Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Перевод Кулакова (ru)
Поделиться

Третье Послание Иоанна, Глава 1

1 Введение, 5 Похвала Гаю, 9 Осуждение Диотрефа, 11 Отзыв о Димитрии, 13 Заключение
1 СтарецИли: пресвитер / старейшина от греч. пресбютерос. - Гаю. Люблю тебя, дорогой другБукв.: любимый; то же в ст. 2, 5 и 11., как познавшего истинуБукв.: люблю тебяв истине. Друг. возм. пер.: которого я поистине люблю..
2 Любезный мой, желаю тебе здоровья и чтобы всё у тебя было хорошо, как и в душе твоей*Букв.: молюсь, чтобы ты во всем преуспевал и здравствовал, как преуспевает душа твоя.. 3 Я очень радовался, когда приходили ко мне братья наши и, рассказывая о твоей жизни, говорили, что ты по-прежнему верен истине*Букв.: и свидетельствовали о твоей истине, (то есть) как ты ходишь в истине.. 4 Нет большей радости для меня, как слышать, что дети мои в истине живут.
5 Ты правильно делаешь, дорогой друг, что заботишься о странствующих братьяхИли: поступаешь как верный во всем... что делаешь для братьев. наших, хотя они и незнакомыБукв.: и даже о чужих / странниках. тебе. 6 Они и поведали церкви о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если и проводишь их как должно, как подобает то служителям Божьим*Букв.: (как то) достойно Бога.. 7 Ведь они ради Христа*Букв.: ради этого имени; в некот. рукописях: ради имени Его. в путь отправились и ничего не берут у язычников. 8 Мы должны поддерживать таких людей, становясь вместе с ними соработниками истины*Друг. возм. пер.: чтобы и нам поучаствовать в их труде ради истины..
9 Я писал церкви, но только вот Диотреф, склонный к властолюбию, не хочет иметь с нами дела*Букв.: любящий первенствовать у них не принимает нас.. 10 Так что, если я приду, то напомню о том, что он делает, злобно клевеща на нас. Не довольствуясь этим, он не только сам не принимает братьев, но и препятствует другим, желающим делать это, и даже изгоняет таковых из церкви.
11 Друг мой, следуй доброму примеру, а не злому. Кто делает добро, тот от Бога; кто делает зло, тот Бога не знает*Букв.: не видел, в знач. не увидел Бога в Его Слове.. 12 О Димитрии все хорошо отзываются, также свидетельствует о нем и сама истина. Присоединяем к тому и мы свое свидетельство; ты знаешь, оно истинно.
13 Обо многом еще хотел бы я рассказать тебе, но не стану делать этого на бумаге, пером*Букв.: тростниковой палочкой (для письма). и чернилами; 14 надеюсь вскоре тебя увидеть, и тогда мы лично обо всем поговорим.
15 Мир тебе. Приветствуют тебя здешние твои друзья. Приветствуй и ты там у себя всех наших друзей поименно*Некот. рукописи добавляют: аминь..
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 а) Или: пресвитер / старейшина от греч. пресбютерос.


1 б) Букв.: любимый; то же в ст. 2, 5 и 11.


1 в) Букв.: люблю тебяв истине. Друг. возм. пер.: которого я поистине люблю.


2 Букв.: молюсь, чтобы ты во всем преуспевал и здравствовал, как преуспевает душа твоя.


3 Букв.: и свидетельствовали о твоей истине, (то есть) как ты ходишь в истине.


5 а) Или: поступаешь как верный во всем... что делаешь для братьев.


5 б) Букв.: и даже о чужих / странниках.


6 Букв.: (как то) достойно Бога.


7 Букв.: ради этого имени; в некот. рукописях: ради имени Его.


8 Друг. возм. пер.: чтобы и нам поучаствовать в их труде ради истины.


9 Букв.: любящий первенствовать у них не принимает нас.


11 Букв.: не видел, в знач. не увидел Бога в Его Слове.


13 Букв.: тростниковой палочкой (для письма).


15 Некот. рукописи добавляют: аминь.


Третье послание апостола Иоанна написано, по-видимому, как и два предыдущих, между 90 и 100 гг. по Р.Х. (о месте его написания также ничего неизвестно).

По всей вероятности, данное послание представляет собой краткое личное письмо апостола, в котором он призывает своего друга Гая поддерживать странствующих миссионеров, проповедующих Евангелие. Иоанн связывает эту просьбу с рассуждением о том, что подлинный христианин не должен превозноситься перед другими членами общины. Христианам следует во всем помогать друг другу, особенно в распространении Благой Вести Иисуса Христа.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 "Гаий" -довольно распространенное имя.


