> Михей (1Rois 22:9), а также -> Иоанн Креститель (Mt 3:7-11; ср. Mt 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: -> Мариамь (Ex 15:20), -> Девора (Jug 4:4), -> Алдама (2Rois 22:14) (-> Олдана) и -> Анна (Lc 2:36); в Is 8:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;
3) известно, что во времена Самуила (1 Sam 10:5.10; 1 Sam 19:20), Илии (2Rois 2:3.5.15) и Елисея (2Rois 4:38-41; 2Rois 6:1) существовали т.наз."школы П." - служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1 Sam 19:20.24) или Елисея (2Rois 4:38), к-рые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких "сынов пророческих" (1Rois 20:35) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1 Sam 10:10; 1 Sam 19:20-24);
4) подобных П. собирал Ахав (1Rois 22:6; ср. 1Rois 22:22, где эти П. названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Is 28:7; Jér 6:13; Jér 8:1; Jér 14:18; Jér 23:11). Они пророчествовали за плату (Mich 3:5.11), что в народе обычно считалось делом естественным (1 Sam 9:7; 1Rois 13:7; 2Rois 8:8),но против подобной деят-сти восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Am 7:14) и Михей (Mich 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Jér 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Jér 5:31). Они активно вмешивались в политику (Jér 6:14; Jér 8:11; Ez 13:10.16), внушая народу ложные надежды (Jér 14:13-16; Jér 23:17.25-27.32; Jér 27:10.14; Ez 13). Они не были посланы Богом (Jér 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Jér 14:14; Jér 23:25-27; Ez 13:6; Ez 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Jér 23:30-32; Mich 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (1Rois 22:22); 5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Is 6; Jér 1; Ez 1, Ez 2, Ez 3; Am 7:15; Jon 1:1); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился "рабом Божиим" (Jér 7:25);
Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Os 1; Is 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Jér 20:7; Os 1). Для народа Израиля П. - это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. - это служение стража (Ez 3:17; Ez 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Is 1:2; Jér 7; Os 4:1) и возвещение суда (Is 5:1; Am 2:4), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Jér 1:17). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.
III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:
1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч. слово;
2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" /еяр.неум яхве, "речение Яхве"; Is 1:24;Jér 29:11 идр./;
3) во многих случаях весть П. - это призыв к -> обращению от греха и к послушанию Богу (Ez 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Is 7:1; Is 9:8; Jér 21:4; Jér 28). Ист. катастрофы - это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Jér 27:12; ср., однако, Is 44:24 - Is 45:7);
4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (-> Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;
5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Is 5:1) или произнесенную речь (Jér 7:1); слово Бога может быть передано прямо (Am 7:16; Agg 2:2) или через символич. действие (Is 20; Jér 28; Jér 32). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: "И было ко мне слово Господа..."; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (-> Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Jér 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;
6) в.пророч. слове явной становится и "всеобщность" Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Jér 28). Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Jér 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Deut 18:22);
8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Is 9:6; Is 11:1; Is 53; Jér 23:5; Zach 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном - о Божьем Новом Завете (Jér 32:32).
IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ. НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П. (Hébr 1:1). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (Mt 2:5; Mt 3:3; Mt 21:4; Rom 14:9-11). В 1Pi 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.
V. ПРОРОКИ В НЗ. Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1Cor 12:28; Eph 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1Cor 14:37; 2Pi 3:2) они составляют основу Церкви (Eph 2:20; Eph 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (2Rois 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Act 2:42; ср. ->Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Act 21:10-14), либо будущих событий (Act 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Act 15:32), достижение ею совершенства (Eph 4:11-16).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).