Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на24 Сентября 2021

 

Как видно, проповедь Ионы достигла успеха, если он сумел привести к раскаянию даже жителей такого города, как Ниневия. В самом деле: в допленный период (когда была написана Книга Ионы) именно Ниневия была символом всего худшего, что есть в мире (после Вавилонского плена место Ниневии в библейских книгах занял Вавилон). Это неудивительно: ведь речь идёт о столице Ассирийской империи, правители и солдаты которой выделялись своей жестокостью даже в древнем мире, где вообще жестокостью было удивить трудно. Но дело не только в легендарной жестокости ассирийцев, дело ещё и в духе той империи, которую они создали.

В сущности, Ассирия дала миру первый пример практически безрелигиозного общества. Конечно, у ассирийцев, как и у всех народов древности, были свои боги, честь и достоинство которых они ревностно оберегали. Но боги эти были для ассирийцев скорее символами имперской мощи, чем объектами религиозного поклонения. Ситуация напоминало положение дел в поздней Римской империи: в Юпитера Капитолийского уже, конечно, никто всерьёз не верил, но не оказать ему подобающих почестей означало унизить Рим, со всеми вытекающими последствиями.

Замечательнейшее тому свидетельство — речь командующего экспедиционным ассирийским корпусом, направленным на завоевание Египта и по дороге решившего покончить с относительной автономией Иудеи и осадившего Иерусалим (её можно найти в Книге Исайи). Он говорит не о величии ассирийских богов, а о силе Ассирийской империи.

Он говорит осаждённым: на какого Бога вы надеетесь? Сколько было у разных народов богов, и помог ли хоть один бог хотя бы кому-нибудь? Для войны нужны, по его словам, «совет и сила», т.е. сильная армия и эффективное управление, а не поддержка каких-то богов. Эти речи явственно выдают практический (быть может, официально и не декларируемый) атеизм говорящего. И, можно думать, такое мировоззрение было свойственно не одному лишь командующему экспедиционным корпусом.

Для того, чтобы заставить раскаяться подобного рода людей, надо было постараться. Мало того: нужно было особое, целенаправленное усилие Бога, чтобы добиться такого эффекта. Но автор Книги Ионы, как видно, хорошо понимал: единственная возможность для Ниневии и для всей Ассирии выжить — это обращение и раскаяние в совершённых грехах. И историческая судьба Ассирии, оказавшейся в целом к такому покаянию неспособной, его правоту подтверждает.

Свернуть

Как видно, проповедь Ионы достигла успеха, если он сумел привести к раскаянию даже жителей такого города, как Ниневия. В самом деле: в допленный период (когда была написана Книга Ионы) именно Ниневия была символом всего худшего, что есть в мире (после Вавилонского плена место Ниневии в библейских книгах занял Вавилон)...

скрыть

Как видно, проповедь Ионы достигла успеха, если он сумел привести к раскаянию даже жителей такого города, как Ниневия. В самом деле: в допленный период (когда была написана Книга Ионы) именно Ниневия была символом всего худшего, что есть в мире (после Вавилонского плена место Ниневии в библейских книгах занял Вавилон)...  Читать далее

 

Снова, как и в других описываемых евангелистом Марком чудесах, мы видим, что Господь совершает чудо одним Своим словом. Люди, обладающие даром чудотворения или претендующие на экстраординарные способности, обращаются к иной воле: святые — к Богу, шаманы — к силе магических заклинаний. Иисус же просто изъявляет Свою волю — и она творит чудо, как сотворила и весь этот мир. В это проявляется Его божественная власть. Но не менее важно для нас знать, что воля Всемогущего в том, чтобы люди были исцелены от болезней и избавлены от смерти. Особенно подчеркивает это просьба Иисуса, чтобы никто не знал об этом: Он совершает чудо не для привлечения адептов к новой религии, а для избавления от смерти и горя конкретной семьи.

Свернуть

Снова, как и в других описываемых евангелистом Марком чудесах, мы видим, что Господь совершает чудо одним Своим словом...

скрыть

Снова, как и в других описываемых евангелистом Марком чудесах, мы видим, что Господь совершает чудо одним Своим словом...  Читать далее

 

Вопрос Иисуса к ученикам полон смысла, который не сразу бросается в глаза. Это вопрос о том, что означает знать Его, Иисуса из Назарета. Многие Его знали во время Его земного служения, многие знали Его на земном пути. Знали — и в то же время не знали. Потому, что знали Его как учителя, или как пророка, или как воскресшего из мёртвых Иоанна Крестителя, или как вернувшегося на землю пророка Илию, о котором в те времена думали, что он вернётся с небес незадолго перед приходом Мессии для свидетельства о Нём. Чтобы узнать Иисуса по-настоящему, нужно было узнать Его как Мессию, как Того, кто Он есть на самом деле.

