Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на25 Сентября 2017

 
На Еф 4:26 

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас. Но ведь Писание столько раз говорит о гневе Божием, да и Иисус не чужд гневу! (см. Мк. 3:5). Возможным разрешением проблемы может быть Иак. 1:20, где человеческий гнев противопоставляется правде Божией. Итак, есть два разных гнева: греховный человеческий гнев и праведный гнев Божий. Объектом праведного гнева является грех, объектом греховного гнева — грешник. Тогда первую половину стиха можно понять так: либо вообще не согрешайте гневом, либо гневайтесь не греховным гневом (то есть не на грешника, а на грех). Но вторая половина стиха подводит итог в обоих случаях — «солнце да не зайдет во гневе вашем». Не надо «застревать» в гневе, его надо приносить пред Лицо Божие, чтобы Бог уничтожил его как наш грех или принял его в свой праведный гнев, а нас наполнил Своей милостью.

Свернуть

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас...

скрыть

Как правило, начало этого стиха «цепляет» наше внимание. Как можно гневаясь — и не согрешать, если Сам Господь приравнял гнев к нарушению шестой заповеди Моисея «не убий»? И в той же главе Послания к Ефесянам Павел называет гнев в числе тех пороков, которые должны быть удалены от нас...  Читать далее

 

Эти слова, как яркая вспышка света, не столько помогают увидеть логику размышлений апостола Павла, сколько высвечивают несколько важнейших вещей, чтобы мы вспомнили о них. Как краткий конспект, они подытоживают учение апостола о спасении во Христе. Именно в этом отрывке приводятся слова апостола Павла о том, что Церковь есть Тело Христово.

Это определение вобрало в себя очень многое. Оно подразумевает то, что центром, вокруг которого собрана Церковь, является хлеб Тайной вечери, который в молитве Церкви становится Телом Христовым. Это таинство совершается Самим Христом («не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земле», как говорит свт. Василий Великий). Определение апостола Павла подразумевает также, что Церковь есть продолжение Воплощения Сына Божьего, Который наполняет в Ней все. Это происходит по воле Отца и по благодати Святого Духа, пришествие Которого и рождает Церковь не как собрание людей, но как таинство Присутствия Бога.

Далее, в начале следующей главы, апостол подчеркивает, что этот дар спасения во Христе дается нам, когда мы были еще грешниками. Он говорит, что нас, мертвых по грехам нашим, Христос наполняет в Церкви, наполняет жизнью. В этом смысл существования Церкви, в этом ее спасительная сила.

Свернуть

Эти слова, как яркая вспышка света, не столько помогают увидеть логику размышлений апостола Павла, сколько высвечивают несколько важнейших вещей, чтобы мы вспомнили о них. Как краткий конспект...

скрыть

Эти слова, как яркая вспышка света, не столько помогают увидеть логику размышлений апостола Павла, сколько высвечивают несколько важнейших вещей, чтобы мы вспомнили о них. Как краткий конспект...  Читать далее

 

Иисуса часто называют Учителем, да и для нас тоже это так. Но ведь каждому из нас время от времени приходится выступать в такой роли, поэтому стоит и нам поучиться у Учителя. Эти три стиха из Евангелия от Луки позволяют заглянуть в педагогический метод Иисуса. Рассказав развернутую притчу (о сеятеле) и дав ее объяснение для учеников, Он продолжает в традиционной для иудейских учителей манере — афористической. Классическим примером такого метода может служить книга Притчей, почти вся составленная из афоризмов. Афоризм сам по себе — уже образ, воздействующий на воображение слушателей и провоцирующий их на размышление. Параллельное место в Евангелии от Марка (возможно, самом раннем из Евангелий) — Мк. 4:21-25 — лучше показывает несвязанность между собой этих высказываний Иисуса, а Евангелие от Матфея даже разносит их по разным главам. Лука ориентируется на эллинизированных читателей, не привыкших к такому стилю, и вставляет логические связки «ибо», «итак», отчего эти высказывания приобретают качества слитного текста, позволяющего проследить логику развития проповеди Иисуса. Первый образ (свеча) говорит о том, что новая весть, которую слышат ученики, не для «внутреннего пользования», а для передачи другим. Второе высказывание наводит на мысль о бесполезности «игры в прятки» — все выходит наружу. А дальше — неожиданное «наблюдайте, как слушаете», призывающее к особой внимательности, и многократно высказываетмый Иисусом парадокс о содействии и бездействии. Все это, собранное вместе, порождает в слушателях новое представление о предстоящем образе жизни: серьезное, заинтересованное, активное и бесстрашное взаимодействие с другими людьми.

Свернуть

Иисуса часто называют Учителем, да и для нас тоже это так. Но ведь каждому из нас время от времени приходится выступать в такой роли, поэтому стоит и нам поучиться у Учителя...

