Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 73:1-23

Поделиться
 Учение Асафа
Для чего, Боже, отринул нас навсегда?
  возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле,
  искупил в жезл достояния Твоего, —
  эту гору Сион, на которой Ты вселился.
Подвигни стопы Твои к вековым развалинам:
  все разрушил враг во святилище.
Рыкают враги Твои среди собраний Твоих;
  поставили знаки свои вместо знамений наших.
Показывали себя подобными
  поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева.
И ныне все резьбы в нем в один раз
  разрушили секирами и бердышами.
Предали огню святилище Твое;
  совсем осквернили жилище имени Твоего.
Сказали в сердце своем: "разорим их совсем", —
  и сожгли все места собраний Божиих на земле.
Знамений наших мы не видим,
  нет уже пророка,
  и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 
Доколе, Боже, будет поносить враг?
  вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11 
Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою?
  Из среды недра Твоего порази их.
12 
Боже, Царь мой от века,
  устрояющий спасение посреди земли!
13 
Ты расторг силою Твоею море,
  Ты сокрушил головы змиев в воде.
14 
Ты сокрушил голову левиафана,
  отдал его в пищу людям пустыни, (Ефиопским).
15 
Ты иссек источник и поток,
  Ты иссушил сильные реки.
16 
Твой день и Твоя ночь;
  Ты уготовал светила и солнце;
17 
Ты установил все пределы земли,
  лето и зиму Ты учредил.
18 
Вспомни же: враг поносит Господа,
  и люди безумные хулят имя Твое.
19 
Не предай зверям душу горлицы Твоей;
  собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 
Призри на завет Твой;
  ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 
Да не возвратится угнетенный посрамленным;
  нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22 
Восстань, Боже, защити дело Твое,
  вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23 
не забудь крика врагов Твоих;
  шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Свернуть

Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение Своих святилищ и осквернение Своих святынь. Для язычника разрушение его храмов и осквернение его алтарей врагами могло означать только одно: его боги проиграли войну, они побеждены другими, более сильными богами или духами, так же, как армия его страны оказалась разгромлена вражеской армией.

Так мог думать язычник; но что оставалось думать верующим яхвистам, чей Храм после вавилонского нашествия лежал в руинах подобно множеству других, языческих храмов? Неужели Яхве проиграл войну? Неужели Он уступил Бел-Мардуку, покровителю Вавилона и его царя?

Первой реакцией на это невероятное событие была уверенность в том, что произошло какое-то недоразумение, которое вскоре разрешится. Все были вначале уверены, что власть вавилонян — это ненадолго, что очень скоро в результате победоносного восстания (поддержанного, впрочем, египтянами, которые были такими же язычниками, как и вавилоняне, с которыми они враждовали) враг будет изгнан из священного города, а осквернённый им Храм будет очищен, и в нём возобновятся богослужения и жертвоприношения.

Но после того, как восстание потерпело поражение, а Храм был уже не просто осквернён, но разрушен до основания, стало ясно, что никакого недоразумения нет. Это могло ввести верующих яхвистов в самый настоящий ступор: мог ли Яхве уступить языческим богам, мог ли Он отдать Свой народ и Свой дом врагам? Как такое могло произойти?

Автору псалма остаётся надеяться лишь на заключённый когда-то с Богом союз-завет: если бы Бог и вспомнил Свой народ, то лишь благодаря этому завету. Такой подход предполагал и то, что постигшая народ катастрофа не случайна, что она — следствие многочисленных измен и отступничества, которые ей предшествовали.

Одному из Своих пророков, Иезекиилю, Бог прямо показывает это в видении: он видит, что Храм стал фактически местом, где торжествует язычество и разврат, так, что Богу в нём уже не осталось места. Храм рухнул задолго до катастрофы, а вавилонские солдаты, его осквернившие, лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто.

Пророку было открыто и другое: Бог не оставит Своих верных, и плен — не навсегда. Настанет день, когда народ обновится духовно, и Бог вновь откроет ему путь на землю отцов, вернувшись в Свой Храм, который будет заново отстроен на прежнем месте. Это возвращение и станет торжеством восстановленного союза-завета, на которое надеется автор псалма.

Другие мысли вслух

 
На Пс 73:21-23
21 
Да не возвратится угнетенный посрамленным;
  нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22 
Восстань, Боже, защити дело Твое,
  вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23 
не забудь крика врагов Твоих;
  шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Свернуть
Так велико потрясение, что в начале псалма звучит вопрос о том, для чего мы отринуты навсегда? Даже в голову не приходит...  Читать далее

Так велико потрясение, что в начале псалма звучит вопрос о том, для чего мы отринуты навсегда? Даже в голову не приходит, что происшедшее может оказаться временным испытанием. Но это немудрено, ведь нечестивыми разорены и осквернены все святыни, все места священных собраний, не к кому обратиться за словом мудрости, не слышно пророчеств. Могли ли даже самые из прозорливых пророков увидеть, что эта картина ещё не раз в течение веков не только повторится, но и умножится?

Но даже в самые горькие времена верные продолжают взывать к Господу, храня Ему верность и вспоминая завет с Ним. Они верят: Господь придёт на помощь, Он не отвернулся, именно поэтому можно обращаться к Нему.

Он и теперь даст восторжествовать Своей правде.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).