Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Salmi 120:3), "пошатывается" (Salmi 72:2), "претыкается о камень" (Salmi 90:12), "стоит на камне" (Salmi 39:3) или "на пространном месте" (Salmi 30:9); для Н. "расставляют сети" (Geremia 18:22; Lamentazioni 1:13), их "ставят в колоду" (Giobbe 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Luca 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Isaia 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Esodo 3:5; Giosuè 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Genesi 18:4; Giudici 19:21; Samuele 1 25:41; Cantico dei Cantici 5:3; Giovanni 13:4-14; Timoteo 1 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Luca 7:46; Giovanni 12:3). Во время траура Н. не мыли (Samuele 2 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Deuteronomio 33:24; ср. Giobbe 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Giosuè 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Salmi 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Lamentazioni 3:34; Romani 16:20; ср. Isaia 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Salmi 8:7; Corinzi 1 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Giovanni 13:18; Ebrei 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Isaia 60:14; Apocalisse 3:9), благоговение (Atti 10:25; Apocalisse 19:10; Apocalisse 22:8-9), обратиться с просьбой (Samuele 1 25:24; Marco 5:22; Marco 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (Re 2 4:27; Matteo 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Luca 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Matteo 15:30; Atti 4:35; Atti 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Deuteronomio 33:3; Luca 10:39; Atti 22:3; ср. также Luca 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Ezechiele 25:6) и гнев (Ezechiele 6:11), а также о "говорении ногами" (Proverbi 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Luca 10:11; Atti 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Matteo 10:14; Atti 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Esodo 4:25 и Isaia 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Isaia 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Esodo 20:26; Re 1 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. Timoteo 1 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Esodo 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Giovanni 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Luca 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Giovanni 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Esodo 29:4; Levitico 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Esodo 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Giovanni 3:5; Tito 3:5; Ebrei 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (Pietro 2 1:9; Giovanni 1 1:7-10; Giovanni 1 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Giovanni 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).