Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на20 Октября 2018

 

Иногда используемые Павлом определения могут показаться несколько странными. Ну, с деятельной верой ещё более-менее понятно, то, что вера без дел — лишь пустые слова, тот же Павел говорил неоднократно, да и не он один. А вот «упорный труд любви» (не «труд с любовью», а именно «труд любви»), так же, как «стойкость надежды на Господа нашего Иисуса Христа» (то, что в Синодальном переводе звучит, как «терпение упования») вполне могут вызвать вопросы и недоумения. В самом деле, в нашем мире любовь обычно связывается с чувствами и эмоциями, когда мы говорим, что что-то любим, чаще всего мы хотим сказать, что оно нам нравится. К сожалению, нередко мы таким же образом «любим» и наших ближних, до тех пор, пока они нам нравятся. Авторы библейских книг под любовью понимают, как правило, отношение, при котором мы желаем ближнему добра, независимо от того, симпатичен он нам, или нет. Но всё же отношения — это одно, а упорный труд — несколько другое. С делами любви понятно, а вот как само отношение может стать работой? Наверное, в ситуации непреображённого мира это действительно звучит несколько странно. Хотя и здесь отношения всё-таки необходимо поддерживать, иначе они постепенно разрушаются. Но для Царства поддержание отношений оказывается особенно важным, тут это действительно отдельная работа, и очень серьёзная. Ведь структуру Царства образуют именно отношения, их глубина и прочность не только определяют ту полноту, которая откроется эти отношения выстраивающему, от них зависит также и мера полноты откровения Царства миру, глубина духовного воздействия Царства на непреображённый мир. Тогда понятнее становится и «стойкость надежды»: ведь надежда в обычной ситуации означает, в сущности, доверие к кому-то, кто дал некие обещания, и уверенность в том, что давший их не обманет, будь то Бог или человек. А вот в Царстве одного доверия мало, тут уверенность предполагает не просто внутреннее знание, но интенцию. Ту самую интенцию, которая является также и основой любого отношения. А интенция — всегда усилие, пусть и направленное, как в случае, когда речь идёт о стойкости, на сохранение того, что пытаются разрушить внешние силы. И Павел, как видно, описывает все отношения между христианами уже не как отношения между обитателями непреображённого мира, а как отношения между жителями Царства. Ведь для него было вполне очевидно, что христианство и есть жизнь в Царстве, которое принёс в мир Спаситель.

Свернуть

Иногда используемые Павлом определения могут показаться несколько странными. Ну, с деятельной верой ещё более-менее понятно...

скрыть

Иногда используемые Павлом определения могут показаться несколько странными. Ну, с деятельной верой ещё более-менее понятно...  Читать далее

 

Фарисеи, пришедшие послушать назаретского Учителя и интеллектуально подискутировать с Ним «о божественном», совершенно не в силах вынести, что Он садится обедать с налоговыми инспекторами, которых они и за людей-то не считают. Они ропщут, потому что считают, что если Он и в самом деле Мессия (да хотя бы и просто посланник Божий), то Он должен воздавать за праведность. Имеется в виду, что Он должен превозносить их, чемпионов праведности. Но Слово Божие называет Мессию Спасителем и Искупителем Израиля. Из какого же рабства искупать праведника, от чего спасать его? Господь говорит на это, что Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Именно признать себя нуждающимся в спасении — вот что необходимо для того, чтобы стать участником этого спасения. Грешником, нуждающимся в покаянии. Рабом греха, нуждающимся в искуплении. Больным, нуждающимся во враче. Вот на это-то фарисеи и не согласны, и потому они начинают мелочно придираться ко Христу, спрашивая, а почему же тогда Его ученики, предполагаемые призванные грешники, не постятся и не преуспевают в прочих аскетических упражнениях. Признать себя нищим, нуждающимся в Иисусе — важнейшая поворотная точка не только для фарисеев, для любого человека. «Признай только вину твою», говорит Господь через  3:14 Иеремию пророка.

Свернуть

Фарисеи, пришедшие послушать назаретского Учителя и интеллектуально подискутировать с Ним «о божественном», совершенно не в силах вынести, что Он садится обедать с налоговыми инспекторами...

скрыть

Фарисеи, пришедшие послушать назаретского Учителя и интеллектуально подискутировать с Ним «о божественном», совершенно не в силах вынести, что Он садится обедать с налоговыми инспекторами...  Читать далее

 

Продолжая разговор о новом народе Божием, Павел определяет его как «тело Христово» (ст. 23). Говоря так, апостол, несомненно, исходил из традиционного для своего времени представления о еврейском народе как едином духовном теле, объединяемом Богом посредством храмовых жертвоприношений и Торы. Павлу же очевидно, что новый народ Божий становится единым духовным телом благодаря единству с воскресшим Христом, Который несёт в Себе всю полноту жизни Царства, через Него становящейся доступной каждому из Его последователей. Апостол прекрасно понимает, что в каждом христианине совершенно реально действует та же самая сила Божия, которая вернула к жизни умершего на кресте Мессию (ст. 19 – 20), и именно её присутствие делает христианина христианином в изначальном смысле слова, т.е. жителем Царства, о близости которого свидетельствовал Спаситель во время Своего земного служения.

