Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Раб, рабыня, раба

I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Genesi 15:2, в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Genesi 16:1), плененные в ходе войн (Numeri 31:9.18.26; Deuteronomio 21:10; ср. Re 2 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Genesi 17:27; Levitico 25:44-46; ср. Ezechiele 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (Genesi 14:14; Genesi 17:12; Ecclesiaste 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (Re 1 9:20). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Esodo 21:16; Deuteronomio 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Esodo 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Genesi 37:28; см. указанные в Levitico 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Levitico 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Esodo 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Esodo 21:20), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Deuteronomio 21:10-14). Иoв говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Giobbe 31:13-15). Во Deuteronomio 23:16 говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Genesi 24:1; Genesi 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (Cronache 1 2:34) или наследниками своих господ (Genesi 15:2). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Esodo 20:10; Esodo 23:12; Deuteronomio 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Esodo 12:44) и других праздников (Deuteronomio 12:12, Deuteronomio 18:1; Deuteronomio 16:11.14). Р. священника мог даже есть "святыню" (Levitico 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. Levitico 22:12). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Genesi 17:12). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (Deuteronomio 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (Esodo 20:2; Deuteronomio 5:6; Salmi 80:7.11);
2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Esodo 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Levitico 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники -> пришельцу (Levitico 25:47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Esodo 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Levitico 25:39.47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Esodo 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (Re 2 4:1; Neemia 5:5.8; Isaia 50:1; Amos 8:5.6; Matteo 18:25); б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Levitico 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Esodo 21:2; Deuteronomio 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (Deuteronomio 15:16; ср. Esodo 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в -> седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Levitico 25:40). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Esodo 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Geremia 34:8-22);
3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (Corinzi 1 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Filemone 1:10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Efesini 6:5-8; Colossesi 3:22-25; Tito 2:9), какими бы суровыми те ни были (Pietro 1 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (Timoteo 1 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Efesini 6:9; Colossesi 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (Corinzi 1 7:22; Galati 3:28; Colossesi 3:11).

II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (Samuele 1 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (Samuele 2 2:12; Samuele 2 3:22; Samuele 2 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Numeri 31:49; Samuele 2 9:8; Re 1 1:26), к чужестранцам (Genesi 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2) человек называет себя Р. (Luca 1:38.48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" -> Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Numeri 11:11; Samuele 1 3:9; Re 1 8:28; Atti 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Apocalisse 1:1; Apocalisse 7:3; Apocalisse 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Genesi 26:24; Numeri 12:7; Samuele 2 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Atti 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [ Atti 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (Atti 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Romani 1:1; Filippesi 1:1; Tito 1:1), Петр (Pietro 2 1:1) и Иоанн (Apocalisse 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Marco 9:35; Marco 10:44). Но падший человек является Р. греха (Giovanni 8:34; Romani 6:17), Р. страха смерти (Ebrei 2:15) и Р. тления (Pietro 2 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Romani 6:17.22);
3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно употребляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Ebrei 3:5 согл. Numeri 12:7), и через него был дан Закон (Giovanni 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Galati 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Ebrei 3:6); Он делает людей истинно свободными (Giovanni 8:35). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Romani 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Galati 4:7), принявшие Духа -> усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (Corinzi 1 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Galati 5:1).

III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Levitico 25:44, или еврейка, Geremia 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Luca 12:45; Atti 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Rut 3:9; Samuele 1 25:24; Samuele 2 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (Re 1 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (Samuele 1 1:11; Luca 1:38.48). См. также Salmi 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).