Библия-Центр
РУ

Мысли вслух наI20 Февраль 2017

 

Заповедь о субботе дана Самим Богом в Законе Моисеевом, более того, именно ее соблюдение объявлено знамением завета, заключенного Богом со Своим народом. Разве можно называть человека (а словосочетание «сын человеческий» без заглавных букв, которых нет в устной речи, означает просто «человек») господином над такой важной Божьей заповедью? Однако Иисус это делает! В каком случае это возможно? Не тогда, когда эта заповедь не исполняется, а тогда, когда она превзойдена. Смысл этой заповеди в том, чтобы человек один день из семи посвящал делам Божьим, это своего рода «десятина», приносимая Богу, — только не деньгами или плодами, а временем. Тогда понятно, что человек становится не рабом этой заповеди, а ее господином, когда отдает Богу больше, чем одну седьмую своей жизни. Например, как Сын Человеческий, — всю жизнь. Опять мы видим, что для Иисуса очевидно, что служение Богу не «календарно», а постоянно, Он свободен от рабства этой заповеди, потому что каждый Его день — это «суббота», день, отданный Богу.

Свернуть

Заповедь о субботе дана Самим Богом в Законе Моисеевом, более того, именно ее соблюдение объявлено знамением завета, заключенного Богом со Своим народом...

скрыть

Заповедь о субботе дана Самим Богом в Законе Моисеевом, более того, именно ее соблюдение объявлено знамением завета, заключенного Богом со Своим народом... Читать далее

 

Почему фарисеи просят Иисуса, чтобы Он заставил Своих учеников замолчать, когда те прославляли Его, как Мессию? Только ли из страха возможных политических последствий? Конечно, они могли опасаться эксцессов, а то и прямого восстания, хотя, конечно, в известном смысле время для него было уже упущено. Но всё же от иерусалимской толпы можно было ожидать всего, чего угодно, а римляне, не терпевшие в городе никаких беспорядков, всегда готовы были вмешаться, и их вмешательство всегда заканчивалось кровопролитием. Но дело, наверное, всё же не только в этих опасениях. Дело ещё и в том, что Иисус в глазах фарисеев был «неправильным» Мессией, совершенно несоответствующим их представлениям и концепциям. Они, конечно, ждали Мессию, но не такого. А этот всё делал не так, как они ожидали. Вначале Он отказывался предоставить им ожидаемые ими доказательства Своего мессианства, затем избегал возможности возглавить массовое народное движение, хотя такая возможность представлялась Ему несколько раз. А вот теперь Он, вроде бы, прямо говорит о Своём мессианстве, но опять не так, как должен был это сделать «настоящий» Мессия. В самом деле, не может же настоящий Мессия въехать в город верхом на осле?! Это уже даже не притча, это настоящая профанация торжественного въезда в город Мессии-победителя, Мессии, изгоняющего римлян, Мессии, устанавливающего Своё Царство, Мессии, Который будет править сильной рукой во имя Божие… И вдруг, вместо ожидаемого торжества, какая-то полуторжественная, полушутовская процессия, напоминающая въезд в город «короля» из рабов во время римских сатурналий… Было от чего прийти в замешательство. Неудивительно, что фарисеи, как люди глубоко религиозные, стали просить Иисуса прекратить то, что им казалось неуместной и недостойной комедией. А Иисус ответил им, что всё серьёзно. Серьёзно настолько, что им даже трудно себе это представить. Только развиваться события будут не так, как они ожидают.

Свернуть

Почему фарисеи просят Иисуса, чтобы Он заставил Своих учеников замолчать, когда те прославляли Его, как Мессию...

