Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 3:1-29

Поделиться
1 И обратились мы оттуда, и шли к Васану, и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи. 2 И сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. 3 И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; 4 и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; 5 все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих; 6 и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; 7 но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу. 8 И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона — 9 Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром — 10 все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского; 11 ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских.
12 Землю сию взяли мы в то время начиная от Ароера, который у потока Арнона; и половину горы Галаада с городами ее отдал я колену Рувимову и Гадову; 13 а остаток Галаада и весь Васан, царство Ога, отдал я половине колена Манассиина, всю область Аргов со всем Васаном. (Она называется землею Рефаимов.) 14 Иаир, сын Манассиин, взял всю область Аргов, до пределов Гесурских и Маахских, и назвал Васан, по имени своему, селениями Иаировыми, что и доныне; 15 Махиру дал я Галаад; 16 а колену Рувимову и Гадову дал от Галаада до потока Арнона, землю между потоком и пределом, до потока Иавока, предела сынов Аммоновых, 17 также равнину и Иордан, который есть и предел, от Киннерефа до моря равнины, моря Соленого, при подошве горы Фасги к востоку.
18 И дал я вам в то время повеление, говоря: Господь, Бог ваш, дал вам землю сию во владение; все способные к войне, вооружившись, идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых; 19 только жены ваши и дети ваши и скот ваш (ибо я знаю, что скота у вас много,) пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам, 20 доколе Господь (Бог) не даст покоя братьям вашим, как вам, и доколе и они не получат во владение землю, которую Господь, Бог ваш, дает им за Иорданом; тогда возвратитесь каждый в свое владение, которое я дал вам. 21 И Иисусу заповедал я в то время, говоря: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя царями сими; то же сделает Господь со всеми царствами, которые ты будешь проходить; 22 не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас.
23 И молился я Господу в то время, говоря: 24 Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое (и силу Твою,) и крепкую руку Твою (и высокую мышцу); ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? 25 дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. 26 Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; 27 взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей; 28 и дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы (всю) землю, на которую ты посмотришь. 29 И остановились мы на долине, напротив Беф-Фегора.
Свернуть

У народа не было какого-то особого, специально выделенного времени, чтобы научиться воевать. Учиться войне приходилось по ходу дела, продвигаясь по пути, по которому Бог вёл Свой народ, и сталкиваясь на этом пути с врагами, которые и становились учителями евреев во всём, что касается войны. Однако главным учителем всё же оставался Сам Бог. Это Он учил Свой народ той духовной цельности, без которой невозможно настоящее мужество и без которой поэтому нельзя стать воином, оставшись в лучшем случае лишь забиякой и драчуном. Для того же, чтобы стать воином и обрести мужество, надо было научиться идти за Богом, не оборачиваясь назад и не оглядываясь по сторонам.

Первое — умение не оборачиваться назад, не вспоминать ежечасно Египет и египетскую жизнь, которая теперь стала казаться почти райской — пришло лишь тогда, когда ушло поколение Исхода, поколение тех, кто покинул Египет. В этом поколении большинство совершенно не было готово идти за Богом без оглядки. Иное дело — их дети, на долю которых пришлись первые стычки с врагом, первые сражения, ещё локальные, ещё совсем не столь масштабные, как те, которые ожидали народ в Палестине, но уже дающие некоторое представление о врагах, с которыми ему придётся иметь дело впоследствии.

Что же до умения не оглядываться по сторонам, то тут большую роль сыграл навык движения за Богом шаг в шаг, в частности, по территории, на которой народ оказывался окружён племенами если не враждебными, то, по крайней мере, и не слишком дружелюбными. Тут именно Бог прокладывает Своему народу маршрут, именно Он определяет, кого обойти, а с кем вступать в войну. Полагаться в данном случае надо было не на свою интуицию или военный опыт (которого, собственно, ещё почти не было), а на Божьи указания. Конечно, жизнь народа не сводилась к одной войне.

Война была лишь её частью — и во многом от духовного состояния народа зависело, какое место она заняла бы в народной жизни. Однако именно во время войны, в ситуациях критических, а иногда и пограничных народ приобретал те качества, которые пригодились бы ему впоследствии в мирной жизни, если бы он их не потерял: умение слышать Бога и делать то, что Он велит. Качества абсолютно необходимые каждому, которые, к сожалению, падший человек зачастую приобретает лишь на грани жизни и смерти.

