Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга Неемии, Глава 7

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТЕН ИЕРУСАЛИМА И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЕМИИ> Новый порядок в Иерусалиме и число возвращенцев> 1 Назначение привратников и стражей, 5 Родословная перепись возвращенцев
1 Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты, 2 тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию, ибо он более многих других был человек верный и богобоязненный, 3 и сказал я им: пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце, и доколе они стоят, пусть замыкают и запирают двери. И поставил я стражами жителей Иерусалима, каждого на свою стражу и каждого напротив дома его. 4 Но город был пространен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены.
5 И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись тех, которые сначала пришли, и в ней написано:
6 вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город — 7 те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею, Раамиею, Нахманием, Мардохеем, Билшаном, Мисферефом, Бигваем, Нехумом, Вааною.
Число людей народа Израилева:
 8 Сыновей Пароша две тысячи сто семьдесят два. 9 Сыновей Сафатии триста семьдесят два. 10 Сыновей Араха шестьсот пятьдесят два. 11 Сыновей Пахаф-Моава, из сыновей Иисуса и Иоава, две тысячи восемьсот восемнадцать. 12 Сыновей Елама тысяча двести пятьдесят четыре. 13 Сыновей Заффу восемьсот сорок пять. 14 Сыновей Закхая семьсот шестьдесят. 15 Сыновей Биннуя шестьсот сорок восемь. 16 Сыновей Бевая шестьсот двадцать восемь. 17 Сыновей Азгада две тысячи триста двадцать два. 18 Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят семь. 19 Сыновей Бигвая две тысячи шестьсот семь. 20 Сыновей Адина шестьсот пятьдесят пять. 21 Сыновей Атера из дома Езекии девяносто восемь. 22 Сыновей Хашума триста двадцать восемь. 23 Сыновей Вецая триста двадцать четыре. 24 Сыновей Харифа сто двенадцать. 25 Уроженцев Гаваона девяносто пять. 26 Жителей Вифлеема и Нетофы сто восемьдесят восемь. 27 Жителей Анафофа сто двадцать восемь. 28 Жителей Беф-Азмавефа сорок два. 29 Жителей Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа семьсот сорок три. 30 Жителей Рамы и Гевы шестьсот двадцать один. 31 Жителей Михмаса сто двадцать два. 32 Жителей Вефиля и Гая сто двадцать три. 33 Жителей Нево другого пятьдесят два. 34 Сыновей Елама другого тысяча двести пятьдесят четыре. 35 Сыновей Харима триста двадцать. 36 Уроженцев Иерихона триста сорок пять. 37 Уроженцев Лода, Хадида и Оно семьсот двадцать один. 38 Уроженцев Сенаи три тысячи девятьсот тридцать.
39 Священников, сыновей Иедаии, из дома Иисусова, девятьсот семьдесят три. 40 Сыновей Иммера тысяча пятьдесят два. 41 Сыновей Пашхура тысяча двести сорок семь. 42 Сыновей Харима тысяча семнадцать.
43 Левитов: сыновей Иисуса, из дома Кадмиилова, из дома сыновей Годевы, семьдесят четыре. 44 Певцов: сыновей Асафа сто сорок восемь. 45 Привратники: сыновья Шаллума, сыновья Атера, сыновья Талмона, сыновья Аккува, сыновья Хатиты, сыновья Шовая — сто тридцать восемь.
46 Нефинеи: сыновья Цихи, сыновья Хасуфы, сыновья Таббаофа, 47 сыновья Кироса, сыновья Сии, сыновья Фадона, 48 сыновья Леваны, сыновья Хагавы, сыновья Салмая, 49 сыновья Ханана, сыновья Гиддела, сыновья Гахара, 50 сыновья Реаии, сыновья Рецина, сыновья Некоды, 51 сыновья Газзама, сыновья Уззы, сыновья Пасеаха, 52 сыновья Весая, сыновья Меунима, сыновья Нефишсима, 53 сыновья Бакбука, сыновья Хакуфы, сыновья Хархура, 54 сыновья Бацлифа, сыновья Мехиды, сыновья Харши, 55 сыновья Баркоса, сыновья Сисары, сыновья Фамаха, 56 сыновья Нециаха, сыновья Хатифы.
57 Сыновья рабов Соломоновых: сыновья Сотая, сыновья Соферефа, сыновья Фериды, 58 сыновья Иаалы, сыновья Даркона, сыновья Гиддела, 59 сыновья Сафатии, сыновья Хаттила, сыновья Похереф-Гаццевайима, сыновья Амона.
60 Всех нефинеев и сыновей рабов Соломоновых триста девяносто два.
61 И вот вышедшие из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херув-Аддона и Иммера; но они не могли показать о поколении своем и о племени своем, от Израиля ли они. 62 Сыновья Делаии, сыновья Товии, сыновья Некоды — шестьсот сорок два. 63 И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем. 64 Они искали родословной своей записи, и не нашлось, и потому исключены из священства. 65 И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом.
66 Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, 67 кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять. 68 Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять, 69 верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать.
70 Некоторые главы поколений дали вклады на производство работ. Тиршафа дал в сокровищницу золотом тысячу драхм, пятьдесят чаш, пятьсот тридцать священнических одежд. 71 И некоторые из глав поколений дали в сокровищницу на производство работ двадцать тысяч драхм золота и две тысячи двести мин серебра. 72 Прочие из народа дали двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра и шестьдесят семь священнических одежд.
73 И стали жить священники и левиты, и привратники и певцы, и народ и нефинеи, и весь Израиль в городах своих.
Читать далее:Книга Неемии, Глава 8
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

