Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на19 Сентября 2020

 
На Лк 4:43 

Желание удержать у себя Иисуса по-человечески очень понятно. По крайней мере, тогда, когда уже принял Его внутренне и готов установить с Ним те отношения, которые могут реально изменить всю жизнь. Но вот Он уходит. Говорит, что Он должен нести благую весть и другим, что Он не может остаться. А как же тогда быть нам — ведь мы только что с Ним познакомились, едва успели Его узнать, и ещё осталось столько вопросов, недоумений, ещё о стольком надо поговорить… Но удержать Его невозможно.

А с другой стороны — всегда можно быть с Ним. По-настоящему ведь Его можно узнать только в Его Царстве. Вместе с Его Царством. А в Царстве с Ним можно встретиться всегда. Там нет расстояний. И чем шире оно распространится, тем легче с Ним можно будет встретиться. Так и оказывается, что для нас будет лучше, если Он уйдёт. Он ведь уходит, чтобы остаться с нами. Чтобы быть ближе к нам. Или, вернее, чтобы мы были ближе к Нему.

Мы ведь и бываем с Ним по-настоящему близки — в преломлении хлеба. В евхаристии. А для этого надо, чтобы Он был не там, где мы Его можем видеть физически, у той границы, что разделяет Царство и ещё не преображённый мир, а в глубине Царства. На престоле. Вот тогда, оттуда, мы сможем увидеть Его всюду. Если, конечно, сами станем жителями Царства. Но ведь если не станем, тогда и общение с Ним ничего нам не даст, даже если оно будет продолжаться всю вечность.

Свернуть

Желание удержать у себя Иисуса по-человечески очень понятно. По крайней мере, тогда, когда уже принял Его внутренне и готов установить с Ним те отношения, которые могут реально изменить всю жизнь. Но вот Он уходит...

скрыть

Желание удержать у себя Иисуса по-человечески очень понятно. По крайней мере, тогда, когда уже принял Его внутренне и готов установить с Ним те отношения, которые могут реально изменить всю жизнь. Но вот Он уходит...  Читать далее

 

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Давайте поразмышляем сегодня над этими словами. Наверное, чтобы проникнутся их смыслом, нам следует вспомнить еще одни слова, из Евангелия от Иоанна: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Когда сопоставляешь эти две фразы, то понимаешь, что вот она, картина последних дней: кругом царит ненависть и себялюбие – и лишь истинные ученики Христовы ниточками любви друг ко другу во всем мире образуют ту невидимую сетку, на которой он держится.

Но почему она охладеет? Каковы причины подобного явления? Нам вроде бы ясно говорится – по причине умножения беззаконий. Но это не до конца понятно, как умножение беззаконий приводит к охлаждению любви? Нам просто любить совершенство, оно настолько прекрасно, что невольно притягивает к себе наше восхищение, а за ним вскоре следует то, что мы привыкли называть любовью. Но это ли любовь? Господь говорит, что нет любви выше, чем та, когда жизнь отдают за друзей (Ин 15:13). Но совершенство на то и совершенство, чтобы не требовать за себя жертв, напротив, жертвы нужны тому, кто несовершенен. Так Господь принес в жертву Своего единородного Сына за наше несовершенство и явил нам идеал любви. Значит, умножение беззаконий умножает несовершенство и, значит, как мы показали выше, требует все более совершенной любви. Вот поэтому любовь и охладевает, что не каждый хочет стремиться к совершенству.

Свернуть

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Давайте поразмышляем сегодня над этими словами. Наверное, чтобы...

скрыть

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Давайте поразмышляем сегодня над этими словами. Наверное, чтобы...  Читать далее

 
На Лк 8:4-15 

Почему Христос так отделяет апостолов от "прочих", которым дано знать только в притчах? Часто эти слова сильно удивляют. Ведь мы читаем это толкование, данное только апостолам, но разве мы лучше тех, кто слышал только притчу? Нет, не лучше. Но Писание дано Церкви, "Тайны Царствия Божия" могут знать только те, кто уже вместе, кто ходит за Христом не в одиночку, кто готов разделить жизнь, радости и горести вместе с ближними, данными ему Богом. 12 апостолов не были безгрешными, но они были собраны вместе вокруг Христа, так как мы собраны в Церкви - Теле Христовом. И вместе мы можем принять Слово, в Церкви нам даруется Духом Святым слышание и понимание Слова Божия.

А еще, Бог дал нам свободу. Может быть и поэтому Он говорил притчами тем, кто еще не решил, как Апостолы, идти за ним. Толкование притчи о Сеятеле так просто и понятно, что выбор становится слишком острым, не каждый может решиться на это. Толкование этой притчи так категорично, что может испугать "внешнего". Собственно, и нас она пугает, ведь мы не можем не видеть как непохожи мы на плодородную почву. А Бог бережет нашу свободу и поэтому, говоря притчами, оставляет нам свободу выбора: "Кто имеет уши слышать, да слышит!". Мы можем решиться услышать, попросить у Бога "слышащие уши" - и тогда мы услышим, поймем, и перед нами станет очень страшный и очень простой выбор: с Богом, или без Бога.