Другие мысли вслух

 
На Втор 3:1-29
1 И обратились мы оттуда, и шли к Васану, и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи. 2 И сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. 3 И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; 4 и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; 5 все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих; 6 и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; 7 но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу. 8 И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона — 9 Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром — 10 все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского; 11 ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских.
12 Землю сию взяли мы в то время начиная от Ароера, который у потока Арнона; и половину горы Галаада с городами ее отдал я колену Рувимову и Гадову; 13 а остаток Галаада и весь Васан, царство Ога, отдал я половине колена Манассиина, всю область Аргов со всем Васаном. (Она называется землею Рефаимов.) 14 Иаир, сын Манассиин, взял всю область Аргов, до пределов Гесурских и Маахских, и назвал Васан, по имени своему, селениями Иаировыми, что и доныне; 15 Махиру дал я Галаад; 16 а колену Рувимову и Гадову дал от Галаада до потока Арнона, землю между потоком и пределом, до потока Иавока, предела сынов Аммоновых, 17 также равнину и Иордан, который есть и предел, от Киннерефа до моря равнины, моря Соленого, при подошве горы Фасги к востоку.
18 И дал я вам в то время повеление, говоря: Господь, Бог ваш, дал вам землю сию во владение; все способные к войне, вооружившись, идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых; 19 только жены ваши и дети ваши и скот ваш (ибо я знаю, что скота у вас много,) пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам, 20 доколе Господь (Бог) не даст покоя братьям вашим, как вам, и доколе и они не получат во владение землю, которую Господь, Бог ваш, дает им за Иорданом; тогда возвратитесь каждый в свое владение, которое я дал вам. 21 И Иисусу заповедал я в то время, говоря: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя царями сими; то же сделает Господь со всеми царствами, которые ты будешь проходить; 22 не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас.
23 И молился я Господу в то время, говоря: 24 Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое (и силу Твою,) и крепкую руку Твою (и высокую мышцу); ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? 25 дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. 26 Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; 27 взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей; 28 и дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы (всю) землю, на которую ты посмотришь. 29 И остановились мы на долине, напротив Беф-Фегора.
Свернуть
Пребывая в Господе и в Его слове, Израильтяне получают от Бога помощь в сражениях...  Читать далее

Пребывая в Господе и в Его слове, Израильтяне получают от Бога помощь в сражениях с Аморреями и завоевании земли к востоку от Иордана. И хотя Израилю обещана вся земля Палестины, войти в это обетование можно только оставшись верным Его слову. Даже Моисей, говоривший с Богом лицом к лицу, но прогневавший Его своим недоверием, должен умереть, так и не перейдя через Иордан. Живые отношения с Богом всегда требуют от нас взаимности, верности и послушания Его воле, которую Он открывает нам в Своем слове.

Свернуть
 
На Втор 3:22
22 не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас.
Свернуть
Из уст как Моисея, так и других пророков не раз звучали слова о Яхве, Который Сам сражается за Свой народ в тех войнах, которые народу приходится вести. Так что же: Бог любит войну? И, значит, священная война — воистину дело Божие...  Читать далее

Из уст как Моисея, так и других пророков не раз звучали слова о Яхве, Который Сам сражается за Свой народ в тех войнах, которые народу приходится вести. Так что же: Бог любит войну? И, значит, священная война — воистину дело Божие?

В яхвистской истории были времена, когда на дело смотрели именно так. В эпоху Иисуса Навина и Судей лидеры пророческого движения не сомневались в том, что священная война не только имеет право на существование, но что она прямо угодна Богу, Который благословляет тех, кто идёт истреблять врагов истинной веры, и не только благословляет, но и Сам выступает впереди Своей армии. Идея священной войны в начале духовного пути близка многим, неофиты нередко бывают весьма воинственны и нетерпимы, но в нормальном случае это проходит в процессе духовного взросления.

И всё же: неужели за словами Моисея и других пророков стоит лишь ограниченный историческими рамками человеческий взгляд? Библии такое несвойственно. В чём же тут дело?

Война — следствие человеческой греховности и одна из форм её проявления, с этим вряд ли станет спорить кто-нибудь из тех, кто внимательно читал Библию. Лучше было бы, если бы войн в мире не было вообще. Но в падшем мире так быть не может: чтобы было так, мир нужно было бы пересоздать заново, а Бог хочет спасти тот, который есть.

И для народа Божия было бы лучше, если бы он мог не участвовать ни в каких войнах: ведь даже вполне справедливая война всё равно является серьёзным духовным испытанием и на душу всегда действует разрушительно. Потому и Тора позволяет человеку, «слабому сердцем», отказаться от участия в войне: душа человека важнее его военных подвигов (речь, разумеется, идёт не о физическом сердце).

Но Бог хотел привести Свой народ на ту землю, которую Он ему предназначил, хотел ему её отдать. Без войны ни получить эту землю, ни удержать её было невозможно. Обойтись без войны было бы возможно лишь в том случае, если бы Бог решился поселить Свой народ где-нибудь за полярным кругом или вовсе на Луне, но это в Его планы не входило.

Поэтому народу Божию неизбежно пришлось бы воевать, хотя война — не Божий выбор. Он предпочёл бы обойтись вовсе без войны, но, если уж такой вариант развития событий никак невозможен, Ему оставалось лишь поддержать Свой народ в тех войнах, в которых этому народу придётся участвовать. Не только ради народа, но и ради того плана, в котором он должен был сыграть уникальную роль, которую никакому другому народу доверить было нельзя.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).