Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Второе пришествие Иисуса

I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает "прибытие властителя с официальным визитом". Наряду с ним употребляются также слова эпифанея - "явление" (напр., 1Tm 6:14; 2Tm 1:10; Tt 2:13) и апокалюпсис - "откровение" (1Co 1:7; 2Th 1:7; 1P 1:7.13; 1P 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о -> Дне Господнем (см., напр., Jl 2:1; Ml 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, к-рая свидет-вует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (-> Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога - и на обновленной земле.
II. ВЕСТЬ ИИСУСА
Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Jn 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Mt 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Jn 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Jn 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Mt 24:1; Mc 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Mt 24:30; Mt 25:31; Mt 26:64), а именно на облаках (Mt 24:30; Mt 26:64; ср. Dn 7:13) в сопровождении ангелов (Mt 16:27; Mt 24:31; Mt 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, "спадением" звезд (Mt 24:29; Mc 13:24; ср. Jl 2:10.30.31; Jl 3:15) и сотрясением земли и моря (Lc 21:25). При этом на небе явится "знамение Сына Божия", а на земле будут слышны стенания людей (Mt 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Mt 24:1; Mc 13:1). Христос будет вершить поруч. Ему -> суд, к-рому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Mt 16:27; Mt 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидет-вуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Jn 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Mc 13:27; Jn 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Mt 24:36; Mc 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Mt 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Mt 24:42; Mt 25:1-13 и др.). Нек-рые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано "до края земли" (Mt 24:14; Mc 16:15; ср. Mt 26:13; Mt 28:19; Lc 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии "господина", "жениха" или "царя" (Mt 24:48; Mt 25:5.19; Lc 12:38). Притча, изложенная в Lc 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Mt 10:23; Mt 16:28; Mt 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Rm 11:1. Текст Mt 16:28 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Mt 24:34 слова "род сей" можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА
Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Ac 1:11). Так они свидет-вуют об этом и в своих проповедях (ср. Ac 3:20; Ac 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1Co 1:8; 1Co 4:5; 1Co 11:26; 1Co 15:23; 1Co 16:22; 1Th 2:19; 1Th 3:13; 1Th 4:13 - 1Th 5:11; 2Th 2:1; 2P 3:12; Jc 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1Co 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Ph 3:20; Tt 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2Th 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (2Th 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Ph 2:10), а верующие получат воздаяние (2Th 1:7) и похвалу (1Co 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние "прейдут" (2P 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1Th 4:17; 2Th 1:7) вместе со всеми святыми Его (1Th 3:13; 2Th 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1Th 4:16; ср. Dn 10:21) и трубой Божьей (1Co 15:52; 1Th 4:16; ср. Ps 46:6; Jl 2:1; Za 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1Co 15:23; 1Th 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1Co 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1Co 3:13; 2Co 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2Th 1:11; 1Jn 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1Co 1:8; 1Th 3:13) и святыми (1Th 5:23), не имеющими пятна или порока (Ep 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (He 10:36; Jc 5:7). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1Th 5:1-6; 2Th 2:1-9; 2P 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Ps 89:4: "у Господа один день, как тысяча лет" (2P 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1Th 5:2.4; 2P 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1Th 5:3). Наступают последние дни (2P 3:3) и конец времен (1Co 10:11; 1P 4:7), последний час (1Jn 2:18), приблизился день спасения (Rm 13:11), Господь близко (Ph 4:5), Судья стоит у дверей (Jc 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (He 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2Th 2:2), и призвать их к упорному труду (2Th 3:10-13). Итак, свидет-во о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, к-рые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, к-рый завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидет-вах Откровения, в к-рых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Ap 1:7: "Се, грядет с облаками"; она звучит и в посланиях церквам (Ap 2:16.25; Ap 3:11.20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Ap 8:5 - Ap 9:21; Ap 16:1), но время для обращения будет ограничено (Ap 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор - победу Агнца (Ap 11:15; Ap 12:10; Ap 17:14); из отверстого неба (Ap 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Ap 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Ap 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, к-рую Павел уже упоминал в 1Co 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Ap 21:3.5; Ap 22:3). -> Мессия -> Тысячелетнее царство -> Обетование.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).