Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на29 Сентября 2023

 
На Еф 4:6 

Нередко библейское учение о личном Боге противопоставляют пантеизму как учению языческому. В самом деле: языческому миру пантеизм свойствен, а вот о личном Боге язычники говорят редко. Впрочем, нельзя сказать, чтобы они о Нём не говорили совсем. Но личный духовный опыт язычника действительно часто носит именно пантеистический характер. Оно и неудивительно: ведь для полноценного богообщения необходимо откровение, чтобы узнать Бога как Личность, Он должен открыться ищущему Сам. Иное дело пантеизм: присутствие Бога в мире — реальность, и эта реальность доступна всякому ищущему.

Не случайно поэтому путь духовных исканий часто и многих приводил прежде всего к пантеизму, который укреплял их язычество: ведь от пантеизма легко перейти к обожествлению космоса. Возможность такого обожествления была одной из причин того, что авторы всех без исключения библейских книг к пантеизму относились весьма насторожённо. Впрочем, пантеизму все-таки нашлось место на библейских страницах: ведь в нём есть некая правда, хоть и не вся.

Если присутствие Божие в мире — реальность, то и пантеизм имеет право на существование, не претендуя, разумеется, на истину в последней инстанции. А в контексте новозаветного откровения, откровения о Царстве он получает новое измерение. В самом деле: пантеизм возможен постольку, поскольку Божье дыхание, Божье присутствие пронизывает собой мироздание, притом с самого начала, с того самого, когда, по слову Поэмы творения, «Дух Божий распростёр крылья над водой».

И само это присутствие делает возможным преображение творения, качественное изменение его природы, которое избавит мир от власти того зла, что вошло в него во время падения. Но для того, чтобы такое преображение стало возможным, полноте Царства надо было войти в мир изнутри, через человека, точнее, через Богочеловека.

И вот теперь, когда это произошло, пантеизм обретает новое качество. Прежде он напоминал о присутствии Бога в творении, теперь — о присутствии творения в Боге. Не в глубине Божьей личности, где нет и не может быть ничего тварного, а в процессе Божьего существования, частью которого и является Его Царство. Бог, погружённый в жизнь мира, в самую её глубину, и мир, включённый в Божью жизнь настолько, насколько она ему открыта — это и есть Царство. И сама Божья жизнь — «над всеми, через всех и во всех».

Свернуть

Нередко библейское учение о личном Боге противопоставляют пантеизму как учению языческому. В самом деле: языческому миру пантеизм свойствен, а вот о личном Боге язычники говорят редко. Впрочем, нельзя сказать, чтобы они о Нём не говорили совсем. Но личный духовный опыт...

скрыть

Нередко библейское учение о личном Боге противопоставляют пантеизму как учению языческому. В самом деле: языческому миру пантеизм свойствен, а вот о личном Боге язычники говорят редко. Впрочем, нельзя сказать, чтобы они о Нём не говорили совсем. Но личный духовный опыт...  Читать далее

 

Притча о винограднике, впервые рассказанная пророком Исайей, в устах Господа Иисуса становится итогом всей священной истории. Господь недвусмысленно дает понять, что вся история попыток Всемогущего возвестить человеку Свою волю и Свою истину была историей противления. Люди, к которым обращается Бог через Своих посланцев, всех их «то били, то убивали». В этом ряду Господь говорит и о последнем Посланце — о Себе Самом. По слову пророков, Он пришел в мир, чтобы открыть людям возможность спасения — возможность, которой не существовало ранее и не существует вне Христа.

Горькие слова Христа обличают религиозных вождей в том, что они всегда противились спасительному действию Творца, и делали это ради вполне низменных собственных интересов. И здесь для нас есть о чем задуматься. Ведь речь идет не о каких-то язычниках, которые «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их», как пишет апостол Павел в сегодняшнем отрывке из Послания к Ефесянам. Речь идет даже не об одних только арихиереях, богословах и подвижниках, как можно перевести на наш лад «архиереев, книжников и фарисеев». Злые делатели Божьего виноградника — все, призванные Богом, все, кто принял на себя ответственность быть Его народом. Вот поэтому так важны сегодняшние слова апостола, призывающего нас «обновиться духом ума нашего», чтобы не быть такими негодными работниками.

Свернуть

Притча о винограднике, впервые рассказанная пророком Исайей, в устах Господа Иисуса становится итогом всей священной истории. Господь недвусмысленно дает понять, что...

