Библия-Центр
РУ

Вопросы и ответы

Дорогие друзья!
Все мы знаем, что чтение Библии порождает множество вопросов. Не всегда просто на них ответить в одиночку.

В этом разделе нашего сайта собраны ответы на часто возникающие вопросы:

Все
Вопросы по тексту Библии
Библия, Церковь, христианство
Библия и жизнь
 

У меня есть один вопрос, который меня мучает. Это вопрос по поводу «иных языков». Кто может получить «иные языки»? Что такое «иные языки»? Для чего они нужны? Имеется ли два вида «иных языков»?

 

Дар «говорения языками», «молитвы языками» или просто «дар языков», по-гречески «глоссолалия» — один из многих даров Святого Духа, который дается для назидания в вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться незаметным или заметно трансформироваться. Это естественно, ибо дары Святого Духа даются всегда с определенной целью  — «для назидания Церкви». Тем не менее, можно утверждать, что в той или иной форме этот дар существует в Церкви всегда.

Мы знаем, по меньшей мере, три главных разновидности этого дара.

Во-первых, это дар говорения на неизвестном говорящему языке. Так говорят апостолы в день Пятидесятницы. Так, нередко, говорят проповедники и миссионеры, и слово их доходит до сердец слушающих. Существенно, что эта форма глоссолалии имеет место тогда и только тогда, когда человек говорит об Иисусе Христе, Его Кресте и Воскресении. В настоящее время этот дар довольно редок.

Во-вторых, глоссолалия может выражаться в том, что человек в молитве славит Бога на языке, не существующем среди народов Земли. Обычно это называют «языками ангельскими». Любовь к Богу, благоговение перед Ним и восхищение Им охватывают в этот момент не только сердце человека, но и разум, и эмоциональную сферу… И вдруг молитва отливается в слова, непонятные самому человеку. По свидетельству древних христиан, Святой Дух при этом дарует другому человеку дар истолкования, для того, чтобы «Церковь не осталась без назидания». Этот дар и в настоящее время распространен достаточно, чтобы быть заметным явлением в Церкви.

Однако, в наше время гораздо реже встречается дар толкования. Возможно, это связано с тем, что назидание современной Церкви осуществляется не так, как древней. Для понимания этого дара важно иметь в виду ряд моментов. Говорение языками ангельскими дается, как правило (хотя и не всегда), через молитву других христиан,  — тех, кто имеет этот дар. Далее, сам говорящий обычно не понимает смысла своих слов. Он осознает только некоторый несловесный смысл молитвы, в которой он заговорил на таком языке. В разных частях Церкви существует известная преемственность, так что по тому, как проявляется глоссолалия в молитве человека, можно довольно точно понять, в какой Церкви он обрел этот дар. Глоссолалия пятидесятников не такова, как у католиков, а глоссолалия лютеран отличается от глоссолалии православных. Нередко такая глоссолалия похожа на один из неизвестных человеку языков. Чаще всего такую глоссолалию (у всех конфессий) сравнивают с древнееврейским или с арамейским языком. Возможно, Святой Дух задействует при этом какие-то неизвестные нам стороны личности самого человека… Принципиально важно, что эта форма глоссолалии дается во время молитвы и для молитвы, обычно — для прославления Бога.

В-третьих, существует еще одна форма глоссолалии, тесно связанная с предыдущей. Это скорее должно быть названо несловесной молитвой. Апостол Павел говорит об этом, что Дух Святой ходатайствует в нас воздыханиями неизреченными. От предыдущей формы такая молитва отличается тем, что в ней не всегда различимы отдельные речевые элементы (слова, фразы) и тем, что такая молитва скорее поется, чем произносится. Нередко она рождается как продолжение (и усиление) обычной нашей молитвы и псалмопения. При этом Дух Святой дает нашему сердцу вырваться за пределы человеческого языка, и обратиться к Богу каким-то иным, очень личностным, но несловесным образом.

С глубокой древности эта молитва-глоссолалия преимущественно происходила во время богослужения. Это было настолько обычной вещью, что церковные богослужебные уставы второй половины первого тысячелетия даже фиксируют моменты в богослужении, когда обычно проявляется в общине этот дар Святого Духа. Некоторые православные уставы, в том числе русские, сохраняют такие указания вплоть до конца 15 века. В целом же с конца первого тысячелетия в основном эта форма глоссолалии переходит, скорее, в область церковно-музыкального творчества.

С конца 19 века в разных частях Церкви Дух Святой начал вновь подавать эти дары явно, хотя и по-разному. Это, вероятно, связано с тем, что разные Церкви в разной степени «засохли» в богословском теоретизировании и утратили переживание живой связи с Духом. Для назидания в этом, быть может, Господь и обновляет в нас эти свои дары.

Важно отметить в заключение, что единственный дар Святого Духа, который неизбежно необходим для жизни Церкви, без которого Ее не бывает — это дар любви. Остальное дается по мере нужды…

Задать свой вопрос

Если в этих материалах Вы не нашли ответа на свой вопрос - пишите нам, попробуем поискать ответы вместе.

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Вопрос:

Введите символы:

Сообщение отправлено

Обратите внимание на то, что, к сожалению, количество приходящих вопросов превышает наши возможности отвечать на них оперативно.

Заранее приносим свои извинения за возможное вынужденное ожидание.

Спасибо за понимание

OK
Увеличить

Обратите внимание, что на любой странице с текстом Священного Писания Вы найдете ссылки на:

  •  комментарии к этому тексту;
  •  дополнительные материалы нашего сайта, служащие для понимания и изучения Библии.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).