Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 24:1-22

Поделиться
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.
8 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; 9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея (у себя) залог его: 13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим.
14 Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17 Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог; 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Бог твой) освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, (нищему,) сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Свернуть

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни. Это не означает, что у мы должны срочно раздать все имущество, или, например, взять и всем уйти в монастырь, или что-нибудь в этом роде. Речь о том, чтобы целиком принадлежать Богу. А однобокие искажения как раз противоположны этому подходу: либо пожертвовать пачку денег бедным, а самому остаться без Бога, вне молитвы, либо — уйти от мира, начать жить «чисто духовной жизнью». Сегодняшние законы об имущественных отношениях из Второзакония — как раз иллюстрируют этот принцип: богатый (и не очень богатый) человек может быть жить и трудиться, но не для себя; владеть своим имуществом, но — для Бога и для братьев.

Другие мысли вслух

 
На Втор 24:1-22
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену — 4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя.
8 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь (закон), которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; 9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
10 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, 11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; 12 если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея (у себя) залог его: 13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим.
14 Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
17 Не суди превратно пришельца, сироту (и вдову), и у вдовы не бери одежды в залог; 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь (Бог твой) освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, (нищему,) сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Свернуть
Вопрос соблюдения Торы никогда не был в яхвизме вопросом чисто и сугубо формальным, по крайней мере, если говорить о священных книгах, описывающих путь Торы. Книга Второзакония не исключение...  Читать далее

Вопрос соблюдения Торы никогда не был в яхвизме вопросом чисто и сугубо формальным, по крайней мере, если говорить о священных книгах, описывающих путь Торы. Книга Второзакония не исключение: при всей её религиозной насыщенности и напряжённости она всё же не остаётся на уровне чисто религиозного формализма. В центре внимания во всяком случае оказывается в первую очередь внутреннее состояние человека, хотя связанные с ним предписания могут показаться совершенно бессистемными.

Вот, например, запрет повторного брака с той, с которой прежде развёлся. Какое отношение он имеет, например, к предписанию не входить в дом должника, когда требуешь от него возвращения долга? Или своевременной расплаты с нанятым работником? Или с правилом, предписывающим не собирать весь урожай до последней ягоды или до последнего колоска с тем, чтобы оставить что-нибудь проходящим мимо нищим?

На самом же деле связь тут есть, но искать её надо не на уровне юридических формулировок, а на уровне того духовного состояния, из которого вытекает поведение, этими нормами описываемое. Чтобы оставить что-то нищему, нужна щедрость. Нужна она и для того, чтобы не врываться в дом к тому, кто тебе что-то должен, и для того, чтобы вовремя расплачиваться с теми, кого нанял — особенно тогда, когда есть возможность как-нибудь с расплатой повременить. Для того же, чтобы такая щедрость стала нормой жизни, нужно нечто большее.

Нужна та внутренняя, духовная цельность, когда человек осознаёт себя настоящего и осознаёт соответственно также свою настоящую жизнь. Ту самую, которая, по словам Спасителя, не зависит от изобилия его имущества. Вот эта цельность и позволяет человеку принимать решения и совершать поступки, о которых потом он не жалеет, даже если они оказываются ошибочными. В совершённом грехе, разумеется, каяться можно и нужно, но покаяние — это не сожаление о совершённом грехе, а работа, связанная с преодолением его последствий, внутренних и внешних. Вот тут-то и становится понятным запрет повторного брака с той, с кем прежде развёлся: уходя, надо уходить, расставаясь — расставаться. Иначе — жизнь в прошлом, фантомные боли и фантомные же радости. Всё то, что предельно далеко от Царства.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).