Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на19 Марта 2024

 
На Пс 65:10 

Во все времена люди задавались вопросом: отчего всё на земле устроено так, как устроено? Почему всё происходит так, как происходит? И во все времена на этот вопрос было два разных ответа — разных не в деталях, а в подходе к делу. Одни сводили вопрос «почему» к вопросу «как», другие пытались доискаться до первопричины. Так же и вопрос о том, кто увлажняет землю и взращивает на ней урожай, допускает два принципиально разных ответа.

Учёный описал бы этот процесс, как чисто естественный, не прибегая ни к каким иным объяснениям, и как учёный он был бы абсолютно прав. Наука не задаётся вопросом «почему», всегда в конечном счёте сводя его к вопросу «как», к вопросу о вторичных причинах и вторичных механизмах.

В практическом плане знание этих механизмов совершенно необходимо, но для полноценной духовной жизни одного такого знания мало. Для духовной жизни самым важным вопросом оказывается вопрос о смысле происходящего, вопрос «зачем».

Понимание работы механизма, даже самого сложного, на этот вопрос ответа не даёт: ведь даже сложный механизм всё равно остаётся лишь механизмом, ответ на вопрос о том, кто его сделал, кто и зачем запустил и для чего он работает, останется открытым даже в том случае, если об устройстве и принципах его работы мы будем знать абсолютно всё.

Ответ на вопрос «зачем» может дать не природа, а дух, не «что-то», а «кто-то». И этот «кто-то» должен быть по своим масштабам соотносим с природой в целом, с мирозданием во всей его полноте. Библия как раз и предлагает нам ответ, исходя из того, что миром правит именно Кто-то, Тот, Кто его сотворил и Кто только и может придать его существованию смысл.

Но Библии чужд взгляд на Творца, широко распространившийся среди философов XVIII в., многие из которых были уверены, что Бог, однажды сотворив мир, затем оставил его в покое и больше не вмешивается в его жизнь, так, что всё, происходящие в мире, не имеет к Нему никакого отношения.

Библия видит в Боге не только Творца, но и Промыслителя, т.е. такого Творца, Который, сотворив мир, не оставляет его на произвол судьбы, участвуя затем в его жизни и вмешиваясь в то, что происходит в сотворённом Им мире.

Потому и говорит автор псалма о Боге, Который Сам посылает дождь на землю, чтобы напоить её и вырастить на ней обильный урожай. Дело тут не в средствах, которые Бог использует для этого, и даже не в том, что Он является первопричиной всего, а в том, что без Него всё потеряет свой смысл, и тогда уже не будет нужно ни дождя, ни урожая, ни земли, ни неба.

Свернуть

Во все времена люди задавались вопросом: отчего всё на земле устроено так, как устроено? Почему всё происходит так, как происходит? И во все времена на этот вопрос было два разных ответа — разных не в деталях, а в подходе к делу...

скрыть

Во все времена люди задавались вопросом: отчего всё на земле устроено так, как устроено? Почему всё происходит так, как происходит? И во все времена на этот вопрос было два разных ответа — разных не в деталях, а в подходе к делу...  Читать далее

 

"И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит". Следование по пути за Господом - это следование путем смирения и унижения, умаления себя перед всем миром. В каждом из нас есть тайное и тяжелое стремление к совершенству и победе. Иногда даже не понятно над чем. И мы плодим зависть и раздоры, пытаясь найти свой путь перед людьми. Мы хотим занять более высокий пост, получить больше удовольствия и т.д. Это похоже на постоянный голод. И, пытаясь удовлетворить себя, потакать своим желаниям, мы обрекаем себя на смерть. Смерть от бесконечной усталости, от пустоты и в одиночестве сердца. И чем мы упорней на своем пути к победам и достижениям ради самих себя, тем больше Бог противится нам. Потому что Он знает, что наши дела тщетны и бесполезны, если через свой труд мы не ищем Его присутствия в мире. Не ищем мира и не смягчаем свое сердце ради Него. "Ибо от Сиона выйдет закон". Закон жизни вечной и мира.

Свернуть

"И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит". Следование по пути за...

скрыть

"И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит". Следование по пути за...  Читать далее

 

В сегодняшнем ветхозаветном чтении описана очень интересная ситуация. Давид приходит к пророку Нафану за советом. Он ожидает от пророка ответа о воле Божией. И пророк отвечает, и Давид воспринимает его ответ как ответ от Бога: «Да, иди и делай всё, что ты задумал, Господь будет с тобой». Пророк говорит то, что кажется ему естественнейшим следствием из всего, что говорил ему Бог и что он знает о Боге. Но Господь думает иначе. Отнюдь не всегда человеческая логика может помочь нам понять Его мысли. Господь обращается к Нафану и говорит, что Он не отвергает Давида, наоборот, это Он устроит дом Давиду. Но Ему не нужно, чтобы Давид строил Его дом. Почему — Он не объясняет, да и нужны ли объяснения? Важно для нас одно: самое благое намерение может не совпадать с Его волей на данный момент.

Свернуть

В сегодняшнем ветхозаветном чтении описана очень интересная ситуация. Давид приходит к пророку Нафану за советом...

