Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на22 Января 2021

 
На Пс 10:3 

Когда мы оглядываемся вокруг, мы видим очевидную несправедливость царящего в мире порядка (или почти беспорядка!), видим явную «сбитость» критериев оценки людьми своего поведения. Наконец, мы заглядываем в себя — и не можем не ужаснуться своим мотивам и помыслам. Всему этому псалмопевец ставит диагноз: разрушены основания. Философ Мераб Мамардашвили говорил об «антропологической катастрофе», состоящей в том же самом — разрушены основания, основания того, что и есть человечность в человеке. Эпоха явного или неявного господства материализма в человеческом мировоззрении подменила подлинные, духовные основания человеческой личности — материальными, телесными, плотскими. Даже по сравнению с языческими временами это катастрофа, потому что тогда была подмена верной духовности неверной, а сейчас фактическое отвержение духовности вообще (нельзя же считать духовностью идеологию). Человек больше не видит смысла в понятиях «Бог», «истина», «грех», «спасение» и т.д. А не видя смысла, не ищет ни истины, ни спасения, и не обращается от греха к Богу.

Что же может сделать в этой ситуации праведник? Наверное, просто «быть не от мира», быть не таким, как все, сохранять веру и верность, тем самым быть «каналом», по которому Божия благодать все-таки достигает этого мира, и по слову пророка Иезекииля «встать в проломе стены», чтобы не погибла эта земля. В целом, все это значит — жить жизнью Христа.

Свернуть

Когда мы оглядываемся вокруг, мы видим очевидную несправедливость царящего в мире порядка (или почти беспорядка), видим явную «сбитость» критериев оценки людьми своего поведения...

скрыть

Когда мы оглядываемся вокруг, мы видим очевидную несправедливость царящего в мире порядка (или почти беспорядка), видим явную «сбитость» критериев оценки людьми своего поведения...  Читать далее

 

«… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…» Какую примечательную цепочку достойных вещей выстраивает апостол Петр. Но давайте подумаем, что это? Лестница наверх? Круг? Спираль? Или просто поставленные без всякой закономерности слова? То, что апостол не ставил слова совсем в случайном порядке, можно видеть из того, что началом является вера, а концом любовь. Это заставляет нас вспомнить о круге или спирали, ибо есть эта близость и взаимообусловленность веры и любови. Мы привыкли, что одно невозможно без другого, что это есть прообраз двух главных заповедей, данных нам Господом: о любви к Богу (вера) и о любви к человеку (любовь). Но вспомним вот что. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1 Кор 13:13). Любовь больше. И значит она выше. Но что есть суть Царствия Небесного? Конечно, любовь. Ибо там нет необходимости в вере, а есть прямой опыт сопребывания. Это заставляет нас думать, что апостол рисует подобие лестницы, вторым концом  — любовью — упирающейся в Небо (тем более, что этот образ не нов). Действительно, что есть всякий первый шаг? Поверить, уверовать, испытать обращение, далее следует взращивание в себе добродетелей, овладение страстями и все выше и выше по восходящей. До предельной точки, любви, которая, по слову апостола Павла есть совокупность совершенства («Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Кол 3:14). Но с другой стороны, довольно трудно установить точную иерархию внутри, например, сказать, что братолюбие выше благочестия, а благочестие выше терпения. В науке это довольно часто встречающаяся ситуация, когда вроде бы налицо закономерность, но в то же время четкого правила нет (детерминированные процессы со стохастикой). Поэтому нельзя слепо применить ни одну из предложенных нами моделей. Но в том и гений апостола Петра.

Свернуть

«… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…»...

скрыть

«… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…»...  Читать далее

 

По дорогам Палестины за Иисусом ходило множество людей, но не все они вошли в число двенадцати апостолов. Как говорит евангелист Марк, Он «призвал к себе тех, кого Сам хотел». Этих учеников Господь приготовил для служения, дав им силу проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и изгонять бесов. Последовав призыву Христа и взойдя вместе с Ним на гору, они стали совершенно другими людьми. Не об этом ли свидетельствует тот факт, что Симону дается совершенно новое имя – Петр…

Получив эти «сверхъестественные» способности, апостолы не превратились в магов, гордящихся своими чудодейственными умениями, потому что в этом не было их заслуги. Иисус призвал тех, кого захотел, а не тех, кто был более достоин. Удивительные вещи, сделанные руками апостолов, которые мы находим в книге Деяний - действие Cамого Спасителя, а не тех, кого Он Сам поставил на это служение. Эти взаимоотношения Господа и учеников для нас – удивительный пример того, что такое смирение.

Свернуть

По дорогам Палестины за Иисусом ходило множество людей, но не все они вошли...

