Аминь
[евр. амен = "да будет так" (Ieremiae 11:5)].
I. Слово "А." было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем - в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. оно имеет тот же корень мн, что и слова, обозначающие "твердый", "надежный", "постоянный", "верить", "доверять".
II. В ВЗ и НЗ слово А. (применяемое как литургич. формула) используется для подтверждения высказывания, напр., согласия с речью к.-л. (1 Regum 1:36), для одобрения зачитанного Закона (с признанием проклятия, к-рое падет на того, кто нарушит Закон, Deuteronomii 27:15-26) или для подтверждения клятвы (Numeri 5:22). Слово А. употребляется и вместе с пожеланием (Ieremiae 28:6) или как знак подтверждения и согласия в конце славословия (Romanos 1:25; Romanos 11:36). Слово А. используется не только при богослужениях, но и в мирской жизни (1 Regum 1:36). Септуагинта перенимает слово А. в качестве имени собств. только в Isaiae 65:16 (в Синод. пер. - "Бог истины"), чтобы подчеркнуть верность Бога. В остальных случаях она переводит слово А. в том значении, к-рое содержится в корне слова. Слово А. как имя Господа встречается в Apocalipsys 3:14: "так говорит Аминь, свидетель верный и истинный", о к-ром Павел сказал в 2 Corinthios 1:20: "Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в нем "аминь", - в славу Божию, чрез нас". В ВЗ и НЗ встречается слово А., дважды повтор.: А., А. - для усиления смысла. Так, в ВЗ двойное А. употреблено в заключит. стихах первых трех книг псалмов (Psalmorum 40:14; Psalmorum 71:19; Psalmorum 88:53) в знак подтверждения клятвы (Numeri 5:22) или благословения (Nehemiae 8:6). Двойное А. в Ев. от Иоанна, к-рым Иисус подчеркивает всю непреложность Своих слов, принадлежит к особенностям выразит. средств данного Евангелия (в Синод. пер. - "истинно, истинно"; Ин 5:19,24 и след.; Ioannem 6:26.32.47.53; Ioannem 8:34.51.58 и др.). Первые три Евангелия (синоптич.) лишь изредка используют слово А.
III. Если верующий в заключение молитвы произносит слово А. вне живой связи с ее содержанием, это свидет-вует о непонимании им значения слова А. В конце молитвы -> "Отче наш" слово А. присутствует только в более поздних рукописях, первонач. его не было в молитве Господней. Павел тоже часто ставит слово А. в конце восхваления или благословения, но всегда в значении подтверждения и согласия с вышесказ. (Romanos 1:25; Romanos 11:36; Galatas 1:5; Philippenses 4:20 и пр.). Только в этом случае А. собрания, внемлющего молитве и вторящего ей, обретает свой истинный смысл (1 Corinthios 4:16).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||