Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на9 Декабря 2019

 
На 1 Ин 3:23 

Уже давно было замечено, что главная тема посланий Иоанна — это тема любви. Конечно, ничего удивительного тут нет: ведь и последняя беседа Спасителя во время Тайной Вечери тоже была посвящена именно любви, той любви, которая становится отличительным признаком христиан и отличительным признаком Царства. Казалось бы, о любви и прежде было сказано и написано немало, в том числе и в библейских книгах. Так почему же Иисус говорит о любви, как о «новой заповеди»? И почему апостол повторяет Его слова, связывая эту любовь с личностью Самого Иисуса Христа, без доверия к Которому она невозможна? Конечно, если бы речь шла о той любви, которая была известна задолго до прихода в мир Спасителя, ничего нового в заповеди о любви действительно не было бы. Но Он

Сам говорит: любите друг друга так, как Я возлюбил вас. Неудивительно, что апостол связывает возможность христианской любви между людьми с верой в Иисуса Христа: без доверия к Тому, Кто явил эту новую любовь миру, без общения с Ним, без того, чтобы жить одной с Ним жизнью Царства так любить не может никто из людей. И дело тут не в интенсивности или глубине отношения (а любовь в том смысле, в каком понимают это слово авторы библейских книг, является не эмоцией, а именно отношением), а в новом его качестве. Конечно, любовь остаётся любовью и в Царстве, и в непреображённом мире. Но в непреображённом мире она не может быть ничем большим, чем отношение.

Вот в Царстве оно становится не только отношением, но и той духовной средой, внутри которой это отношение рождается и развивается. Подобного рода среда существует и в непреображённом мире, но здесь она остаётся природной, психической (ведь психика — тоже часть природы, хотя и совершенно особая). А в Царстве, где человеческая природа преображается, отношения между людьми уже не могут существовать в среде чисто природной, тут они требуют духовного опосредования, ведь и само Царство пронизано дыханием Божиим, оно прежде всего духовно, а уже потом природно.

Любовь становится той духовной средой, внутри которой строятся все отношения Царства. Можно было бы назвать любовь главной субстанцией Царства, его собственной природой. А конкретные формы существования этой природы определяются теми отношениями любви, которые связывают обитателей Царства между собой. Неудивительно, что Иоанн призывает христиан к любви: ведь это то же самое, что призвать их жить жизнью Царства. Той жизнью, которую только и можно считать христианской.

Свернуть

Уже давно было замечено, что главная тема посланий Иоанна — это тема любви. Конечно, ничего удивительного тут нет: ведь и последняя беседа Спасителя во время Тайной Вечери тоже была посвящена именно любви, той любви, которая становится отличительным признаком христиан и отличительным признаком Царства...

скрыть

Уже давно было замечено, что главная тема посланий Иоанна — это тема любви. Конечно, ничего удивительного тут нет: ведь и последняя беседа Спасителя во время Тайной Вечери тоже была посвящена именно любви, той любви, которая становится отличительным признаком христиан и отличительным признаком Царства...  Читать далее

 

Настал день, о котором со страхом говорили пророки Израиля: Бог посетил народ Свой. С глубокой древности люди ждали этого прихода Божьего, возлагали на него все свои надежды. Не только Израиль, но и многие другие народы в начале 1 века нашей эры ожидали явления кого-то, кто принесет им мир и откроет путь жизнь. До некоторой степени даже мы через два тысячелетия унаследовали это ожидание и надежду на посещение Божье. Пророки возвещали, что солнце померкнет в день тот и вся тварь изменится, грех прекратится и люди будут искуплены от смерти. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» — восклицал автор второй части книги Исайи. «Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам», — как счастливую встречу влюбленных представляет этот день Песнь Песней.

И вот Он идет. Множество учеников — быть может, несколько сотен человек — славят великие дела Божьи и благословляют Его приход. Но тут же, среди недоверчивой толпы обнаруживаются те, кто считает нужным лишь укорить Его в нескромности: «Запрети ученикам Твоим славить Бога и Тебя!». И почти никто не думает о том, что Он много раз призывал через пророков: «Исправьте злые пути ваши, чтобы вам не погибнуть в день тот». Лишь Его Пречистой Матери и близким ученикам дано почувствовать Его скорбь. Он приходит, а мы и в этот день не знаем, что для встречи с Ним нужно перестать делать зло и научиться делать добро. Как встретить Его, чем заслужить Его благоволение? Что нам сделать, чтобы Он благословил нас и помог нам? «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых», — говорил он через Своих посланцев. А мы думаем, что надо исполнить какие-то обряды и устраивать пышные торжества. Как будто это послужит нам к миру, даст нам мир в этой встрече с Иисусом.

