Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Истина
В Библии нет споров об И., подобных тем, к-рые ведут философы. Вопрос Пилата: "Что есть истина?" - сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., к-рая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Joh 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в к-рых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, к-рая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна; оба они означают также -> веру и -> верность, к-рые, в свою очередь, состоят в тесной связи с -> милостью, -> миром и праведностью (-> Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кр. того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. - это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА = РЕАЛЬНОСТЬ БОГА. Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом - с другой, существует совершенное согласие (Co2 1:20). Бог не может солгать (Sa2 7:28; Ki1 17:24; Psa 18:10; Psa 110:8; Psa 118:86.151.160; Mal 2:6). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет (Gen 24:27; Psa 32:4; Psa 88:3; Psa 91:3; Psa 99:5; Psa 116:2; Psa 118:90; Dan 4:34; Rom 15:8). Верующий при всех обстоят-вах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом - основа его спасения (Psa 35:6; Psa 39:11; Psa 90:4). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт) с Божьей милостью (хэсэд); доверяющий Его И. познает великую милость Господа (Пс 39:11 и след.; Psa 56:4.11; Psa 60:8; Psa 85:15; Psa 137:2).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее (Joh 1:14.17). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти (Joh 8:40; Joh 14:6.9). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения (Co2 1:20). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и -> света противостоит бесовское царство -> тьмы и -> лжи (Luk 11:17-20; Col 1:13), связанное с властными сферами этого мира (Eph 2:2). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (Joh 8:44; Joh 18:36), и Его крестная смерть - это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (Luk 24:25-27). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ. Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через "Духа истины" (Joh 14:17; Jo1 4:6; Jo1 5:6), Который наставляет верующих во всякой И. (Joh 16:13). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в к-рых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет "хуление Святого Духа" (-> Хула, III,4) такой виной, к-рой нет прощения (Mat 12:31.32; Mar 3:29; Luk 12:10; ср. Heb 10:29), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ. Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его "истиной" (Rom 1:18), "истиной Христовой" (Co2 11:10), "словом истины" (Co2 6:7; Eph 1:13; Col 1:5; Ti2 2:15), "истиной Евангельской" (Gal 2:14), "всякой истиной" (Joh 16:13). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кр. того, в след. выражениях: "покориться истине" (Gal 5:7); "верить истине" (Th2 2:12); "через веру истине"; "ходить в истине" (Jo2 1:4; 3 Ин 1:3 и след.); "препоясать чресла истиною" (Eph 6:14); "освяти их истиною Твоею" (Joh 17:17). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (Еф 4:24 и след.). Поэтому противоположностью И. является "неправда" (Co1 13:6; ср. Rom 1:18), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. (Rom 2:8), соотв. в Jam 5:19 говорится об уклонении от И., а в Ti2 3:8 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди "от истины" (Joh 18:37), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Т.о., "познать истину" (Ti1 4:3; Tit 1:1) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (Joh 3:21; 2 Тим 2:25 и след.). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он "всегда учится" (Ti2 3:6-8). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен "ходить в истине" (Gal 2:5; Jo3 1:3), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (Heb 10:26). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. (Co2 13:8), и она приносит праведность и святость (Joh 17:17; Еф 4:23 и след.), делает человека свободным (Joh 8:32) и честным в послушании И., а в результате этого - способным к нелицемерному братолюбию (Pe1 1:22; ср. Jo2 1:1; Jo3 1:1). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь "в истине" (Jo3 1:4; ср. Gal 2:14; Pe2 2:2), к-рая освобождает верующего от всякой показной праведности (Jo1 2:21; Jo1 3:18) и наделяет его способностью поклоняться Богу (Ин 4:23 и след.) и служить (Eph 6:14) в Церкви, к-рая есть утверждение И. (Ti1 3:15).

V. ИСТИНА = ПРАВДИВОСТЬ. Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (Joh 8:17; Co1 5:8; Co2 7:14), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действит-сти (Rut 3:12; Ki2 19:17; Pro 8:7; Mar 5:33; Rom 9:1; Eph 4:25; Tit 1:13).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).