Так, как узнал Его Пётр, назвав Мессией, Христом. Такое узнавание было подлинным, это была именно встреча со Христом, а не просто с пророком или учителем из Назарета. Однако само узнавание было лишь началом встречи, которое должно было получить своё продолжение — иначе встреча бы прервалась, не успев по-настоящему произойти. Узнать в Мессии Мессию — лишь начало пути. Не случайно Иисус сразу же после исповедания Петра начинает разговор о той смерти, которая Ему предстоит. Почему именно об этом?

Почему не о Царстве, не о воскресении, не о жизни будущего века? Скорее всего потому, что обо всём перечисленном верующие евреи тех времён имели некоторое представление, всё это как-то вмещалось в их сознание — хотя, конечно, вполне адекватным их знание назвать было нельзя. Тут была скорее смесь подлинного откровения с народной мифологией или с богословскими интерпретациями. Однако некоторое более-менее адекватное представление о таких вещах у них всё же было — чего не скажешь об умирающем и воскресающем Мессии.

Некий намёк на что-то похожее присутствует лишь у одного из великих пророков Израиля, Исайи Вавилонского, но он был реинтерпретирован в том смысле, что Мессии придётся пострадать и даже подвергнуться смертельной опасности прежде, чем Он придёт к власти и станет Царём нового Израиля. Между тем, чтобы идти за Христом, Его последователям было совершенно необходимо осознать факт Его смерти и Его воскресения — иначе они никогда бы не узнали Его по-настоящему. Вот об этом-то, о самом нужном для дальнейшего пути, и говорит Иисус с учениками сразу после исповедания Петра.

Свернуть

Вопрос Иисуса к ученикам полон смысла, который не сразу бросается в глаза. Это вопрос о том, что означает знать Его, Иисуса из Назарета. Многие Его знали во время Его земного служения, многие знали Его на земном пути...

скрыть

Вопрос Иисуса к ученикам полон смысла, который не сразу бросается в глаза. Это вопрос о том, что означает знать Его, Иисуса из Назарета. Многие Его знали во время Его земного служения, многие знали Его на земном пути...  Читать далее

 
Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка прозвучала незадолго до взятия Вавилона персами, когда освобождение было действительно уже близко, но в него мало кто верил, ведь Вавилон казался всем жителям города несокрушимой крепостью, которую не взять никому, даже Киру Великому. Скорее всего, какое-то гонение на еврейскую общину в эти последние годы существования Вавилонии всё же имело место, и Исайя ободряет тех, кто, быть может, из страха гонений решился если не на прямое отступничество, то, возможно, на какие-то компромиссы в делах веры (ст. 12 – 14). А пророк говорит о том, что вскоре ситуация полностью переменится, и недавние гонители сами окажутся гонимы, испытав то же, что они заставили пережить народ Божий (ст. 22 – 23). На первый взгляд, здесь перед нами чисто механическое понимание справедливости, предполагающее известный принцип «око за око, зуб за зуб». Между тем, даже Тора допускает такой подход, лишь снисходя к духовной слабости и мстительности падшего человека. И в данном случае перед нами, по-видимому, всё же не просто радость от того, что нынешние гонители испытают то же, что сегодня испытывают гонимые. По-видимому, речь идёт скорее о некоем своего рода «законе возмездия», который действует в падшем мире с неизбежностью качающегося маятника: несправедливо причинённое отдельному человеку или целому народу зло так или иначе всегда возвращается к тому или к тем, кто это зло творил. Конечно, ни о какой справедливости в этом случае говорить не приходится, ведь страдают от «ответного удара» (особенно в случаях, когда дело касается не отдельных людей, а народов и племён) как правило, вовсе не те, кто был виноват в совершённом зле. Здесь приходится говорить скорее о некоем «законе сохранения зла» в падшем мире, которое, будучи раз совершённым, никогда и никуда не исчезает бесследно, порождая цепочку следствий, подчинённую неким, не очень нам понятным, законам, ничего общего не имеющим ни с заповедями Божиими, ни с какими бы то ни было нравственными нормами. И до пришествия Христа разорвать такую цепочку, порождённую раз совершённым злом, было совершенно невозможно, можно было лишь вывести из-под удара тех, кто нужен был для осуществления плана Божия, если, конечно, выводимые давали Богу такую возможность, соглашаясь следовать за Ним и исполнять Его волю. Таков был мир до пришествия Христа. Мир, ещё не знавший Царства.
Свернуть

Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка...

