Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

ересь (греч. отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20) — ложное учение, которое выдаётся за истинное. Ересь — не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергамской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями. В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.

  • Гностики (от греч. гносис — знание) (1-3 вв.) — последователи учения, по которому мир и материя — зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворён промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть — зло, её нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир, по их представлениям, постепенно очищаясь, может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.
  • Манихеи (3 в.) — последователи Мани (214-277 гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришёл взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнён. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться и запрещаться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Это учение послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.
  • Ариане (4 в.) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено.
  • Донатисты (4 в.) — последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.
  • Несториане (5 в.) — последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своём учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он её называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нём как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.
  • Монофизиты (5 в.) — последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность — Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили своё учение «официальным». Четвёртый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем — Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.
  • Монофелиты (6-7 вв.) — последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями — Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей — Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий — патриарх константинопольский (610-38 гг.) и император Ираклий, который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.
  • Павликиане (7 в.) — возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.
  • Иконоборцы (8 в.) — представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество в свою очередь было объявлено ересью.
  • Богомилы (10 в.) — последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжёг вождя богомилов Василия.
  • Катары (от слова чистый) (11-13 вв.) — последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми её установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.
  • Вальденсы (12 в.) — последователи лионского купца Вальдо, который раздал своё богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое всё чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.
  • Альбигойцы (12-13 вв.) — последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 г.) инквизиция с её пытками и кострами.
Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Ещё в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвёртом Латернском соборе) и осуществление её было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам). Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии — в 1820 г., в Испании — в 1834 г. и в папской области — в 1859 г. В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники, как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу. В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошёл «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами. Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в. (См. церковь).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).