Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на23 Июня 2017

 

Слова Аввакума о Торе (законе), которая теряет силу, и о неверных (букв. извращённых) судебных решениях, разумеется, имеют и вполне конкретный, юридический смысл, понятный во все времена потому, что и описываемые пророком реалии во все времена одинаковы. Но есть в словах пророка нечто большее, выходящее за сугубо юридические рамки.

Тора практически никогда не воспринималась ни яхвистской, ни иудейской традицией как только законодательство, она всегда предполагала также и образ жизни, законодательству соответствующий, и духовное состояние, для такой жизни необходимое. Конечно, традиционное иудейское учение о внутренней Торе появилось не сразу, но отдельные элементы того духовного и аскетического опыта, из которых оно выросло, должны были существовать довольно рано, уже в допленную эпоху, во времена поздних пророков.

Тора потеряла силу, говорит пророк, и судебные определения (то, что переводится обычно просто, как «суд») не достигают цели (в Синодальном переводе говорится «суд происходит превратный»). А происходит так, судя по словам Аввакума, из-за того, что в обществе потеряны все духовные и нравственные ориентиры, в нём царят всеобщая вражда и тотальный эгоизм. И связь тут не только внешняя, формально-юридическая, но и духовная тоже. Ведь духовный хаос, потеря всех нравственных ориентиров — не причина ослабления Торы, а её следствие, если, конечно, иметь в виду не внешнее, юридическое, а внутреннее, духовное измерение Торы. И тогда оказывается, что социальная проблема оказывается лишь внешним проявлением проблемы духовной, что те грабежи и насилия, та война всех против всех, которую видит пророк, — не болезнь собственно, а только симптом болезни.

Тора была дана не только отдельному человеку, но и всему народу в целом, как неудивительно и то, что пророки никогда не смотрели на общественную жизнь, как на нечто «низменное» и «недуховное»: ведь речь идёт об одной и той же Торе и об одной и той же жизни. Не может человек (если только он не шизофреник) жить у алтаря или у себя в комнате одной жизнью, а на улице другой. И Аввакум, как и другие пророки, прекрасно это понимает. Если Тора, данный Богом закон и заповедь для человека реальность, у него не может быть двух жизней. Как не может быть их и у народа, если только речь идёт о народе Божием, о народе-общине.

Свернуть

Слова Аввакума о Торе (законе), которая теряет силу, и о неверных (букв. извращённых) судебных решениях, разумеется, имеют и вполне конкретный, юридический смысл, понятный во все времена потому, что и описываемые пророком реалии во все времена одинаковы...

скрыть

Слова Аввакума о Торе (законе), которая теряет силу, и о неверных (букв. извращённых) судебных решениях, разумеется, имеют и вполне конкретный, юридический смысл, понятный во все времена потому, что и описываемые пророком реалии во все времена одинаковы...  Читать далее

 

Как это понимать? — имеем мы полное право спросить. Не мир, но меч? А как же «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27)? А «Иди с миром» ( 7:50 8:48)? А «Мир вам» (Ин. 20:26)? Разве Христос не принес мир? Разве Он не обещал успокоить всех труждающихся и обремененных? Разве не должен Бог давать мир?

Во-первых, Бог никому ничего не должен — как говорит апостол Павел, «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Да, Его слова могут противоречить друг другу — но это всего лишь на первый взгляд. Ведь Бог все-таки немного лучше нас знает, что говорит и как все Его слова могут сложиться в одну картину. Спрашивается: как может Он нести и «мир», и «не мир»? Довольно просто. Заметим, что мир Он дает и обещает дать не всему миру, но именно тем, с кем у Него есть какие-то отношения: ученикам, исцеленной женщине… Им общение со Христом действительно приносит мир. А остальным? Миру вокруг?

Представим себе: взрослый дарит ребенку конфету. Ребенок счастлив, но других детей вокруг его счастье приводит только к зависти и озлоблению — ему, мол, дали, а мне нет. Дальше ребенок может или замкнуться в своей черноте, или требовать себе такой же конфеты - вместо того, чтобы спокойно и вежливо (а не качая права!) попросить дающего, у которого, вероятно, конфеты есть для всех.

Так и у Бога. С Ним не пройдет фокус «ты мне — я тебе», у Него работает другой принцип: «Дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего» (Рим. 9:11-12). Бог волен дать мир, и Он хочет мира для всех, но приходят к Нему за миром и просят его далеко не все. Оттуда и меч — люди, не старающиеся понять Бога, сами себя отсекают от Его даров.