7 Заселение Иерусалима под руководством Неемии (Неем 7:4-73; Неем 11:1-2, Неем 11:20, Неем 11:25) аналогично подобным же мерам, принимавшимся и в других центрах греч. мира, где sunoikisiV(заселение) обозначает либо концентрацию в одном месте жителей нескольких рассеянных населенных пунктов, либо сосредоточение в одном городе административных и культурных кадров известной области.


Кн. Ездры и Неемии в евр Библии и у LXX составляли одну книгу — книгу Ездры; LXX считают ее 2 Езд, ибо они отводят первое место греч апокрифической кн Езд. В христианскую эпоху 2 Езд была разделена на две книги. Это деление перешло и в Вульг. В ней 1 кн Ездры названа кн Ездры, а 2 кн Ездры — кн Неемии, тогда как греч апокрифическая кн Ездры называется в Вульг, как и в славяно-русской Библии, 3 кн Ездры.

Кн Ездры и Неемии представляют собой продолжение кн Пар. Обойдя молчанием пятидесятилетний плен, автор начинает повествование с 538 г. до Р.Х., когда, согласно указу Кира, иудеи получили возможность вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Часть из них возвратилась сразу же, но работы по восстановлению Храма были прерваны вследствие противодействия Самарян и возобновились только при Дарии; Храм был достроен в 515 г. В течение следующей половины столетия самаряне снова препятствуют восстановлению укреплений Иерусалима (Esdrae 1-6). При Артаксерксе в Иерусалим с новым караваном прибывает Ездра, книжник, которому было поручено вести иудейские дела при персидском дворе. Он получил грамоту, дающую ему право подчинить общину Закону Моисееву, признанному уже Киром в качестве государственного закона для иудеев. Ездра принимает суровые меры против тех иудеев, которые вступили в брак с чужеземками (Esdrae 7-10). Затем Неемия, виночерпий Артаксеркса, добивается от царя поручения отправиться в Иерусалим для восстановления городских укреплений. Эти работы быстро заканчиваются, несмотря на противодействие врагов, и город снова заселяется (Nehemiae 1:1-7:72), а Неемия назначается правителем края. Ездра совершает торжественное чтение Закона, празднуется праздник Кущей, народ исповедует свои грехи и обязуется соблюдать Закон (Nehemiae 7:73-10:39).

В следующих главах даются списки жителей Иерусалима и сведения о дополнительных мероприятиях и освящении укреплений (Nehemiae 11:1-13:3). Вернувшийся в Персию Неемия вскоре снова прибывает в Иерусалим со вторым поручением, исполняя которое он карает виновников непорядков, появившихся в общине (Nehemiae 13:4-31).

Этот краткий перечень показывает, насколько эти книги важны для истории восстановления иудейства после плена. В первых главах Езд содержатся дополнения к сведениям, данным в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии. Обе книги представляют единственный имеющийся у нас источник о деятельности Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Пар. В них приводятся современные событиям документы: списки вернувшихся из плена и населения Иерусалима, акты персидских царей, переписка с персидским двором и, что важнее всего, доклад Ездры, дающий отчет об его миссии, и оправдательный меморандум Неемии.

