Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Милость, благодать

I. Евр слова хен и хесед переводятся как "милость", при этом хен означает "благосклонность", "расположение" по отношению к определ. человеку (Gen 19:19; Gen 39:21; Gen 47:29), а хесед - "поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи" (Gen 24:12; Gen 40:14; Sa1 20:8.14.15); слово хесед также - свидет-во любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего "милосердие", "сострадание" (Psa 24:6; Psa 39:12; Psa 50:3; Psa 68:17; Isa 63:7.9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, к-рое является однокоренным со словом хара - "радость". В Синод. пер. слово харис передано по-разному: "благодать" (Luk 4:22; Act 7:46; Act 14:26; Act 15:40; Col 4:6), "любовь" (Act 2:47; Luk 2:52), "подаяние" (Co1 16:3), "доброе дело" (Co2 8:6), "благодарение" (Luk 17:9; Co2 8:16), "благодарность" в значении "вознаграждение" (Luk 6:32-34).

II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной -> любовью (Exo 33:19; Psa 102:8-13; Isa 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Rom 3:24; Rom 11:6; Eph 2:8.9; ср. Deu 7:7.8). Однако Бог многомилостив (Exo 34:6; Psa 85:15; Joe 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Pro 16:15; Pro 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Psa 116:2), она поддерживает нас (Psa 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар - жизнь вечную (Rom 6:23). "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать" (Joh 1:14.16.17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Rom 3:24; Rom 4:4.16; Rom 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Rom 5:17.21; Co2 12:9; ср. Pe1 2:19: "Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо" - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Ап. Павел проповедует "Евангелие благодати Божией" (Act 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Tit 2:11.12). Милосердие требуется и от человека - как свидет-во его верности Богу (Hos 12:6; Mic 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Rom 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (Co2 1:12; ср. Joh 15:1-8). О себе самом Павел свидет-вует: "Не отвергаю благодати Божией" (Gal 2:21; ср. Co1 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией" (Heb 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Act 13:43; Pe2 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Act 20:32; Rom 1:7; Rom 16:20.24; Co1 1:3; Co1 16:23 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Gal 2:16.20.21): "Смиренным дает благодать" (Pe1 5:5; Jam 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (Pe1 1:13); она - единств. сила, способная ему помочь: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (Co2 12:9).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).