Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на27 Февраля 2021

 

Евангелисты не раз упоминают следующих за Иисусом сборщиков налогов, или, как их называют в русском Синодальном переводе на славянский манер, мытарей. Одним из таких сборщиков был и упомянутый в Евангелии от Луки Левий. Почему же именно у них, у этих отверженных религиозным обществом людей, был такой интерес к Спасителю? И не только у них, но и, например, у городских проституток, да и вообще у тех, кому рассчитывать в приличном религиозном еврейском обществе было не на что? Чего они ожидали от Иисуса? Прощения грехов? Но что мешало им обратиться к Богу самим, не дожидаясь появления этого необычного Человека? Нам сегодня это понять непросто.

Между тем, дохристианские представления о зле и о грехе, даже в иудейской среде, были таковы, что рассчитывать этим людям было не на что. В древности вообще повсеместно господствовало убеждение, что зло в мире почти всесильно. Совершив однажды злой поступок, человек никогда уже не мог избавиться от его последствий, они оставались с ним не только до конца его земной жизни, но и до конца мира. Выхода не было: исправить сделанное зло человек был не в состоянии. Можно было сколько угодно раскаиваться и сожалеть: это ничего не меняло. Что сделано, то сделано. Сделанного не воротишь.

Совершённое зло, сделанный однажды грех уже никогда не исчезнет, не уйдёт в небытие. В яхвизме и, соответственно, в иудаизме ситуация была не совсем такой лишь потому, что присутствие Божие, сопровождавшее народ, позволяло иногда очиститься от последствий совершённого греха, от того, что на языке левитского священства называлось скверной. Но очищение было возможно лишь тогда, когда грех был совершён невольно, к примеру, по незнанию или по слабости.

В этом случае можно было раскаяться в совершённом грехе, а затем надо было совершить соответствующие очистительные ритуалы. Они включали особое очистительное жертвоприношение, когда человек подходил к алтарю, к месту Божьего присутствия с тем, чтобы Бог очистил его от последствий содеянного. Но если грех совершался сознательно, не помимо воли человека, а в полном с ней согласии, очиститься от последствий таким образом совершённого греха было невозможно.

Даже раскаяние и обращение к Богу с просьбой о прощении не меняло ситуации: Бог мог простить человека, но избавить его от последствий было невозможно. Чтобы такое избавление стало возможным, Богу надо было бы заново сотворить мир. Перезапустить все существующие в нём причинно-следственные цепочки с тем, чтобы всё началось с чистого листа. А вот приход Христа и явление в мир Царства как раз и предоставляет каждому такую возможность.

Поэтому Левий и бежит за Иисусом: если этот Учитель его позвал, значит, каким-то чудом его, Левия, грех, совершённый совершенно сознательно и добровольно, тоже может быть прощён! Для таких, как Левий, это была поистине радостная весть. Но и для каждого из нас она тоже является таковой, хотя мы и не всегда это понимаем. Ведь в Царстве нет места никакому греху, даже случайному и невольному. А значит, нам всем, если мы хотим Царства, придётся начинать с чистого листа. И воспользоваться возможностью, которую предоставляет нам Спаситель.

Свернуть

Евангелисты не раз упоминают следующих за Иисусом сборщиков налогов, или, как их называют в русском Синодальном переводе на славянский манер, мытарей. Одним из таких сборщиков был и упомянутый в Евангелии от Луки Левий. Почему же именно у них, у этих отверженных религиозным...

