Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец
Слово "мудрость" [евр. даат; греч. софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Proverbiorum 2:6).
I. МУДРОСТЬ БОЖЬЯ. Божья М. проявляется в Его чудесном деянии -> сотворении мира (Psalmorum 103:24; Притч 3:19 и след.; Ieremiae 10:12) и в Его руководстве миром (Ieremiae 31:2; Дан 2:20 и след.), но прежде всего - в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (Romanos 11:33; Ephesios 3:10; 1 Тим 1:16 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его "премудростью Божией" (Lucam 11:49).
II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА. Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Proverbiorum 1:20-33; Proverbiorum 8:1 - Proverbiorum 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1 Corinthios 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Colossenses 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, к-рый воспринимается безбожным человеком как юродство (1 Corinthios 1:21-25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1 Corinthios 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в "теле Христовом", "многоразличная премудрость Божия" открывается также и для невидимого мира (Ephesios 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (Lucam 2:40.52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (Matthaeum 13:54; Marcum 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Apocalipsys 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1 Corinthios 1:30; Colossenses 2:3).
III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:
1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Exodus 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Exodus 31:1-11; Exodus 35:31.35), а также главы израильских колен (Deuteronomii 1:13.15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Deuteronomii 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2 Samuelis 16:23; 1 Regum 3:28; Proverbiorum 8:15; Proverbiorum 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Ecclesiastes 9:15). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (1 Regum 3:28; 3 Цар 5:9 и след.; 1 Regum 10:1; Matthaeum 12:42), Иосифа (Genesis 41:39) и Даниила (Danielis 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Genesis 41:8; Exodus 7:11), Вавилонии (Ieremiae 39:3; Ieremiae 50:35; Danielis 1:20; 2), Персии (Esther 1:13). Особой М. славились египтяне (1 Regum 4:30; Actus 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Ieremiae 49:7; Abdiae 1:8), Тира и Сидона (Ezechielis 28:3-5; Zachariae 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Psalmorum 110:10; Proverbiorum 1:7; Proverbiorum 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга -> Пpитч Соломоновых, -> Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;
2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (Romanos 14:26; 1 Timotheum 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Isaiae 5:21; Romanos 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1 Кор 3:19 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1 Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (Matthaeum 11:25; Lucam 10:21) и кажется им юродством (1 Corinthios 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1 Кор 2:4 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не "плотской мудростью", а благодатью Божьей (2 Corinthios 1:12). Христос - наша М. (1 Corinthios 1:30), только в Нем становится возможной "мудрость на добро" (Romanos 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (Ephesios 5:15; Iacobi 3:13-15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Actus 6:3.10). Иисус обещает Своим ученикам "уста и премудрость", к-рым не смогут противостоять их враги (Lucam 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (Matthaeum 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1 Corinthios 2:7-10; Apocalipsys 13:18; Apocalipsys 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (Colossenses 4:5; Iacobi 1:5; 3,13,17), так и в духовном опыте Церкви (Ephesios 1:8; Colossenses 1:9; Colossenses 3:16).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||