Свернуть

Почему Христос так отделяет апостолов от "прочих", которым дано знать только в притчах? Часто эти слова сильно удивляют. Ведь мы читаем это толкование, данное только апостолам, но разве...

скрыть

Почему Христос так отделяет апостолов от "прочих", которым дано знать только в притчах? Часто эти слова сильно удивляют. Ведь мы читаем это толкование, данное только апостолам, но разве...  Читать далее

 

Пророки (да и не только они) нередко провозглашали абсолютный суверенитет Бога в сотворённом Им мире — не только как Творца, но и как Правителя. Казалось бы, вещь самоочевидная. Но на деле всё оказывается не так просто. Падшему человеку свойственно о Божьем суверенитете забывать. Даже представители тех первобытных племён, где память о Едином ещё сохраняется, обычно предпочитают обращаться к другим духам и к другим силам, хоть и знают, что они ниже Единого и не столь могущественны, как Он. А расхожая фраза «ну, теперь остаётся только молиться», произносимая обычно после того, как всё остальное уже испробовано, свидетельствует, что и мы не так уж сильно отличаемся от первобытных людей. О том, что с молитвы лучше начинать, знает меньшинство.

А это ведь и есть умаление Божьего суверенитета. Мы готовы обращаться к кому угодно, кроме Бога, в надежде, что в мире можно что-то сделать без Его непосредственной санкции и без Его участия. Опираясь на других духов, на другие силы, на людей — словом, на что угодно, только не на самого Бога. И забывая о том, что без прямого участия Бога можно творить только зло. Конечно, и о зле Бог знает. Но Его непосредственного участия во зле нет.

Зло — всегда уступка Бога человеческой или какой-то иной воле, Ему противостоящей. Уступка ради уважения Им свободы воли сотворённых Им же существ. Но кроме зла таким образом ничего сделать не получится. И всё же мы снова и снова пробуем устроить свою жизнь как-нибудь так, чтобы Бог в неё не заглядывал. Или хотя бы заглядывал пореже. К Его появлению в нашей жизни мы часто относимся как к визиту враждебно настроенного ревизора, о котором мы точно знаем, что ничего хорошего от него ожидать не приходится.

Что это? Следствие если не осознания, то, по крайней мере, ощущения своей греховности? Наверное, да. Но не только. Тут ещё и недоверие к Божьей любви. Конечно, абсолютная власть без такой же абсолютной любви — штука бесконечно страшная. Но у Бога полнота власти и полнота любви дополняют друг друга. А вот мы, падшие люди, власть видим, а любви не видим. Оно и понятно: ведь то зло, в котором лежит мир, во многом и существует именно как власть без любви.

Власть нам знакома и понятна, а вот с любовью в падшем мире хуже. И мы никак не можем представить себе, что одно может сочетаться с другим. Лишь полнота доверия Богу, готовность принять Его таким, каким Он нам открывается, может изменить эту ситуацию. Тогда мы поймём, что абсолютный суверенитет Бога — не кошмар, которого надо избегать всеми силами, а основа Божьего Царства, к которому надо всеми силами стремиться.

Свернуть

Пророки (да и не только они) нередко провозглашали абсолютный суверенитет Бога в сотворённом Им мире — не только как Творца, но и как Правителя. Казалось бы, вещь самоочевидная. Но на деле всё оказывается не так просто. Падшему человеку свойственно о Божьем суверенитете...

скрыть

Пророки (да и не только они) нередко провозглашали абсолютный суверенитет Бога в сотворённом Им мире — не только как Творца, но и как Правителя. Казалось бы, вещь самоочевидная. Но на деле всё оказывается не так просто. Падшему человеку свойственно о Божьем суверенитете...  Читать далее

 

Ключевое слово для понимания всей 44-й главы книги пророка Иезекииля — благоговение. Уже произнесено пророком обетование об очищении, спасении и восстановлении Израиля. Господь обещал, что в завете мира, который Он заключит с народом, людям будет дарован Дух Божий, Который направит наши сердца к исполнению воли Вседержителя. Мессия будет Пастырем Израиля, Который поведет народ по пути жизни. Но пророк говорил и о том, что каждый человек сам отвечает за себя и свой нравственный выбор, значит, духовная свобода людей ничем не нарушается. Именно поэтому в пророчестве о новом Храме так важен призыв не повторять того, что привело к гибели Соломонова Храма. Завет мира и наитие Духа Божия, таким образом, не «зомбирование», в результате которого люди автоматически становятся праведными, но именно путь, который открывает Господь. Идти по нему можно только добровольно.

В новом Храме служение Богу возобновляется на основе того духовного опыта, который Израиль приобрел за годы плена, и в первую очередь этот опыт требует воспринимать святость Божию всерьез. Установления об удалении от греховной скверны и порядок богослужебной жизни в Храме не должны восприниматься как человеческое изобретение, которым можно и пренебречь. Пусть до плена многие в Израиле думали, что Бог не замечает малосущественных нарушений («Бог не увидит»). Отныне все знают, что это не шутки: близость Божия явлена народу самым недвусмысленным образом. Израиль призван приближаться к Богу с радостью и трепетом потому, что он знает, что Бог Авраама, Исаака и Иакова — Бог живой и истинный.