скрыть

Почему фарисеи просят Иисуса, чтобы Он заставил Своих учеников замолчать, когда те прославляли Его, как Мессию... Читать далее

 

Что такое мудрость? В чём она и где её искать? На этот вопрос пытались ответить многие, и библейские мудрецы — не исключение. Но что понимать под мудростью? Для нас сегодня мудрость нередко ассоциируется или с глубоким проникновением в тайны мироздания и человеческого сердца, или с богатым жизненным опытом. И то, и другое предполагает созерцание, размышление, изучение. Для древних евреев же (равно, как и для некоторых других современных им народов) мудрость была скорее искусством или навыком, чем знанием, скорее практикой, чем теорией. Мудрым могли назвать даже ремесленника, если он хорошо владел своим ремеслом и был настоящим мастером своего дела. Впрочем, в придворной среде, в среде политиков и государственных деятелей, мудростью считался, в первую очередь, навык суда и государственного управления (это та самая мудрость, о даровании которой просил Бога Соломон). А ещё позже, уже в послепленный период (а может быть, и незадолго до плена) мудростью стали называть искусство праведной жизни, навык следования Торе, заповедям Божиим. Конечно, на праведность авторы библейских книг смотрят не так, как на ремесло или искусство государственного управления. Праведность — дело в первую очередь Божие, и лишь потом уже человеческое. Но, поскольку оно человеческое, постольку можно говорить об искусстве праведности. В самом деле, прожить в падшем мире жизнь праведника — почти то же самое, что пройти по канату над пропастью. Тут без навыка и тренировки не обойтись. Но есть ли страховка у такого канатоходца? Оказывается, есть, и страховка эта — тот священный трепет, то благоговение перед Богом, которое в русском переводе называют обычно (быть может, и не слишком удачно) страхом Божиим. Когда человеку грозит духовный срыв, именно он может помочь остановиться в самый последний момент. Но, чтобы пережить такой священный трепет, Бог должен Сам дать почувствовать человеку Своё величие. Без такого откровения страх Божий останется чем-то, в лучшем случае, умозрительным, а в худшем — извращённым. Но опыт подлинного страха Божия действительно оказывается тем, на чём может держаться вся духовная жизнь человека даже тогда, когда никакой другой духовной опоры у него нет.

Свернуть

Что такое мудрость? В чём она и где её искать? На этот вопрос пытались ответить многие, и библейские мудрецы — не исключение. Но что понимать под мудростью? Для нас сегодня мудрость нередко ассоциируется или с глубоким проникновением в тайны мироздания и человеческого сердца, или с богатым жизненным опытом. И то, и другое предполагает...

скрыть

Что такое мудрость? В чём она и где её искать? На этот вопрос пытались ответить многие, и библейские мудрецы — не исключение. Но что понимать под мудростью? Для нас сегодня мудрость нередко ассоциируется или с глубоким проникновением в тайны мироздания и человеческого сердца, или с богатым жизненным опытом. И то, и другое предполагает... Читать далее

 

История народа Божия начинается призванием Авраама. Бог начинает её с одного небольшого племени, из которого впоследствии Он вырастит Свой народ. В планы Божии, очевидно, входило намерение создать такой народ, который станет одновременно и общиной верных. Возможно, поэтому Он начинает создавать его именно так, хотя, казалось бы, и в Египте, и в Месопотамии было немало людей, которые кое-что знали о Едином. Но это знание было всё же, в основном, теоретическим, оно практически не влияло на духовную жизнь общества, да и в жизни отдельных людей, по-видимому, мало что меняло. Для такой перемены нужны не богословские теории, а реальная встреча с реальным, живым Богом. Богословские же знания могут здесь не только помочь, но иногда и помешать: ведь нередко оказывается, что полученное от Бога откровение не подтверждает, а, наоборот, опровергает устоявшиеся и общепринятые представления и о Нём Самом, и о духовной жизни вообще. Быть может, как раз поэтому Бог при первой встрече ничего не сообщает Аврааму о Себе. Он просто зовёт Авраама за Собой, обещая впоследствии превратить небольшое племя в народ (ст. 2 – 3). Но для этого нужно уйти, переселиться на новое место, оставив землю отцов (ст. 1). Конечно, Авраам был не первым, кто переселился из Месопотамии в Палестину, движение семитских племён из Междуречья на Запад, вплоть до Средиземного моря, началось, по-видимому, почти за сто лет до его рождения. Но к моменту встречи с Богом Аврааму уже семьдесят пять лет (ст. 4), а в таком возрасте, как считалось в те времена, решаться на подобного рода предприятия было уже поздно. К тому же, Бог ничего не говорит Аврааму о Себе, так что, направляясь в Палестину, Авраам должен был довериться неведомому Богу, о Котором он ничего не знал. В такой ситуации не помогут ни богословские рассуждения, ни здравый смысл: богословие ничего не может сказать о неведомом Боге, а здравый смысл скорее склонит его обладателя ответить «нет», чем «да». Авраам, очевидно, руководствуется здесь не здравым смыслом и не богословскими познаниями. Он действует так, как подсказывает ему сердце, в том смысле, как понимают это слово авторы Библии, для которых сердце было духовным центром человеческой личности, тем духовным «я», которое слышит Бога и делает выбор. А Бог доверяет ему, предоставляя полную свободу. Иногда спрашивают: мог ли Авраам отказаться? Мог ли он ответить Богу «нет»? И что тогда было бы с народом Божиим? У нас нет ответов на эти вопросы, ведь всё, описанное в Библии, уже произошло так, как произошло. Можно лишь сказать, что тогда Богу пришлось бы искать Себе другого избранника, и Он, без сомнения, нашёл бы его. Но это была бы уже другая история другого народа.