скрыть

Евангелисты не раз упоминают следующих за Иисусом сборщиков налогов, или, как их называют в русском Синодальном переводе на славянский манер, мытарей. Одним из таких сборщиков был и упомянутый в Евангелии от Луки Левий. Почему же именно у них, у этих отверженных религиозным...  Читать далее

 

Сегодня, когда рассказывается история о бедной вдовице, речь идет не столько о деньгах, сколько о чем-то гораздо более важном, символом чего становятся деньги. Деньги ведь для общества играют ту же роль, что кровь для организма. Они текут, они питают, они сетью охватывают общество подобно сетке сосудов в нашем теле, они связывают нас друг с другом, как кровь связывает разные члены. И вот, отдавая деньги, мы словно становимся донорами. А что чувствует всякий донор, отдавший свою кровь, усталость, бессилие, это может длиться даже неделю или больше. И также не бескровно проходит для нас милосердие. Так хочет ли Господь, чтобы вся наша кровь была от нас взята («всё свое пропитание»)? Нет, но вот это отдание, которое для тебя оборачивается слабостью, плохим самочувствием и еще чем-то неприятным это и есть христианство, именно это ненавидел Ницше. Зачем будет два полудохлых человека, лучше пусть будет один, но сильный. В этом такая явная логика, это так самоочевидно. Если забыть о душе… Зачем приходит душа на землю? Даже если Господь видит, что сейчас создается человек обреченный на тягостную юдоль в болезни и бедности, скажем, когда речь идет о родителях алкоголиках, Он посылает в это тело душу, Он не может этого не делать, а значит, это имеет для Него смысл. Но спрашивает ли Господь душу о ее желании пойти в это тело? Не может быть иначе, в любом случае благословляет. И вот что-то происходит между этой душой и Богом. И душе тяжело, но у нее есть своя миссия здесь, она не случайно попала сюда. «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Ну как можно не трепетать пред этим чудом: соединение души и тела ради смысла! Так как не отдавать свою кровь, свои деньги… если ты еще стоишь на ногах, а кто-то рядом уже не стоит.

Свернуть

Сегодня, когда рассказывается история о бедной вдовице, речь идет не столько о деньгах, сколько о чем-то гораздо...

скрыть

Сегодня, когда рассказывается история о бедной вдовице, речь идет не столько о деньгах, сколько о чем-то гораздо...  Читать далее

 

Мы живем по законам этого мира и хотим, чтобы Господь судил нас по своему закону. Божий закон — закон Любви. Мы не можем понять его, так как он не вписывается ни в наше понимание милосердия (мы часто понимаем его как попустительство), ни в наше понимание справедливости (мы часто превращаем ее в ригоризм и даже в жестокость). По закону любви судит только Бог. Закон любви действует только в Его царстве. В Божьем царстве живет Его народ. В Ветхом Завете это царство принадлежало только тому народу, который получил от Бога Закон — еврейскому народу. Господь избрал Себе этот народ. После смерти и воскресения Христа каждый человек, принимающий закон и исполняющий его «от всего сердца и от всей души» — может войти в Царство и быть судимым по закону Любви. Только и закон теперь другой. Он может показаться более простым, ведь правил намного меньше, закон Ветхого Завета и запомнить было трудно. Но ведь наш закон — тот самый закон любви, который мы не можем понять. И смысл нашей жизни в том, чтобы услышать, понять, исполнить этот закон. Смотреть на Христа, который его исполнил, подражать Ему, слушать и пытаться понять, что такое Любовь.

Свернуть

Мы живем по законам этого мира и хотим, чтобы Господь судил нас по своему закону. Божий закон — закон Любви. Мы не...

скрыть

Мы живем по законам этого мира и хотим, чтобы Господь судил нас по своему закону. Божий закон — закон Любви. Мы не...  Читать далее

 

История испытания человека повторяется по той же схеме, что и в самом начале Бытия, только здесь она совершается уже не в общечеловеческом масштабе, когда Адам представляет собой все человечество, а на личном уровне. Аналогичность событий подчеркивается даже сходством деталей: Бог помещает Иосифа в райские условия, дает в его руки все, что его душе угодно, и тут же возникает соблазн покуситься на то, что ему не принадлежит (его оправдание перед женой Потифара совпадает с ответом Евы на предложение змея: ему дозволено все, кроме нее — как же ему согрешить против Бога и хозяина?). И происходит чудо — испытание может быть пройдено успешно именно на уровне отдельного человека. Благодаря этой победе Иосиф оказывается в двойственном положении человека, совершившего нетипичный поступок — он попадает в тюрьму, но и здесь Бог устраивает его жизнь самым лучшим образом. Священная история продолжает свое развитие в рамках этого приключенческого романа, только теперь ее ход пойдет не от провала к провалу, как в первых главах Библии, а от победы к победе, за каждой из которых стоит замысел Бога и — конкретное решение человека.

