Ближний
[евр. реа; греч. плесион].
I. В ВЗ слово "ближний" обозначает соседа (Deuteronomio 19:14; Deuteronomio 27:17; в Esodo 11:2 - соседа-египтянина), а также близкого человека (Salmi 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и "некто", "некий человек" (Levitico 20:10; Esodo 21:14; ср. Esodo 21:12). Но везде, за искл. Esodo 11:2, это понятие включает в себя значение "соотечественник", "израильтянин", как это следует из Levitico 19:16-18; Levitico 25:14.17. Так же понимали это слово и в заповеди: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Levitico 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Giobbe 6:14; Proverbi 14:21). Б. признавался и -> прозелит, однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, к-рых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: "А кто мой ближний?" (Luca 10:29).
II. Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" (Luca 10:36). Тот не задумываясь отвечает: "Оказавший ему милость". Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, к-рый сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. -> Близко, близкий, приближать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||