Итак, благодаря либеральной религиозной политике Ахменидов, иудеи возвращаются в Обетованную Землю, восстанавливают культ, отстраивают Храм, снова возводят стены Иерусалима и живут общиной, управляемой их соплеменниками, согласно Закону Моисееву. За это они платят только лойяльностью, которую легко соблюдать по отношению к центральной власти, уважающей их обычаи. Такое значительное событие, как рождение иудаизма, было подготовлено долгими размышлениями над судьбами Израиля во время плена, совершилось оно с помощью людей, посланных Провидением Божиим.

Ездра — поистине отец иудаизма, три опорные точки которого — избранное племя, Храм и Закон. Его горячей верой и убеждением в необходимости охранять возрождающуюся общину объясняется чрезвычайная строгость его реформ. Он, можно сказать, является прототипом книжника, и авторитет его в иудейском предании все время возрастает. Неемия вдохновлялся теми же идеями, но действовал на другом поприще: в Иерусалиме, им восстановленном и вновь заселенном, он помогает своему народу возродить национальную жизнь. Его меморандум носит более личный характер, чем доклад Ездры, и показывает его человеком отзывчивым, не щадящим своих сил, и в то же время осторожным и рассудительным — благочестивым и уповающим на Бога. Он оставил по себе славную память, и сын Сирахов воспевает хвалу тому, «который воздвиг нам павшие стены» (Ecclesiasticus 49:15).

Не удивительно, что в объединении общины вокруг Храма под эгидой Закона свящ. писатель увидел осуществление того идеала теократии, который он проповедовал в кн Пар. Он пишет в середине плохо нам известного периода (4-3 вв до Р.Х.), когда Иерусалимская община ведет сосредоточенную жизнь и углубляется духовно.

ВЗ содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств; две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2 Пар 36.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Ввиду замыслов врагов Неемия принял строгие меры к охране города и храма. И поставлены на свое служение привратники, и певцы, и левиты. По древнему установлению привратники должны были охранять храм и следить за открытием и закрытием ворот, через которые был вход на храмовую площадь (1 Пар 9:17-27; 26:12-19). Исчисление пунктов, занятых привратниками в послепленное время, дается в трактате Мишны Миддот I, 1. Как видно, по случаю тревожного времени Неемия привлек к охране храма, кроме привратников, также певцов и прочих левитов, хотя охрана храма не входила в их обязанности, определенные законом. Вероятно, труды были разделены так, что привратникам поручена была охрана храмовых ворот, а певцы и другие левиты вместе с жителями Иерусалима наблюдали за безопасностью в городе.


2 Как можно заключать из ст. 2, брат Неемии Ханани и начальник иерусалимской крепости Ханания были поставлены во главе охраны. Ханания заведовал укреплением (birah), находившимся к северу от храма, и состоял, вероятно, на персидской службе, начальствуя над иерусалимским гарнизоном.


3 В то время как привратники, певцы и левиты охраняли город днем, ночью выставлялась стража из самих жителей. Замечание ст. 3 доколе они стоят (vead hem omdim) непонятно по своей цели, и потому некоторые экзегеты подозревают в нем порчу текста. Бертолет его читает: vead hachom omed, «и пока еще жар стоит» (до захода солнца), что будет хорошим дополнением к последующему — «пусть замыкают и запирают двери».


4-5 Малочисленность населения Иерусалима побудила Неемию созвать собрание, чтобы выяснить дело и принять меры к заселению города. Хотя с Зоровавелем возвратилось (по 1 Езд 2:64; Неем 7:66) 42 360 человек (не считая женщин и детей), а с Ездрой (по 1 Езд 8:1-20) еще 1500, но они расселились по всей стране, а в самом Иерусалиме остались немногие. Замечание ст. 4 о Иерусалиме и домы не были построены, по-видимому, имеет тот смысл, что город внутри не был еще достаточно застроен, и в нем оставалось много порожних мест.


5-72 Начинающийся со ст. 6-го список возвратившихся из плена и пожертвований на храм по существу тождествен со списком 1 Езд 2. Различие двух списков заключается в некоторых именах и в цифровых данных.


7 В 1 Езд 2:2 вместо названных в ст. 7 Азарии называется Сараия, вместо Раамии Ревелай, вместо Мисферефа Мисфар, вместо Нехума Рехум.


10 По 1 Езд 2:5 сыновей Араха было 775.


11 Вместо числа 2818 в 1 Езд 2:6 читается 2812.