3 "Ходишь в истине" - живешь как подобает доброму христианину.


4 "Для братьев и для странников" - вероятно, посланных апостолом в общины Малой Азии.


7 "Ради Имени Его" - в Имени Господнем содержится тайна Его Божественности (ср. Деян 5:41; 1 Ин 3:23, 1 Ин 5:13; Флп 2:9; Иак 2:7).


9 "Я писал Церкви" - возможно, имеется в виду 2 Ин; в отличие от Гайя, Диатреф отказывается повиноваться Апостолу; не принимает нас - в лице посланцев Апостола.


12 "О Димитрии" - вероятно, видный член общины или один из посланных Апостолом, о которых он просил Гайя позаботиться.


15 "Друзья" - те, кто отвергают притязания Диотрефа, так как признают авторитет Апостола.



Третье послание, как и второе, написано апостолом в городе Эфесе. Посланных им в языческие страны для проповеди Евангелия он поручает покровительству некоего Гайя, благочестивого христианина и щедрого благотворителя: они нуждаются в защите от местного епископа Диатрефа, их преследующего. Враждебно относясь к апостолу, Диатреф скрыл от общины его предыдущее послание. Это послание свидетельствует об укреплении епископской власти в поместных Церквах на рубеже двух первых столетий нашей эры; оно указывает на важность сохранения централизованной церковной власти, которая ограждает Церковь от заблуждений, и свидетельствует, что «анархические» тенденции возникли в христианстве очень рано. Они-то и открывали путь для раскольников, сектантов и лжеучителей.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Или: "старец".


Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1-4 Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1,2,5,11) к Гаию, которому апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3-4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему — в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви апостола к духовным чадам своим — высшая радость (ст. 4; Сн. 2 Ин 1:4).


5-8 Апостолы в своих писаниях неоднократно восхваляют и заповедуют верующим страннолюбие, странноприимство (напр., Рим 12:13; Евр 13:2 и др.), как высокую христианскую добродетель, получавшую особенно высокую ценность и значение в том случае, когда странноприимство оказывали проповедникам Евангелия, безмездно трудившимся среди новообращенных (ср. 1 Кор 9:12,18; 2 Кор 11:7; 1 Фес 2:9). Такого рода, очевидно, было странноприимство и благочестивого Гаия, о чем возвестили апостолу братья, «вышедшие ради имени Божия, не взяв ничего от язычников» (ст. 7): таковы именно были истинные благовестники Евангелия (ср. 1 Кор 9:12 и др.).


9-12 Вместо: «я писал, ἔγραψά», в Синайском кодексе стоит: «ἔγραψά ἄν, я написал бы». Такое чтение, находящее подтверждение и в чтении Вульгаты: scripsissem forsitan, я, может быть, написал бы, — более отвечает смыслу текста ст. 9-10: иначе было бы непонятно: как утерялось послание, написанное апостолом целой Церкви? При предлагаемом же чтении получается тот смысл, что, если бы апостол написал послание всей церкви, то любящий первенствовать у них (членов этой поместной церкви) мог бы злоупотребить этим посланием, а теперь апостол надеется обличить его лично (ст. 10). Кто был Диотреф, прямо в тексте не сказано, но эпитет «первенстволюбец», ὁ φιλοπρωτεύων (ст. 9), усвояемый Диотрефу, в связи с предикатами: «и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (ст. 10), т. е. лишает общения церковного, как еретиков, — показывает в нем председателя церкви, недостойного, по суду апостола, этого звания. Неизвестно, равным образом, церковно-общественное положение похваляемого апостолом (ст. 12) Димитрия; только у Дорофея Тирского записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской церкви, одной из семи малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе (Откр 3:7 и далее).


13-15 Заключение 3-го послания близко напоминает заключение второго послания (2 Ин ст. 12-13); есть лишь еще упоминание о «друзьях» (οἱ φίλοι) апостола (ср. Деян 27:3), частью при нем находящихся, частью же приветствуемых им через послание.


Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно. В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем (Деян 19:29; 20:4; Рим 16:23; 1 Кор 1:14), и один из них, именно коринфянин Гаий (Рим 16:23), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно: первоначальные читатели как первых двух посланий св. Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания.

Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Это небольшое послание апостола может показаться малозначительным, по крайней мере, для нас сегодня. Мы ничего не знаем об упоминающихся в нём людях, да и сама ситуация остаётся для нас понятной лишь отчасти... 

 

Хотя послание Иоанна персонально адресовано одному определённому человеку, в нём на конкретных примерах... 

 

Неудивительно, что Иоанна радует верность истине своих духовных детей. Наверное, нет на свете духовного учителя или наставника, которого... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).