скрыть

Иисуса часто называют Учителем, да и для нас тоже это так. Но ведь каждому из нас время от времени приходится выступать в такой роли, поэтому стоит и нам поучиться у Учителя...  Читать далее

 
Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка прозвучала незадолго до взятия Вавилона персами, когда освобождение было действительно уже близко, но в него мало кто верил, ведь Вавилон казался всем жителям города несокрушимой крепостью, которую не взять никому, даже Киру Великому. Скорее всего, какое-то гонение на еврейскую общину в эти последние годы существования Вавилонии всё же имело место, и Исайя ободряет тех, кто, быть может, из страха гонений решился если не на прямое отступничество, то, возможно, на какие-то компромиссы в делах веры (ст. 12 – 14). А пророк говорит о том, что вскоре ситуация полностью переменится, и недавние гонители сами окажутся гонимы, испытав то же, что они заставили пережить народ Божий (ст. 22 – 23). На первый взгляд, здесь перед нами чисто механическое понимание справедливости, предполагающее известный принцип «око за око, зуб за зуб». Между тем, даже Тора допускает такой подход, лишь снисходя к духовной слабости и мстительности падшего человека. И в данном случае перед нами, по-видимому, всё же не просто радость от того, что нынешние гонители испытают то же, что сегодня испытывают гонимые. По-видимому, речь идёт скорее о некоем своего рода «законе возмездия», который действует в падшем мире с неизбежностью качающегося маятника: несправедливо причинённое отдельному человеку или целому народу зло так или иначе всегда возвращается к тому или к тем, кто это зло творил. Конечно, ни о какой справедливости в этом случае говорить не приходится, ведь страдают от «ответного удара» (особенно в случаях, когда дело касается не отдельных людей, а народов и племён) как правило, вовсе не те, кто был виноват в совершённом зле. Здесь приходится говорить скорее о некоем «законе сохранения зла» в падшем мире, которое, будучи раз совершённым, никогда и никуда не исчезает бесследно, порождая цепочку следствий, подчинённую неким, не очень нам понятным, законам, ничего общего не имеющим ни с заповедями Божиими, ни с какими бы то ни было нравственными нормами. И до пришествия Христа разорвать такую цепочку, порождённую раз совершённым злом, было совершенно невозможно, можно было лишь вывести из-под удара тех, кто нужен был для осуществления плана Божия, если, конечно, выводимые давали Богу такую возможность, соглашаясь следовать за Ним и исполнять Его волю. Таков был мир до пришествия Христа. Мир, ещё не знавший Царства.
Свернуть

Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка...

скрыть

Сегодняшнее чтение посвящено теме искупления и освобождения народа. По-видимому, приводимая здесь проповедь пророка...  Читать далее

 

Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало так много обличений. Теперь грехи искуплены, причём вдвое, в связи с чем обычно вспоминается, что вор по закону должен был вдвое возмещать сумму украденного. Правда, далеко не все грешники были ворами в прямом смысле, воровство - не единственный порок, но в данный момент это неважно: никто не имеет права величаться над грабителями, другие грехи, часто кажущиеся "допустимыми", ничем не лучше. Но теперь наступает прощение, а вместе с ним - надежда на новую, качественно иную жизнь в согласии с волей Творца.

Совершенно закономерно вслед за обетованием надежды пророк начинает говорить о величии Господа, о том, что Его невозможно ни с чем-либо сравнить, ни представить. Здесь речи Исаии в какой-то мере напоминают последние главы Книги Иова, где вопрошания Иова оказываются сняты после того, как Творец явил ему Свою непостижимость. Здесь, правда, иная ситуация, народ Израиля, в отличие от Иова, страдал небеспочвенно. Но и теперь, когда, казалось бы, грешники раскаялись в своих грехах и им наконец стало "всё понятно", Господь снова показывает, что и Он Сам, и Его милость превосходит любую степень нашего понимания.

Свернуть

Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало...

скрыть

Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало...  Читать далее

 

Трудно решить, как назвать поведение царя Охозии. Оно по архаичному суеверно, и в то же время чересчур нам знакомо по нравам нынешней эпохи. Ведь Охозия не только не обращается за помощью к Господу, но даже, похоже, не надеется на земную медицину. Вместо всего этого он посылает за ответом на вопрос (не о том, как вылечиться, а останется ли в живых) к языческому божеству Веельзевулу. Что ж, отступление от Бога, возвещённого Откровением и обращение к экзотическим культам далеко не редкость. Вот только не случайно имя Веельзевула стало одним из имён сатаны. Тот, кто обращается к языческим ритуалам после того, как отвернулся от Господа, рискует оказаться в плену ещё более гибельных духовных сил, нежели те, перед которыми предстоят язычники. Но за всё надо платить, и расплата, которую Господь через Илию предсказывает царю — прямое следствие действий Охозии.

Рассказ о том, как Илия попалил воинов, может вызвать вопрос: не чрезмерны ли действия, предпринятые Илиёй против тех, кто пытается выполнить царский приказ? Но здесь надо обратить внимание на одну подробность. Дважды командиры вооружённых отрядов, приказывая Илии сойти, называли его «человеком Божиим». Они вроде бы признают силу Божию, явленную через пророка, но хотят поставить её ниже воли языческого царя. Но Бог , как известно, поругаем не бывает. Происшедшее явилось реакцией, возникшей при попытке соединения несоединимого. Тот же из командиров, кто проявил благоговение, остался жив.

Между тем для Илии приближается пора уходить с земли. Елисей, ученик и преемник, пожелал, чтобы дух, бывший на Илии, перешёл на него вдвойне. Илия, сказав Елисею: «Трудного ты просишь», тем не менее не отказал ему в выполнении просьбы. Предупреждение о трудностях пути — не запрет идти по этому пути.

И вот уже в начале своего служения Елисей совершает такие разные поступки, как очищение воды и проклятие детей. Так сразу же проявились две грани его облика и служения, которые будут характеризовать Елисея: грозная сила и тут же рядом — забота о благе людей. Для нас, живущих в новозаветную эпоху, трудно понять, как такие черты могли сочетаться. Но до новозаветных времён ещё предстоял долгий путь.

Свернуть

Трудно решить, как назвать поведение царя Охозии. Оно по архаичному суеверно, и в то же время чересчур нам знакомо по...

скрыть

Трудно решить, как назвать поведение царя Охозии. Оно по архаичному суеверно, и в то же время чересчур нам знакомо по...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).