скрыть

Притча о винограднике, впервые рассказанная пророком Исайей, в устах Господа Иисуса становится итогом всей священной истории. Господь недвусмысленно дает понять, что...  Читать далее

 

Нам часто кажется, что Господь зовет нас не вовремя. Мы пытаемся сказать Ему, что у нас еще куча дел, что мы хотим сначала сделать то-то и то-то. Когда Он призывает нас что-то активно делать во Имя Его, мы попрекаем Бога Его же словами: "Мария же избрала благую часть", - и обвиняем Его в том, что Он, якобы, заставляет нас суетиться. Когда Бог призывает нас отложить все дела чтобы встать на молитву, чтобы общаться с Ним, мы иногда даже отвечаем ему цитатой: "Вера без дел мертва". Мы затыкаем уши от истинного голоса Божьего с помощью также обращенных к нам, но в другое время, Его слов.

Свернуть

Нам часто кажется, что Господь зовет нас не вовремя. Мы пытаемся сказать Ему, что у нас еще куча дел, что мы хотим сначала...

скрыть

Нам часто кажется, что Господь зовет нас не вовремя. Мы пытаемся сказать Ему, что у нас еще куча дел, что мы хотим сначала...  Читать далее

 

Пророки, как тогда, так и сейчас, своей огненной проповедью извлекали тех, кто был способен ее услышать, из болота обыденных религиозных представлений. Мы действительно часто творим себе бога (Бога?) по своему образу и подобию, мы знаем, что Он думает по тому или иному поводу (Писание дает нам достаточно материала для таких догадок — его парадоксов мы не замечаем), мы всегда готовы помочь Ему в трудном деле суда над живыми и мертвыми, напомнить Ему, что Он забыл для нас сделать, и т.д. Нет, Он не такой! Веря в вочеловечение Бога, мы не должны верить, что Он стал таким же мелким, злым и глупым, как мы — Он остался Собой. Он не творит нашей воли, Его цель — не в исполнении наших желаний (несколько э... примитивных). Он — непостижим, Его мысли — не наши мысли, Он творит только Свою волю, Он — Тот же, обитая во свете неприступном, пронизывая все творение, или путешествуя по дорогам земли.

Свернуть

Пророки, как тогда, так и сейчас, своей огненной проповедью извлекали тех, кто был способен ее услышать, из болота...

скрыть

Пророки, как тогда, так и сейчас, своей огненной проповедью извлекали тех, кто был способен ее услышать, из болота...  Читать далее

 

Не то, чтобы мы молились идолам, но часто мы думаем о Боге, как будто не Он нас сотворил, а мы сделали Его. Идолопоклонство страшно и нелепо не потому, что несчастные люди поклоняются не тому богу, или, по неведению, имеют о Нем неправильные представления, а потому, что суть таких религиозных отношений — власть над своим богом. Вместо того, чтобы искать воли Того, Кто по-настоящему ЕСТЬ, люди стремятся придумать себе богов по своему образу и подобию, чтобы с их помощью творить свою волю. Такое язычество не ограничивается древним миром или дальними странами — оно вплетается и в нашу веру, в нашу молитву, в которой мы просим исполнения своей воли, просим здоровья, счастья и комфорта себе и своим близким, нимало не задумываясь о том, что Тот, Кому мы молимся, может хотеть чего-то от нас — просто потому, что это Он сотворил нас, а не наоборот.

Свернуть

Не то, чтобы мы молились идолам, но часто мы думаем о Боге, как будто не Он нас сотворил, а мы сделали Его...

скрыть

Не то, чтобы мы молились идолам, но часто мы думаем о Боге, как будто не Он нас сотворил, а мы сделали Его...  Читать далее

 

Первосвященники и книжники, задающие вопрос о том, какою властью Христос действует, запутались в собственных умствованиях, поэтому Иисус не просто отказался отвечать на вопрос, но и дал книжникам понять, что люди, которым истина безразлична, неспособны услышать и воспринять её. Ведь на вопрос, заданный Христом старейшинам народа, они могли бы ответить одним из указанных в самом же вопросе способов: или с небес, или от людей. Вопрос "не знаем" был бы, конечно, возможен и допустим, если бы речь шла об искреннем незнании. Но книжники даже себе не хотят думать о том, какой из ответов является истинным. Вместо этого они ломают голову над тем, в какую ситуацию они попадут, и как будут выглядеть в случае каждого из вариантов ответа. Но тем самым они проявляют равнодушие к воле Того, Кто и есть Истина.

Поэтому притча о злых виноградарях, в персонажах которой вожди народа узнали себя, вызвала их гнев. Но Христос, рассказывая притчу о людях, подменяющих служение использованием выгодного положения, обращается не только к собеседникам, но и ко всем нам. Если мы будем смотреть на Церковь как на источник земного благополучия, то рано или поздно Христос будет нам мешать, и мы захотим обойтись без Него. Но тогда и мы будем изгнаны из виноградника.

Свернуть

Первосвященники и книжники, задающие вопрос о том, какою властью Христос действует, запутались в собственных...

скрыть

Первосвященники и книжники, задающие вопрос о том, какою властью Христос действует, запутались в собственных...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).