Свернуть

Как это понимать? — имеем мы полное право спросить. Не мир, но меч...

скрыть

Как это понимать? — имеем мы полное право спросить. Не мир, но меч...  Читать далее

 

Бог возлюбил людей не потому, что люди всегда хорошо себя вели, не потому, что люди были особенно симпатичными, не потому, что люди любили Его... Он возлюбил нас просто так. И когда мы говорим: «А за что я буду любить Васю Иванова, он ведь меня не любит?» — мы переводим разговор из области любви в область взаимозачётов и прочих бартерных обменов. Любовь существует просто так, любовь в том, что кто-то просто любит — не «в ответ на любовь», а просто...

Свернуть

Бог возлюбил людей не потому, что люди всегда хорошо себя вели, не потому, что люди были особенно симпатичными, не потому, что люди любили Его... Он возлюбил нас просто так...

скрыть

Бог возлюбил людей не потому, что люди всегда хорошо себя вели, не потому, что люди были особенно симпатичными, не потому, что люди любили Его... Он возлюбил нас просто так...  Читать далее

 

Господь обещает Своему народу мир. Это не просто прекращение войны с Ассирией. Когда воцарится Мессия, отрасль из корня Иессеева (отца Давида), мир будет всеобъемлющим — он распространится на все народы, преобразит всю природу: животные перестанут истреблять друг друга и человека, младенец сможет играть со змеей, прекратится вражда между Израилем и язычниками. Когда же наступят эти сказочные времена? Новый Завет говорит нам о примирении с Богом через смерть Иисуса Христа. Не это ли начало и корень мира на земле, начало осуществления Его Царства?

Свернуть

Господь обещает Своему народу мир. Это не просто прекращение войны с Ассирией...

скрыть

Господь обещает Своему народу мир. Это не просто прекращение войны с Ассирией...  Читать далее

 

Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не можем ни наесться, ни напиться, так как что бы мы не делали, мы никогда не делаем это всем своим существом. Когда мы едим и пьем, мы думаем о следующем деле, когда что-то делаем, думаем о том, что хотим есть и хорошо бы приготовить обед. У нас нет цельности. Бог сотворил нас цельными и едиными, а мы рвем сами себя на кусочки, потому что у нашей жизни нет центра, нет цели. Поэтому наше сердце и путь отделены друг от друга. Сердце говорит верно, чувствует правильный путь, но мы идем по иному пути. Если мы сделаем Бога центром нашей жизни не только в сердце, но и в жизни, если мы потрудимся, поднимемся над собой и сделаем свою душу Храмом Господним, в котором Богу будет хорошо, Господь придет в него и будет благоволить к нему и прославится в нем.

Свернуть

Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не... можем

скрыть

Мы сеем много, но не можем собрать посеянного, так как не помним, где и что мы посеяли. Ведь мы сеяли не от души. Мы не... можем  Читать далее

 

И книжники и фарисеи предлагают Христу совершить знамение, но, пожалуй, к такой просьбе присоединились бы многие в народе. Похоже, что толпа не только заранее знает, каким должно быть такое знамение, но и хотела бы продиктовать условия его совершения. Отказываясь дать толпе увидеть то, что она способна себе представить и заранее готова истолковать по собственному разумению, Христос готов предоставить другое знамение — Своё Воскресение. Многими из людей оно будет отвергнуто, но всё равно станет знамением для всего мира, совершенно неожиданным и не укладывающимся в сознании, но постигаемым верой. Знамения сами по себе могут и не привести к вере, но вера даёт увидеть смысл знамений. Слова о том, что может происходить после изгнания нечистого духа, относятся не только к тем, кто «неквалифицированно» изгоняет бесов. Здесь мы видим предупреждение о трудностях, встающих на путях духовной жизни, о её серьёзности и об ответственности за хранение приобретённого. Ведь мы рискуем отдать выметенную горницу семи злейшим нечистым духам всякий раз, когда добровольно возвращаемся к привычным греховным наклонностям, вроде бы уже отброшенным. И вряд ли случайно это предупреждение соседствует с предупреждением о недопустимости хулы на Святого Духа. Да, Господь милостив. Но возможно ли принимать милость, отвернувшись от её Подателя?

Свернуть

И книжники и фарисеи предлагают Христу совершить знамение, но, пожалуй, к такой просьбе присоединились бы многие...

скрыть

И книжники и фарисеи предлагают Христу совершить знамение, но, пожалуй, к такой просьбе присоединились бы многие...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).