скрыть

Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка...  Читать далее

 

Своё послание филиппийским христианам Павел начинает с благодарности Богу за то свидетельство и провозглашение благой вести, которым, по-видимому, филиппийская церковь особенно выделялась на фоне других церквей (ст. 3 – 5). Конечно, в этой благодарности звучит и радость о том, что благая весть распространяется по миру, и похвала тем, кто преуспел в её распространении. Но главное внимание апостол обращает всё же на другое. Он не случайно упоминает о Том, Кто, «начав доброе дело» в сердцах филиппийских христиан и в их церкви, будет, как надеется Павел, действовать в них и через них «до дня Иисуса Христа», т.е. до конца времён (ст. 6 – 7). Для него очевидно, что христианское свидетельство — не заслуга и не достижение человека, а дело Божие, которое свидетель делает вместе с Богом, позволяя Ему действовать через себя. Главное дело свидетеля — быть орудием действия Божия, а главная его задача — стать совершенным орудием с тем, чтобы в конце времён он мог сказать, что как человек сделал всё, что мог, для того, чтобы его свидетельство было совершенным. Именно поэтому апостол говорит о «возрастании любви» в свидетелях, о возрастании её «в познании и всяком чувстве» (ст. 8 – 9).

Конечно, и для нашего, ещё не преображённого мира важно, чтобы все знания и все чувства человека направлялись любовью, разумеется, не как эмоцией или абстрактным умозрением, а как активным желанием добра ближнему. Но в нашем мире любовь (по крайней мере, в том смысле слова, в котором понимают его авторы библейских книг) — прежде всего, отношение; в Царстве же она — не только отношение, но и среда, в которой живут его обитатели. В известном смысле любовь можно было бы назвать духовной субстанцией Царства, его основой, подобно тому, как природные элементы являются основой нашего мира. И тому, кто хочет укорениться в Царстве до конца, необходимо приобщиться этой «субстанции Царства», вместить её в себя, поскольку позволяет человеческая природа, а она позволяет это настолько, насколько сама преображается действием дыхания Божия. Конечно, свидетельство остаётся для всякого христианина главной задачей, но решить её он может, лишь становясь всё больше и больше христианином в изначальном смысле слова, т.е. жителем Царства. И тогда в «день Христов», в день Суда и возвращения Спасителя, результаты служения такого свидетеля станут ясно видны каждому (ст. 10 – 11).

Свернуть

Своё послание филиппийским христианам Павел начинает с благодарности Богу за то свидетельство и провозглашение...

скрыть

Своё послание филиппийским христианам Павел начинает с благодарности Богу за то свидетельство и провозглашение...  Читать далее

 
На Мк 9:2-13 

Преображение — прообраз Царства. Вернее, это само Царство, явленное пока ещё локально, в связи с одной лишь Личностью — Того, Кто принёс это Царство в мир. В сущности Преображение было не чем иным, как явлением преображённой телесности Спасителя, Его человеческой природы, явлением в том её виде, который она имеет в Царстве, когда оно раскрывается полностью.

В падшем мире Царство ещё полностью не раскрыто, оно лишь входит в него, потому и явление преображённой человечности в нём встречается лишь как исключение и видимо далеко не каждому, а лишь тем, кто сам в достаточной мере приобщился уже жизни Царства. Таким было и явление преображённой человеческой природы Спасителя. В сущности это и была Его настоящая человеческая природа, та, которая полностью соответствовала Его духовному состоянию.

Пребывание в привычном нам человеческом теле было для Него родом самоумаления, тем, что богословы называют словом кеносис — в этом случае настоящее состояние Бога или человека оказывается скрытым от тех, кому Бог или человек открывается. Для Бога кеносис — единственная возможность общаться с человеком, но нередко и для человека кеносис оказывается совершенно необходимым, если его духовное состояние существенно отличается от состояния тех, с кем приходится общаться. Иисус как Человек должен был прибегать к кеносису не только для общения с обычными людьми, но и просто для пребывания в нашем падшем мире.

Теперь же, на горе Преображения, Он явился ученикам таким, каким был на самом деле, в Своём настоящем теле. Неудивительно, что ученики восприняли это явление как чудо — оно ведь и было чудом, вторжением Царства в наш мир. Не случайно сразу же после Преображения Иисус начинает рассказывать ученикам о том пути, который Ему предстоит пройти, чтобы Царство смогло войти в мир до конца и в полноте. Ученики пока недоумевают — пройдёт ещё немало времени прежде, чем они поймут всё, но это неизбежно: всякому пониманию своё время.

Свернуть

Преображение — прообраз Царства. Вернее, это само Царство, явленное пока ещё локально, в связи с одной лишь Личностью — Того, Кто принёс это Царство в мир...

скрыть

Преображение — прообраз Царства. Вернее, это само Царство, явленное пока ещё локально, в связи с одной лишь Личностью — Того, Кто принёс это Царство в мир...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).