Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 68:1-37

Поделиться
1 Начальнику хора. На Шошанниме.
Псалом Давида
Спаси меня, Боже;
  ибо воды дошли до души (моей).
Я погряз в глубоком болоте,
  и не на чем стать;
вошел во глубину вод,
  и быстрое течение их увлекает меня.
Я изнемог от вопля,
  засохла гортань моя,
истомились глаза мои
  от ожидания Бога (моего).
Ненавидящих меня без вины больше,
  нежели волос на голове моей.
Враги мои, преследующие меня несправедливо,
  усилились;
чего я не отнимал,
  то должен отдать.
Боже! Ты знаешь безумие мое,
  и грехи мои не сокрыты от Тебя.
Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя,
  Господи, Боже сил.
Да не посрамятся во мне ищущие Тебя,
  Боже Израилев,
ибо ради Тебя несу я поношение,
  и бесчестием покрывают лице мое.
Чужим стал я для братьев моих
  и посторонним для сынов матери моей.
10 
Ибо ревность по доме Твоем снедает меня,
  и злословия злословящих Тебя падают на меня.
11 
И плачу, постясь душею моею;
  и это ставят в поношение мне.
12 
И возлагаю на себя вместо одежды вретище, —
  и делаюсь для них притчею.
13 
О мне толкуют сидящие у ворот,
  и поют в песнях пьющие вино.
14 
А я с молитвою моею к Тебе, Господи;
  во время благоугодное, Боже,
  по великой благости Твоей услышь меня.
В истине спасения Твоего
15 
извлеки меня
  из тины, чтобы не погрязнуть мне;
да избавлюсь от ненавидящих меня
  и от глубоких вод;
16 
Да не увлечет меня стремление вод,
  да не поглотит меня пучина,
да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 
Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;
  по множеству щедрот Твоих призри на меня.
18 
Не скрывай лица Твоего от раба Твоего,
  ибо я скорблю; скоро услышь меня.
19 
Приблизься к душе моей, избавь ее;
  ради врагов моих спаси меня.
20 
Ты знаешь поношение мое,
  стыд мой и посрамление мое;
  враги мои все пред Тобою.
21 
Поношение сокрушило сердце мое,
  и я изнемог;
ждал сострадания, но нет его —
  утешителей, но не нахожу.
22 
И дали мне в пищу желчь,
  и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 
Да будет трапеза их сетью им,
  и мирное пиршество их — западнею.
24 
Да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть,
  и чресла их расслабь навсегда.
25 
Излей на них ярость Твою,
  и пламень гнева Твоего да обымет их.
26 
Жилище их да будет пусто,
  и в шатрах их да не будет живущих.
27 
Ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют,
  и страдания уязвленных Тобою умножают.
28 
Приложи беззаконие к беззаконию их,
  и да не войдут они в правду Твою.
29 
Да изгладятся они из книги живых,
  и с праведниками да не напишутся.
30 
А я беден и страдаю;
  помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 
Я буду славить имя Бога (моего) в песни,
  буду превозносить Его в славословии.
32 
И будет это благоугоднее Господу, нежели вол,
  нежели телец с рогами и с копытами.
33 
Увидят это страждущие и возрадуются.
  И оживет сердце ваше, ищущие Бога;
34 
ибо Господь внемлет нищим
  и не пренебрегает узников Своих.
35 
Да восхвалят Его небеса и земля,
  моря и все движущееся в них.
36 
Ибо спасет Бог Сион,
  создаст города Иудины,
и поселятся там и наследуют его.
37 
  И потомство рабов Его утвердится в нем,
  и любящие имя Его будут поселяться на нем.
Свернуть

Образ человека, неправедно гонимого и не находящего себе места посреди притеснений издавна истолковывается как один из пророческих образов страдающего Мессии. На то есть все основания: многие подробности, изображённые в псалме, сбылись в земной жизни Спасителя, вплоть до желчи и уксуса, которыми Его поили.

Тем не менее полностью отождествлять человека, повествующего о своих страданиях, с грядущим Мессией нам не позволяет, например, его самокритичное признание: "Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя". Этот человек не отрицает свою вину и грехи, он их признаёт и исповедует. Но и не признавая себя безупречным, он продолжает надеяться на Господа, тем более, что наличие грехов не делает его гонителей вершителями справедливости.

Можно было бы сказать, что два прочтения псалма противоречат одно другому. Но противоречие снято реальностью Голгофы, где Спаситель искупил наши грехи, разделив страдания со всеми, кому довелось их испытать, а значит, и со слагателем этого псалма.

Другие мысли вслух

 
На Пс 69:10

Извините, запрашиваемый фрагмент не найден!

Свернуть
Как можно относиться к плачущему человеку? Многое, конечно, зависит от того, кто увидел чужое горе. Но всё же даже в падшем мире чужое горе чаще вызывает сочувствие, чем злорадство...  Читать далее

Как можно относиться к плачущему человеку? Многое, конечно, зависит от того, кто увидел чужое горе. Но всё же даже в падшем мире чужое горе чаще вызывает сочувствие, чем злорадство. Исключение составляют случаи, когда плачет враг, которого мы ненавидим. И, хотя Библия советует не злорадствовать и в этом случае, а Евангелие прямо такое злорадство запрещает, избавиться от него оказывается далеко не просто. Но бывает и кое-что похуже. Речь о ситуациях, когда человек плачет оттого, что искренне раскаивается в своих грехах, а окружение его составляют люди глубоко и искренне религиозные. Конечно, о злорадстве в таких случаях речь, как правило, не идёт, особенно, если дело происходит в среде христианской: всё-таки теоретически все христиане (или те, кто себя таковыми считают) признают, что безгрешных людей нет, и раскаяние в совершённом грехе здесь считается нормой. Что же касается времён дохристианских, то тогда, в частности, и в яхвистской среде, на грешника, даже невольного, смотрели, как на неудачника, а на того, кто грешил сознательно, как на человека конченного, с которым не о чем и говорить. Тут, конечно, плач о грехах сочувствия вызвать никак не мог. Но так ли уж отличается в этом отношении ситуация в среде христианской? Конечно, открыто насмехаться над кающимся или презирать его никто не будет. Но вот своеобразного снисходительного «христианского» сочувствия обычно более, чем достаточно. Быть может, и из-за такого отношения в том числе (хотя, разумеется, не только поэтому) исповедь уже в Средние века стала делом, фактически, интимным: христиане стали стесняться своей греховности. Не стыдиться греха, а именно стесняться греховности. Точно так же, как стеснялись её нередко в дохристианские времена. Греха стали стесняться, как в пуританском обществе дурной болезни. И тем самым серьёзно осложнили себе духовную жизнь, которая предполагает, в том числе, и целенаправленную работу по исцелению человека от его грехов. Ведь в церковь человек приходит, помимо прочего, и для этого тоже. И чем меньше будет здесь ложного стыда, тем быстрее пойдёт исцеление.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).