Если Он не войдет сегодня в Иерусалим, мы не сможем стать причастниками Его Тела и Крови. Если Он не предаст Себя за нас, мы останемся узниками смерти. Но избранные Его не узнают времени посещения, не узнают, что ожидаемый предреченный день наступил. И поэтому Иисус плачет. Недавно Господь говорил в одном из отрывков, о чем следует радоваться Его ученикам. Сегодня мы понимаем, чего нам нужно бояться: не узнать времени посещения.

Свернуть

Настал день, о котором со страхом говорили пророки Израиля: Бог посетил народ Свой. С глубокой древности люди ждали этого прихода Божьего, возлагали на него все свои надежды...

скрыть

Настал день, о котором со страхом говорили пророки Израиля: Бог посетил народ Свой. С глубокой древности люди ждали этого прихода Божьего, возлагали на него все свои надежды...  Читать далее

 

Много раз Господь или же посланный Им ангел начинали обращение к людям словами "не бойтесь!". И так понятен страх, свойственный людям при встрече с тем, что превосходит их во всех отношениях!

Но вот мы видим, что не с этих слов начинается обращение Гавриила к Марии. Соответствует призыву и реакция Марии: она смущена, недоумевает; скорее всего, смысл услышанного приветствия не сразу уложился в её сознании во всей полноте. Но страха, сравнимого, например, со страхом, испытанным матерью Самсона, которой ангел возвестил предстоящее рождение сына, Мария не испытывает. И если для Захарии важно знать признаки, подтверждающие достоверность услышанного, то Мария открыта принятию того, что приходит от Господа, всем своим существом.

Гавриил назвал Марию благодатной. Мы так привыкли к тому, что это определение относится к Ней, что рискуем упустить из виду, каким потрясением для Марии было услышать такое. Ведь источник благодати - Господь, а Мария сознавала пропасть, лежащую между Ним и человеческой природой. Но Сам Господь, давший Марии Духа Святого, сделал Её причастной благодати.

Свернуть

Много раз Господь или же посланный Им ангел начинали обращение к людям словами «не бойтесь!»...

скрыть

Много раз Господь или же посланный Им ангел начинали обращение к людям словами «не бойтесь!»...  Читать далее