Свернуть

История испытания человека повторяется по той же схеме, что и в самом начале Бытия, только здесь она совершается уже не...

скрыть

История испытания человека повторяется по той же схеме, что и в самом начале Бытия, только здесь она совершается уже не...  Читать далее

 

Автор книги Руфи не вдается в объяснения того, почему Руфь остается с Ноеминью. В принципе, возможны два подхода. Скорее всего, за время замужества Руфь открыла для себя истинного Бога, Бога Израилева. Если это так, то довольно очевидно, что ради веры в Него она не хочет возвращаться в Моав к своим единоплеменникам-язычникам, но предпочитает стать опорой в старости своей свекрови. Но не исключено, что все наоборот: человеческая связь с Ноеминью становится для Руфи основанием, опираясь на которое она сохраняет верность Единому Богу. Такая двойственность очень характерна для Библии, потому что только через отношения с Богом выстраиваются отношения между людьми, и одновременно только милосердие в отношении к людям приводит нас к познанию Бога.

Свернуть

Автор книги Руфи не вдается в объяснения того, почему Руфь остается с Ноеминью. В принципе, возможны два подхода. Скорее всего, за время...

скрыть

Автор книги Руфи не вдается в объяснения того, почему Руфь остается с Ноеминью. В принципе, возможны два подхода. Скорее всего, за время...  Читать далее

 

Иосиф поселяет своего отца и всех своих братьев там, где жило в те времена большинство семитских племён, пришедших в Египет во время нашествия гиксов: в земле Гошен (Гесем), в нильской дельте, где заболоченные низменности соседствовали в те времена с заливными лугами. Это место прекрасно подходило для скотоводства — но, конечно, не кочевого, а оседлого, пастбищно-отгонного. Не случайно именно там селились бывшие кочевники — скотоводы-семиты, переселившиеся в Египет из оазисов Синая и сухих степей Сирии.

Потомкам Иакова предстояло прожить на этой земле не одно столетие, превратившись, как и их соседи, в оседлых жителей и почти позабыв про степи и пустыни, где жили их предки. Прежде же, чем они туда отправились, Бог в последний перед переселением раз обращается к Иакову. Он говорит Иакову, что его переселение — не завершение пути, а лишь начало. «Выведу тебя обратно» сказано для того, чтобы Иаков знал: Египет — не награда за труды, а база для отдыха и подготовки к дальнейшему пути, духовному и историческому.

Сам Иаков Исхода не увидит, его земной путь завершится раньше, но его кости Иосиф вынесет из Египта — и в этом смысле, пусть символически, Иаков разделит судьбу своего народа и пройдёт вместе с ним его путь. Иаков и Иосиф оба понимают: в их жизни действует Бог, а люди и обстоятельства входят в неё постольку, поскольку Бог позволяет им туда войти. Вот и теперь: переселение Иакова и его соплеменников в Египет — процесс, который легко описать исторически как элемент перемещений куда более масштабных, как часть массового переселения семитских племён, затронувшего весь Ближний Восток.

Процесс этот начался много раньше, его частью было уже переселение Авраама. Бог же не выводит тех, кого ведёт за собой, за рамки исторических процессов их эпохи. Он, наоборот, включает их в историю — но, включая, не даёт им в ней затеряться. Бог ведь и Сам хочет войти в мир, а значит, в историю. Войти вместе с теми и через тех, кого ведёт за Собой. И с их помощью сделать историю падшего мира — Своей. Историей спасения.

Свернуть

Иосиф поселяет своего отца и всех своих братьев там, где жило в те времена большинство семитских племён, пришедших в Египет во время нашествия гиксов...

скрыть

Иосиф поселяет своего отца и всех своих братьев там, где жило в те времена большинство семитских племён, пришедших в Египет во время нашествия гиксов...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).