Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Подати

I. НА СВЯТИЛИЩЕ
Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Ex 25:1-9; Ex 35:4-29; Ex 36:4-7; Ex 38:24-29), а также на сооружение первого (1Chron 29:2-9) и второго храмов (Esdr 2:68; Esdr 7:16; Néh 7:70). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (-> Деньги) взимались с каждого "поступающего в исчисление", т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Ex 30:11-16). Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2Sam 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Ex 38:25-28). Когда после свержения Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (2Rois 12:5; 2Chron 24:5.9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Néh 10:32). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Mt 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства - "дидрахмы". Упомянутый в Mt 17:27 статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю (-> Деньги). Законом устанавливались следующие П. натурой: всё первородное (-> Первородство, первородный), к-рое частично можно или нужно было выкупать (Ex 13:11-16; Nombr 3:44-51), начатки плодов земли (Ex 23:19; Deut 26:1-10) и -> десятина (Lév 27:30-33; Deut 14:22-29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Gen 14:20; Gen 28:22). В Néh 12:44 П. на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод. пер. приношения делятся на начатки и десятины).
II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ
Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:
1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1 Sam 8:14), в то время как израильтяне (1 Sam 8:12.16; 1Rois 5:13-17) и хананеи (1Rois 9:20) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности. В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1 Sam 8:15.17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (1Rois 4:7-19). В Am 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаём о П. торговцев и купцов (1Rois 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, к-рую израил. цари получали с покоренных народов (2Sam 8:11.12; 2Rois 3:4; 2Chron 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям - ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоят-вах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир. царю Фулу (2Rois 15:20);
2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс. провинциях (Esdr 6:8; Néh 5:4). При этом в Esdr 4:13.20; Esdr 7:24 различаются три вида П., под к-рыми, возм., следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Esdr 7:24). Из поступлений, к-рые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив т.о. народу бремя налогов (Néh 5:14). Кр. того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Esdr 6:8; Esdr 7:21). Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перс. царь издавал (Esth 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;
3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязат-во выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим налогообложение (Mc 12:14; Lc 20:22; Lc 23:2; Rom 13:6) состояло из поземельного налога и подушной П., к-рая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Mt 22:17-21) и подоходного налога. Монета (Mt 22:19), к-рой платили П., была рим. динарием (-> Деньги). Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (-> Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Lc 2:1-5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при -> Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Act 5:37).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).