13 Сыновей Заффу по 1 Езд 2:8 было 945.


15 Вместо Биннуя в 1 Езд 2:10 называется Вания и число потомков его определяется цифрой 642 (вместо 648 ст. 15-го).


16 В 1 Езд 2:11 указана цифра 623 (вместо 628).


17 По 1 Езд 2:12 — 1222.


18 По 1 Езд 2:13 — 666 (вместо 667).


19 По 1 Езд 2:14 — 2056 (вместо 2607).


20 По 1 Езд 2:15 — 454 (вместо 655).


22 По 1 Езд 2:19 — 223 (вместо 328).


24 Вместо Харифа в 1 Езд 2:18 назван Иора.


25  Уроженцев Гаваона. В 1 Езд 2:20: сыновей Гиббара.


26 По 1 Езд 2:21-22 жителей Вифлеема и Нетофы было 179 (вместо 188).


28 Жителей Беф-Азмавефа. По 1 Езд 2:24 Азмавефа.


32 По 1 Езд 2:28 жителей Вефиля и Гая было 223 (вместо 123).


36  Ст. 36 и 37 в 1 Езд 2 следуют в обратном порядке.


37 Вместо Лода в 1 Езд 2:33 читается Лидда и общее число жителей трех мест указывается 725 (вместо 721).


38 По 1 Езд 3630 (вместо 3930).


44 По 1 Езд 2:41 — 128 (вместо 148).


45 По 1 Езд 2:42 привратников было 139 (вместо 138).


47  Сыновья Сии. По 1 Езд 2:44 — сыновья Сиаги.


48 Вместо Салмая в 1 Езд 2:45 назван Аккув.


57 Вместо Фериды в 1 Езд 2:55 читается Феруды.


59  Сыновья Аммона. В 1 Езд 2:57 сыновья Амия.


62 По 1 Езд 2:60 — 652 (вместо 642).


70-72 См. примеч. к 1 Езд 2:69. Текст Неем 7:70-72 полнее, чем в параллельном месте 1 Езд 2:69. Сумма пожертвований золотом в кн. Неемии определяется в 41 тыс. (1+20+20) драхм, тогда как в 1 Езд 2:69 — в 61 т.


70  Пятьсот тридцать священнических одежд. Текст евр. дает основание предполагать, что священных одежд было только 30, а цифра 500 указывает на нечто другое, по-видимому, опущенное по ошибке переписчиков, — может быть, на мины серебра.


Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Или: поставлена была охрана у ворот.


3 а) Букв.: пока не пригреет солнце. Друг. возм. пер.: пусть не будут открыты ворота Иерусалима во время дневного зноя, т.е. в самое жаркое время дня.


3 б) Или: каждому на посту рядом с домом.


7 а) Этот список с некоторыми изменениями имен и количества переселенцев повторяет список в Эзр 2:2-70. Здесь в Эзр 2:2: Серая.


7 б) Эзр 2:2: Реэлая, после него нет имени Нахамани.


7 в)Эзр 2:2: Миспар.


7 г) Эзр 2:2: Рехум.


7 д) Букв.: народа Израиля.


15 Эзр 2:10: Вани.


24 Эзр 2:19: Йоры.


25 Эзр 2:20: Гиббара.


29 Эзр 2:25: Кирьят-Арима.


43 Эзр 2:40: Ходавьи.


47 Эзр 2:44: Сиахи.


48 В Эзр 2:45, 46 добавлено: род Аккува, род Хагава.


52 В Эзр 2:50 добавлено: род Асны.


54 Эзр 2:52: Бацлута.


57 Эзр 2:55: Феруды.


59 Эзр 2:57: Ами.


61 Эзр 2:59: Аддана.


64 Перевод по LXX и Вульгате; масоретский текст: исключены из (списка) священников, как нечистые.


65 Евр. тиршата - титул персидского правителя в Иудее, возм. пер.: его превосходительство; то же в ст. 70.


68 В масоретском тексте этого стиха нет, он встречается в некот. рукописях, ср. Эзр 2:66.


70 а) Букв.: главы отеческих (родов / домов); то же в ст. 71.


70 б) Около 8,5 кг (при весе 1 дарика в 8,5 г).


71 а) Около 170 кг.


71 б) Около 1,2 т.


72 Около 1,1 т.


Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

После завершения работ по возведению стены жители Иерусалима не сразу заселили его. Должно быть, печально... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).