Нога
I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Salmi 120:3), "пошатывается" (Salmi 72:2), "претыкается о камень" (Salmi 90:12), "стоит на камне" (Salmi 39:3) или "на пространном месте" (Salmi 30:9); для Н. "расставляют сети" (Geremia 18:22; Lamentazioni 1:13), их "ставят в колоду" (Giobbe 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Luca 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Isaia 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Esodo 3:5; Giosuè 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Genesi 18:4; Giudici 19:21; Samuele 1 25:41; Cantico dei Cantici 5:3; Giovanni 13:4-14; Timoteo 1 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Luca 7:46; Giovanni 12:3). Во время траура Н. не мыли (Samuele 2 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Deuteronomio 33:24; ср. Giobbe 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Giosuè 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Salmi 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Lamentazioni 3:34; Romani 16:20; ср. Isaia 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Salmi 8:7; Corinzi 1 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Giovanni 13:18; Ebrei 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Isaia 60:14; Apocalisse 3:9), благоговение (Atti 10:25; Apocalisse 19:10; Apocalisse 22:8-9), обратиться с просьбой (Samuele 1 25:24; Marco 5:22; Marco 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (Re 2 4:27; Matteo 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Luca 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Matteo 15:30; Atti 4:35; Atti 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Deuteronomio 33:3; Luca 10:39; Atti 22:3; ср. также Luca 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Ezechiele 25:6) и гнев (Ezechiele 6:11), а также о "говорении ногами" (Proverbi 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Luca 10:11; Atti 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Matteo 10:14; Atti 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Esodo 4:25 и Isaia 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Isaia 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Esodo 20:26; Re 1 19:13).
II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. Timoteo 1 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Esodo 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Giovanni 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Luca 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Giovanni 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Esodo 29:4; Levitico 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Esodo 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Giovanni 3:5; Tito 3:5; Ebrei 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (Pietro 2 1:9; Giovanni 1 1:7-10; Giovanni 1 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Giovanni 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||