скрыть

В сегодняшнем ветхозаветном чтении описана очень интересная ситуация. Давид приходит к пророку Нафану за советом...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение продолжает описание того, как египетские маги соревновались с Богом Моисея в способности творить чудеса. Конечно, здесь, как и во всех других случаях, чудо Божие можно объяснить естественными причинами, но такое объяснение само по себе ничуть не умаляет значения чуда как действия Божия. Не случайно для обозначения чуда в еврейском тексте Библии очень часто используется слово, которое правильнее было бы перевести как «знак»: чудо Божие очень часто как раз и оказывается именно таким знаком, а то, что им становится естественный феномен, значимости знака отнюдь не умаляет, ведь дело в данном случае не в природе, а в Том, Кто за ней стоит. Но для магов ситуация выглядела иначе. Магия в мировоззренческом смысле очень близка к науке, в частности, и в том, что всё происходящее маг, как и учёный-материалист, склонен объяснять исключительно естественными причинами. Конечно, представления о границах и законах природы у мага и у учёного могут заметно отличаться, но ни тот, ни другой никогда не допустят в своих теориях и концепциях ничего, что выходит за природные рамки. Методологически это, конечно, правильно, но мировоззренчески нередко заводит в тупик. А одной из наиболее распространённых мировоззренческих ошибок является мнение, что естественное объяснение того или иного явления само по себе исключает всякую возможность наличия в нём духовной составляющей. Маги, сумев вывести жаб из реки (ст. 7), по-видимому, сочли этот факт достаточным доказательством того, что ни о каком чуде в данном случае говорить не приходится. Между тем, такой подход представляет собой серьёзную ошибку: здесь налицо смешение духовного и природного. Природа всегда остаётся в рамках причин и следствий, причинно-следственные цепочки полностью определяют и описывают все природные процессы. Духовное начинается там, где причины и следствия отступают на задний план, а вперёд выходят задачи и цели. Духовная жизнь начинается там, где есть отношения, прежде всего отношения между человеком и Богом, но также и отношения между людьми. И чудо становится чудом только в контексте отношений между человеком и Богом, иначе оно остаётся всего лишь природным феноменом. И даже тогда, когда воспроизвести опыт оказывается невозможно, как было в случае с мошкой (ст. 18), эта невозможность сама по себе не доказывает чуда: для материалиста или для мага она становится лишь свидетельством наличия неразрешимой на сегодняшний день научной проблемы или необъяснимого на данной стадии развития науки феномена. Фараон готов даже обратиться за помощью к Моисею, если другие средства не помогают (ст. 28), но сердце его не становится от этого мягче (ст. 32), ведь отношения с Богом не устанавливаются по принуждению.

Свернуть

Сегодняшнее чтение продолжает описание того, как египетские маги соревновались с Богом Моисея в способности творить...

скрыть

Сегодняшнее чтение продолжает описание того, как египетские маги соревновались с Богом Моисея в способности творить...  Читать далее

 

Когда Иона объявил о себе, что бежит от лица Господня, то люди, бывшие на корабле, устрашились страхом великим. Они не знают, в чём дело, каковы причины, побудившие Иону так поступить, но одно то, что этот человек может быть на такое способен, повергает их в ужас. Само стремление уйти от Бога воспринимается как нечто чудовищное даже теми, кто ещё не знает Его.

Но вот мы видим, что Иона готов к самопожертвованию, и в его готовности можно увидеть не только стремление остановить бурю и искупить свою вину, приняв наказание за грех противления Богу. Теперь в спокойствии Ионы можно увидеть надежду на Бога, это уже не спокойствие безалаберности. Иона преодолел страх и готов идти, куда бы Господь ни направил его.

Следствием этих событий явилось то, что спутники Ионы, столкнувшись с реальностью последствий богопротивления, обратились к Господу и дали Ему обеты. Даже последствия нашей греховности Господь в силах не только исправить, но и повернуть во благо.

Свернуть

Когда Иона объявил о себе, что бежит от лица Господня, то люди, бывшие на корабле, устрашились...

скрыть

Когда Иона объявил о себе, что бежит от лица Господня, то люди, бывшие на корабле, устрашились...  Читать далее

 

Внешнее почитание, далёкое от обращения сердца, Господу не нужно, однако Он милостив и милосерд ко всем, прибегающим к Нему, хотя бы они и были не до конца искренними. Не следует из этого заключать, что милость оказывается в зависимости от внешнего прибегания в нужде, нет, Господь милует по собственной милости, Его верность Своему слову превышает человеческую преданность. Люди постоянно отступают от хождения перед Ним, привычно крестятся, когда грянет гром, а когда отгремит, снова погружаются в привычную суету.

Но Он, зная, что люди постоянно Ему изменяют, продолжает верно держать слово, данное нам, и хранит нас от бед. И даже когда Он попускает кары, обрушивающиеся на грешников и отступников, они являются не самоцелью, а вынужденной мерой, крайним средством, которое приходится применить, чтобы ужаснувшиеся несмышлёныши не пытались больше резвиться на краю пропасти. Нередко помогает...

Свернуть

Внешнее почитание, далёкое от обращения сердца, Господу не нужно, однако Он милостив и милосерд ко всем, прибегающим к...

скрыть

Внешнее почитание, далёкое от обращения сердца, Господу не нужно, однако Он милостив и милосерд ко всем, прибегающим к...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).