Свернуть

История народа Божия начинается призванием Авраама. Бог начинает её с одного небольшого племени, из которого...

скрыть

История народа Божия начинается призванием Авраама. Бог начинает её с одного небольшого племени, из которого... Читать далее

 

Для понимания рассказа об искушении Иисуса Христа нам необходимо вспомнить историю Адама, на которого евангелист указывает в последних словах предыдущей главы. В библейском сказании об искушении Адама (Быт 3) ему предлагалось стать «как Бог», разорвав единство с Богом и вкусив запретного плода. Начиная Свое служение, Иисус как «новый Человек» должен пройти через такое же испытание: Иисусу предлагается стать Царем при помощи «традиционных средств» — хлеба, зрелищ, силы и богатства. Он выбирает другой путь, который приведет Его на Голгофу. Ставя перед читателем два примера — Адама и Христа, Писание ждет и его выбора, ведь у каждого человека есть великая цель, и каждый имеет свободу использовать для ее достижения дьявольские средства.

Свернуть

Для понимания рассказа об искушении Иисуса Христа нам необходимо вспомнить историю Адама

скрыть

Для понимания рассказа об искушении Иисуса Христа нам необходимо вспомнить историю Адама Читать далее

 

Грех, совершённый Давидом, не остался без последствий ни для него самого, ни для его дома, зашатавшегося от внутренних нестроений, ни, со временем. для всего царства. Как когда-то Илию или Самуилу, Давиду довелось испытать позор из-за недостойного поведения своих детей.

Страстное, но кратковременное влечение к Фамари, овладевшее Амноном, заставляет вспомнить желание Давида овладеть Вирсавией. Но Давид, добившись своего, не бросил Вирсавию. Амнону же Фамарь опротивела моментально.

Гнев Авессалома справедлив, и его желание отомстить Амнону за сестру совершенно понятно. Но и сама месть, и коварство, с которым она совершена, ещё сильнее расшатывают дом Давидов, усиливают греховную рознь.

Библейский повествователь, упоминая о гневе Давида на Амнона, ничего не говорит о действиях, предпринятых царём в связи со всеми этими горестными событиями. Но мы можем представить состояние души Давида, которому были дороги все его дети — и Амнон, и Фамарь, и Авессалом. Боль каждого из них — это боль самого Давида, их вражда проходит через его сердце, поэтому никому из вовлечённых в конфликт Давид не хочет мстить.

Поведение Давида можно объяснить и так: после собственного грехопадения он мог чувствовать себя не вправе произносить суд по таким деликатным делам. В итоге Давид отстранился от принятия решения и отказался воздействовать на ситуацию.

Свернуть

Грех, совершённый Давидом, не остался без последствий ни для него самого, ни для его дома, зашатавшегося от...

скрыть

Грех, совершённый Давидом, не остался без последствий ни для него самого, ни для его дома, зашатавшегося от... Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).