 
На Ин 9:1-40 

Сегодняшнее чтение вновь поднимает вопрос о Царстве и об отношении к нему тех, кто смотрит на него через призму религиозной традиции. Начинается рассказ историей исцеления человека, слепого от рождения (ст. 1 – 7). При этом Иисус сразу же отвергает весьма распространённое в те времена представление о болезни как возмездии за грех, совершённый или самим человеком, или кем-то из его предков. Он прямо говорит о том, что грех властвует над миром и освободиться от его власти можно только силой Божией (ст. 2 – 5). А затем исцелённый Иисусом человек попадает в поле зрения ревнителей строгого соблюдения традиций (ст. 8 – 16). И вновь, как уже бывало не раз, между фарисеями произошёл раскол. Одни из них, видя явное и очевидное для всех чудо, прониклись уверенностью в том, что такие дела может делать лишь человек Божий, другие же остались при убеждении, что нарушитель субботы есть нарушитель субботы, и праведником он быть не может, какие бы чудеса ни совершал Бог по его молитвам (ст. 16). Эти-то другие и начинают искать объяснения совершённого Иисусом чуда. Но не того объяснения, которое было самым естественным и логичным, а такого, которое укладывалось бы в рамки их собственной религиозности. Прежде всего они задают вопрос об Иисусе самому исцелённому, который, не вдаваясь в богословские тонкости и не будучи, как видно, в них искушён, называет Его пророком (ст. 17). Такой ответ, как видно, разозлил допрашивающих, которые заметили исцелённому, что, в отличие от него, они придерживаются «правильной» традиции, так что им-то, во всяком случае, не в чем себя упрекнуть, а вот об Исцелившем слепца они ничего не знают (ст. 18 – 23). И тогда следователи выдвигают «беспроигрышную» гипотезу. Они говорят исцелённому: благодари Бога за своё исцеление, а об Исцелившем тебя забудь, это грешник. Но такая казуистика, как видно, не убеждает недавнего слепца: ему слишком очевидна связь между исцелившим его Человеком и Богом (ст. 24 – 25). И тогда фарисеи начинают новый круг, снова задавая исцелённому всё тот же вопрос: как Он это сделал? Но сам исцелённый, как видно, уже понял, что рассказывать всё заново бесполезно, что от него хотят услышать что-то другое, что-то, что удовлетворит самих спрашивающих. И тогда он прямо отвечает своим следователям, что он уже всё рассказал и добавить ему нечего. Не хотите ли и вы стать Его учениками? — не без иронии спрашивает он у фарисеев (ст. 26 – 27). Такой ответ, как видно, разозлил допрашивающих, которые заметили исцелённому, что, в отличие от него, они придерживаются «правильной» традиции, так, что им-то, во всяком случае, не в чем себя упрекнуть, а вот об Исцелившем слепца они ничего не знают (ст. 28 – 29). И тогда исцелённый говорит им то, что мог сказать в такой ситуации нормальный, духовно здоровый человек, не замороченный ни богословием, ни навязчивой религиозностью. Он говорит: по молитвам грешника чудес не бывает, это очевидно каждому, тем более таких чудес, какие совершает этот Человек. А уж кто Он и откуда, вы, знатоки Торы, должны были бы знать лучше меня (ст. 30 – 33). На это фарисеям ответить нечего, и они не находят ничего лучшего, как выгнать человека, задающего им неудобные вопросы (ст. 34). И тогда-то, после конфликта исцелённого с синагогальными авторитетами, Иисус вновь находит его и открывается ему (ст. 35 – 39). Исцелённый Иисусом человек сделал свой выбор, и ему открылась дорога в Царство. Дорога, которая началась исцелением от слепоты, а завершилась обретением жизни Божией во всей её полноте.

Свернуть

Сегодняшнее чтение вновь поднимает вопрос о Царстве и об отношении к нему тех, кто смотрит на него через призму...

скрыть

Сегодняшнее чтение вновь поднимает вопрос о Царстве и об отношении к нему тех, кто смотрит на него через призму...  Читать далее

 

Господь поставляет священников как посредников между Ним и народом. Они примиряют народ с Богом посредством жертв. У них нет доходов с земли: они питаются от жертвенника и их удел — Сам Господь. В Новом Завете священство дается всем верующим во Христа. Поэтому нам необходимо задать себе несколько вопросов: Как проецируются права и обязанности священников из рода Аарона на новозаветное священство? Что означает, что наш удел — Господь? Как мы несем свое служение примирения Бога с миром?

Свернуть

Господь поставляет священников как посредников между Ним и народом. Они примиряют народ с Богом посредством жертв...

скрыть

Господь поставляет священников как посредников между Ним и народом. Они примиряют народ с Богом посредством жертв...  Читать далее

 

Наставления жёнам даны более развёрнуто, нежели мужьям. Вряд ли причиной тому однобокая требовательность по отношению к женщинам, ведь мужчин апостол призывает быть не менее ответственными. Но трудно отделаться от впечатления, что Петр пророчески прозревает те времена, когда в Церкви сёстры будут количественно преобладать над братьями и понесут основное свидетельство о Христе. Да и нельзя сказать, чтобы апостольские советы касались только женщин, ведь Петр продолжает развивать мысль о необходимости мирно и дружелюбно строить отношения христиан с окружающими людьми, не обязательно родственниками, и видимым образом, без лишних слов, являть плоды преображающего действия веры.

Призыв не воздавать злом за зло совершенно естественно звучит в устах Петра и никогда не является лишним напоминанием. Но показательно, что Петр, так же как Иаков, призывает удерживать язык свой ото зла и не допускать в адрес недоброжелателей ответных ругательств. Нам, не привыкшим обуздывать свою речь, может показаться чрезмерной апостольская требовательность к речи. Но она обоснована, ведь словом можно и убить, так что не следует увеличивать зло и разрушение тем, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни.

Свернуть

Наставления жёнам даны более развёрнуто, нежели мужьям. Вряд ли причиной тому однобокая требовательность по...

скрыть

Наставления жёнам даны более развёрнуто, нежели мужьям. Вряд ли причиной тому однобокая требовательность по...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).