Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 17:1-20

Поделиться
1 Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. 2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, 3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, 4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, 5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. 6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, (чтобы призываемо было там имя Его,) 9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; 10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь (Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,) и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; 11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. 12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, (который будет в те дни), тот должен умереть — и так истреби зло от Израиля; 13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", 15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою (царем) иноземца, который не брат тебе. 16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим"; 17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, 19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; 20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
Свернуть

Ветхозаветная история очень хорошо показывает, как Израиль, если он исполнял слово Господа, удостаивался последующих ступеней откровения, и наоборот, когда он забывал завет, очень быстро терялись и те достижения, которые давали им предыдущие заветы. Здесь на марко-уровне целого народа действует духовный закон: следование слову умножает познание Бога, а противление ему отбрасывает нас назад во тьму язычества.

Другие мысли вслух

 
На Втор 17:1-20
1 Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. 2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, 3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, 4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, 5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. 6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, (чтобы призываемо было там имя Его,) 9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; 10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь (Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,) и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; 11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. 12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, (который будет в те дни), тот должен умереть — и так истреби зло от Израиля; 13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", 15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою (царем) иноземца, который не брат тебе. 16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим"; 17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, 19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; 20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
Свернуть
Судя по тем законам, которые предлагает нам Книга Второзакония, общественным идеалом для её автора является иерократия. Тут явная уступка, отказ от столь милой сердцу ранних пророков теократии — а ведь Книга...  Читать далее

Судя по тем законам, которые предлагает нам Книга Второзакония, общественным идеалом для её автора является иерократия. Тут явная уступка, отказ от столь милой сердцу ранних пророков теократии — а ведь Книга Второзакония появилась в среде ранних пророков, в раннепророческих общинах Северного Царства.

Ранним пророкам всегда была ближе теократия, власть Богом поставленного харизматического лидера, который вёл народ за собой именем Бога и во имя Божье. Иерократия же означала власть священства, священнической общины, общины Иерусалимского Храма, которая как раз во время написания Книги Второзакония приобретала свой первый опыт участия в политической жизни — не на Севере, разумеется, а на Юге, в Иудейском Царстве.

Логика автора книги была понятна: ему важно было сохранить чистоту Торы в том числе и как государственного закона, а для этого надо было найти людей, которые, обладая властью и авторитетом, были бы в то же время верны Торе. Автор Книги Второзакония нашёл таких людей в лице членов храмовой общины: священство Иерусалима обладало в своей стране и властью, и духовным авторитетом, и священники, естественно, не мыслили себя вне Торы.

Если кто и мог содействовать принятию и распространению Торы во всей её полноте и чистоте как государственного закона, то это было именно священство Иерусалима. Дело, правда, осложнялось тем, что отношения между двумя еврейскими государствами были во время написания книги, мягко говоря, весьма напряжёнными, но священнописателя они волновали мало: ведь он и сам был очевидным противником светской власти в том виде, в котором она существовала на Севере.

Иудея, однако, тоже была царством, и автор книги понимает: чистый яхвизм может сочетаться с царской властью — но при одном условии: царь строго следует Торе, не отступая от неё ни направо, ни налево. Вот это требование к земной власти следовать Божьему закону можно считать вполне универсальным, оно дано на все времена. Формы правления и общественного устройства могут меняться, но основной принцип остаётся неизменным: в глазах Божьих право на существование имеет лишь власть, чьи представители следуют Торе, как минимум не нарушая данных Богом заповедей.

Свернуть
 
На Втор 17:8-9
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, (чтобы призываемо было там имя Его,) 9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
Свернуть
Книга Второзакония предлагает теократическое общественное устройство, как оптимальное для народа Божия. Она допускает светскую (в частности, царскую) власть, однако права царя Книга Второзакония заметно ограничивает. Дело тут не в том, что с точки зрения...  Читать далее

Книга Второзакония предлагает теократическое общественное устройство, как оптимальное для народа Божия. Она допускает светскую (в частности, царскую) власть, однако права царя Книга Второзакония заметно ограничивает. Дело тут не в том, что с точки зрения Торы именно иерократия, власть священства является единственно возможной формой общественного устройства для народа Божия: законодательство Книги Исхода, к примеру, на иерократии не настаивает.

Книга Второзакония же была написана достаточно поздно, возможно, ок. середины IX в. до н.э., когда традиционализм вместе со своим религиозным укладом ушёл в прошлое навсегда, а общество (в частности, в Израильском Царстве, где и была написана книга) было по сути языческим. Лидеры пророческого движения этой эпохи были уверены, что только строгая централизация культа и власть священства может в таких условиях оградить народ от язычества. Их взгляды и нашли отражение в Книге Второзакония.

Но, помимо этого, сугубо исторического, аспекта, есть в ней и нечто универсальное, не зависящее ни от какой исторической конкретики. Высшая судебная власть вручается храмовому священству не только потому, что лишь оно, да ещё пророческие общины, было в те времена хранителем чистого, без всяких языческих влияний и привнесений, яхвизма.

Она вручается ему в первую очередь потому, что именно храмовое священство было в эпоху Первого Храма носителем более-менее общепринятой ценностной системы. А судопроизводство без такой общепринятой ценностной системы невозможно, так же, как невозможно без неё никакое законодательство: общество, чьи ценностные нормы не совпадают с действующими законами, невозможно заставить эти законы соблюдать.

Ценности же, в свою очередь, требуют себе абсолютного духовного основания, абсолютного источника. Таким абсолютным источником не может быть никакое человеческое сообщество и никакой созданный людьми институт: только Бог может расставить все точки над i в том, что касается духовных и нравственных ценностей. Не случайно история Торы на Синае начинается с дарования её Моисею, как пророку Божию.

В эпоху Моисея, Иисуса Навина и Судей люди Божьи и были главными интерпретаторами этой данной Богом Торы, и народ, видя в них людей Божьих, прислушивался к их словам. В эпоху же Первого Храма таким же образом народ прислушивался к словам священников-левитов.

Неудивительно, что именно им Книга Второзакония в новых, изменившихся условиях вручает высшую судебную власть: теперь интерпретаторами Торы становятся они. Но система ценностей, духовных и нравственных, остаётся прежней. И логика Торы, как действующего законодательства, тоже остаётся прежней: выражение и воплощение в законе этой системы ценностей. С тем, чтобы Тора стала инструментом для организации жизни не только отдельного человека, но и целого народа в его общественной и государственной жизни.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).