Помилование, результатом и выражением которого стало пророчество о новом Храме, было даровано Израилю не за заслуги. Только ради имени Своего совершает Господь Свое спасительное вмешательство, только ради Своей милости. И поэтому Израилю предстоит научиться жить и предстоять Богу с этим опытом незаслуженного прощения, опытом спасения от добровольно выбранной им и заслуженной гибели. Это далеко не простая духовная задача. Требуется огромное доверие к Богу, чтобы принять тот факт, что мы прощены не потому, что мы чем-то хороши, но только и исключительно потому, что Бог свят. Никакие подвиги не могут снискать нам милость Творца, Он спасает нас только потому, что Он благ. Благоговение к святыне, о котором говорит пророк в этой главе, — единственно возможное отношение к Богу, Который спасает людей ради Своей, а не их святости. Благоговение, непостижимая смесь поклонения, радости и страха, будет вести народ в отношениях с Богом.

Научиться этому трудно, потому что для этого нужно учиться смирению, доверию к Богу и любви к Нему. В сущности, та трепетная близость к Незримому, о которой говорят изложенные в 44-й главе богослужебные установления, только и возможна как плод любви к Богу. Кто может исполнить это?

С древности Церковь считала начало 44-й главы пророчеством о Деве Израиля, Единственной, на Чье смирение призрел Господь. О Деве, Матери Христа, говорят слова о закрытых вратах: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». Она обрела благодать у Бога, и Ее смирение и любовь к Нему прообразованы словами Иезекииля о том, как Израиль должен служить Богу. И к Ней же, наверное, можно отнести заключительные слова этой главы о том, что Сам Господь будет уделом Своих служителей, источником их жизни.

Свернуть

Ключевое слово для понимания всей 44-й главы книги пророка Иезекииля — благоговение. Уже произнесено пророком ...

скрыть

Ключевое слово для понимания всей 44-й главы книги пророка Иезекииля — благоговение. Уже произнесено пророком ...  Читать далее

 

Продолжая тему первосвященства Спасителя, автор послания сравнивает Его с Моисеем (ст. 1 – 6), что, разумеется, не случайно. В самом деле, именно с Моисеем связана Синайская теофания и заключение того союза-завета, который и сделал еврейский народ ветхозаветной Церковью. Сам же Моисей был, как известно, пророком, человеком Божиим, харизматическим лидером, возглавившим свой народ в очень непростые для него времена и с помощью Божией сумевший вывести его из Египта. Более того: он привёл народ к самому порогу обещанной Богом ещё Аврааму земли, которая уже во времена Иисуса Навина и ранних пророков ассоциировалась в глазах яхвистов с Царством, которым она должна была когда-нибудь стать. Поздние же пророки не раз говорили, что превращение земли обетованной в Царство произойдёт под руководством посланного Богом Мессии, который придёт в своё время и довершит начатое Моисеем. В таком контексте сопоставление Христа с Моисеем выглядит вполне логичным. Сопоставление это вызывает, кроме того, и аллюзии на слова Спасителя, сказанные Им во время Тайной вечери, о том, что Своих учеников Он называет уже не рабами, а друзьями, равно, как и на многочисленные притчи о хорошем и дурном домоправителе. Именно с хорошим домоправителем из евангельской притчи и соотносит автор послания Моисея, вместе с тем указывая на тот факт, что сам пророк всё же остаётся ещё лишь слугой в порученном ему доме, в то время, как Христос управляет им уже не как слуга, а как сын и законный наследник (ст. 3 – 6).

Именно в этом смысле автор послания и называет Его апостолом («посланником») и первосвященником, как видно, желая сказать, что Иисус Сам несёт в Себе ту полноту присутствия Божия, которая теперь освящает Его народ. Такое утверждение, по-видимому, было особенно актуально в эпоху, когда Храм был уже разрушен и храмовые жертвоприношения, с которыми и связывалась в сознании яхвистов освящавшее народ на протяжении веков присутствие Божие, прекратились. Автор послания подчёркивает, что это ещё не конец, что полнота Христова превосходит полноту яхвизма и включает её в себя, так, что даже в отсутствии Храма христиане всё же могут сохранить нормальную, полноценную духовную жизнь, получая всё для неё необходимое через непосредственное общение с Воскресшим в хлебопреломлении. Путь в Царство не закрылся с разгромом Храма, ведь полноту Царства принёс в мир Спаситель, Который не изменяет раз данным обещаниям и раз заключённому союзу-завету.

Свернуть

Продолжая тему первосвященства Спасителя, автор послания сравнивает Его с Моисеем, что, разумеется...

скрыть

Продолжая тему первосвященства Спасителя, автор послания сравнивает Его с Моисеем, что, разумеется...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).