скрыть

По дорогам Палестины за Иисусом ходило множество людей, но не все они вошли...  Читать далее

 
На Мк 9:2-13 

В Преображении Господнем, где ученики видели славу Божию и невещественный Свет Христов, именно слово Христа о воскресении мертвых вызвало их наиболее заинтересованную реакцию. В самом деле, можно ли спорить и говорить о вещах непостижимых? Воскресение же мертвых, напротив, занимало важное место в религиозном сознании иудеев, и поэтому их сосредоточение на нем вполне объяснимо. Евангелист Марк, принципиально не вдающийся в подробное разъяснение иудейских реалий, оставляет суть спора учеников «за кадром». Скорее всего, речь шла о том, следует ли понимать пророчества о воскресении буквально или иносказательно. В контексте спора понятно, почему у учеников зашла речь об Илии: если понимать пророчества о воскресении буквально, то логично таким же образом отнестись и к пророчеству Малахии о приходе Илии. Обратим внимание, что евангелист Лука (и не он один) понимает это пророчество иносказательно, говоря об Иоанне Крестителе как о пророке «в духе и силе Илии». Для учеников же есть еще один аргумент в пользу иносказательного понимания пророчества: они только что видели Илию вместе с Моисеем беседующими с Господом Иисусом. Главный вывод богословского спора учеников — необходимость по-разному понимать разные пророчества.

Но вот что важно: Господь Иисус обращает внимание учеников не на точность или иносказательность пророчеств, а на то, как люди откликаются на предреченные действия Божии. И здесь ключевыми оказываются не пророчества о деталях событий, а отвержение людьми действих, которые Бог совершает для их спасения. Отвержение и Крестная Жертва Христа — вот ключ, который Господь предлагает ученикам для понимания пророческих писаний, и точно так же это важно и для нас.

Свернуть

В Преображении Господнем, где ученики видели славу Божию и невещественный Свет Христов, именно слово Христа о...

скрыть

В Преображении Господнем, где ученики видели славу Божию и невещественный Свет Христов, именно слово Христа о...  Читать далее

 

Иаков обращается к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии. Такое определение издревле обозначало еврейский народ, но надо ли понимать, что Иаков обращается исключительно к христианам из евреев? Поскольку содержание послания касается всех христиан, под двенадцатью коленами мы вправе понимать братьев, составляющих Церковь - народ Божий Нового Завета.

Призыв радоваться искушениям поначалу производит странное впечатление. Можно, конечно, найти повод для радости в том, что если силы тьмы на тебя нападают, то это значит, что ты им не принадлежишь. Но такое сознание может привести к самодовольству, а затем к самообольщению и к горделивому самопревозношению, а оно и есть сатанинская ловушка. Значит, не искушениям надо радоваться, а тому, что Господь даёт нам силы справиться с ними, устоять перед соблазнами. Не надо их бояться и от страха терять голову, но следует вовремя их распознавать и быть готовым принять помощь свыше.

Свернуть

Иаков обращается к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии Такое определение издревле обозначало...

скрыть

Иаков обращается к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии Такое определение издревле обозначало...  Читать далее

 

Рассказ об ангельском посещении Содома становится притчей — притчей о Лоте в Содоме. И притчей о самом Содоме тоже. Ещё прежде, во время разговора ангелов с Авраамом, речь зашла о количестве праведников, нужных для спасения города. Разговор прервался, когда цифра дошла до десяти. Почему так? Дело в том, что десять человек по религиозным правилам иудаизма — необходимый минимум для общины. Десять совершеннолетних, прошедших обряд бар-мицвы евреев-мужчин, собравшись вместе, являются полноценной общиной, которая может совершить любой религиозный ритуал, кроме тех, разумеется, где требуется участие левитского священника. В те времена, когда писалась Книга Бытия, какой мы её знаем сегодня, это правило уже существовало.

Тем самым автор Пятикнижия говорит нам: для спасения города мало одного или даже нескольких праведников, нужна община, которая могла бы действовать в этом городе как единое духовное целое, и тогда возможно, что ради Своей общины Бог сохранит и сам город, не дав ему погибнуть. Между тем в Содоме как раз никакой общины не оказалось. Оказался лишь Лот со своей семьёй — но одной семьи мало для того, чтобы переломить ситуацию. Лот, скорее всего, не сразу понял, кого он приютил у себя в доме, но повёл он себя с самого начала как праведник, готовый защищать своих гостей пред Богом и людьми до конца, используя все возможности.

Других же праведников в городе не нашлось. В такой ситуации оказалось проще вывести из города Лота с семьёй, дав всем им возможность спастись. Было, правда, одно условие: уходить немедленно, идти прочь быстро и не оглядываясь — не потому, что Бог не мог бы подождать лишний час, а потому, что, когда дело касается города, гибнущего от своего греха, уходить надо сразу, не пытаясь ничего с собой унести даже внутренне — иначе есть шанс взять с собой то, от чего уходишь.

Ситуация жёсткая — но оно и неудивительно: ведь Лот с самого начала пошёл в Содом не за Богом, а за комфортной жизнью. Да, он сохранил навыки праведной жизни — но именно поэтому с комфортной жизнью, им самим избранной, ему пришлось расстаться быстро и неожиданно. Зато быстрое и неожиданное расставание спасло его от гибели в обречённом городе. Таков выбор, который Лоту нужно было делать, и делать быстро. Лот свой выбор сделал — и остался жив.

Свернуть

Рассказ об ангельском посещении Содома становится притчей — притчей о Лоте в Содоме. И притчей о самом Содоме тоже. Ещё прежде, во время разговора ангелов с Авраамом, речь зашла о количестве праведников...

скрыть

Рассказ об ангельском посещении Содома становится притчей — притчей о Лоте в Содоме. И притчей о самом Содоме тоже. Ещё прежде, во время разговора ангелов с Авраамом, речь зашла о количестве праведников...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).