Как видно, сама природа Царства оказывается для Павла связана с этой силой. Он, конечно же, не случайно упоминает дыхание Божие, благодаря которому верные обретают мудрость и получают откровение (ст. 17 – 18). Это то же самое дыхание Божие, которым пронизано Царство. Как видно, иногда оно может открыться ищущему Царства как сила, меняющая человека и преображающая саму человеческую природу, которая после преображения становится пригодной для жизни в Царстве. Но сила, по-видимому, остаётся силой лишь до тех пор, пока ищущий Царства смотрит на него извне. Для пребывающих ещё вне Царства воскресение Христа должно было выглядеть именно как действие силы Божией, результатом которого оно стало. Для тех же, кто уже вошёл в Царство и видит те же самые события изнутри, сила становится дыханием Бога, которое не только охватывает человека извне, но и проникает внутрь, становясь неотъемлемой частью его собственной человеческой природы в той мере, в какой природа эта уже преображена. Так жизнь Царства входит в сердце человека, а человек становится жителем Царства.

Свернуть

Продолжая разговор о новом народе Божием, Павел определяет его как «тело Христово». Говоря так...

скрыть

Продолжая разговор о новом народе Божием, Павел определяет его как «тело Христово». Говоря так...  Читать далее

 

Обратите внимание, что слова Петра в ст. 40 и Иисуса Христа в Мк 5:41 различаются в одной букве! Вообще, здесь можно увидеть множество параллелей с чудом воскрешения дочери Иаира, не говоря уже об эпизоде с Энеем (исцеление расслабленного). Таким сходством повествования Лука подчеркивает, что божественное присутствие, действовавшее раньше через Иисуса, теперь действует в Его Церкви. Энею, например, Петр так и говорит: исцеляет тебя Иисус Христос. Еще и еще раз, в библейских рассказах о ранней Церкви и в позднейших преданиях, вплоть до нашего времени, мы будем узнавать о том, что Христос жив и активно присутствует в этом мире через тех, кто исполняет Его волю.

Свернуть

Обратите внимание, что слова Петра в ст. 40 и Иисуса Христа в Мк 5:41 различаются в одной букве...

скрыть

Обратите внимание, что слова Петра в ст. 40 и Иисуса Христа в Мк 5:41 различаются в одной букве...  Читать далее

 

Есть слова, которые теряют всякий смысл, когда мы повторяем их изо дня в день бездумно. Кто помнит о том, что слово «здравствуйте» — это пожелание здоровья? И не слишком верующие люди могут пожелать: «Ну, Бог в помощь!», - совершенно не думая ни о каком Боге. Так, может, вообще ерунда всё это, и незачем упоминать имя Господа? А вот для апостола Павла очень важно написать благословение всем, кому он пишет. Может, Павел поминает имя Божие всуе? Нет. Он очень хорошо понимает, что он пишет; более того, он старается формулировать свои благословения по-разному, чтобы те, кто будет читать письмо, не просматривали конец письма по диагонали («Ага, тут формулы вежливости»), но вчитывались в текст. Наверное, для Бога тоже важно, чтобы мы говорили о Нём, но не механически, а осознанно; чтобы мы не исключали Его имя из своей речи, но каждый раз, называя его, действительно обращались к Нему.

Свернуть

Есть слова, которые теряют всякий смысл, когда мы повторяем их изо дня в день бездумно. Кто помнит о том, что слово...

скрыть

Есть слова, которые теряют всякий смысл, когда мы повторяем их изо дня в день бездумно. Кто помнит о том, что слово...  Читать далее

 

Земные препятствия преодолены, восстановление храма получило повторное царское одобрение. И вот наконец работы закончены и храм освящён.

Знаменательно, что восстановительные работы были завершены к Пасхе, она и стала первым праздником, в честь которого после восстановления и освящения храма было совершено богослужение. В день воспоминания об исходе из египетского рабства в храме и вокруг него собрался тот же самый народ, но теперь возвратившийся из вавилонского плена. Пусть нет у народа своего государства, но не сразу оно появилось и после исхода из Египта. Под властью же персидских царей можно жить вполне свободно, уж во всяком случае свободнее, чем под властью Египта или Вавилона.

Минимум свободы земной достигнут, но не тем он мал, что на земле возможна большая степень свободы. Да, возможна, но ещё более необходима свобода от власти зла и греха. И эта свобода обретается не на путях государственного устроения, как бы важны и необходимы они ни были. Дорога к ней проходит через восстановленный храм.

Свернуть

Земные препятствия преодолены, восстановление храма получило повторное царское одобрение. И вот наконец работы...

скрыть

Земные препятствия преодолены, восстановление храма получило повторное царское одобрение. И вот наконец работы...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).