Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на24 Января 2019

 
На Мк 1:7-8 

Говоря о грядущем Мессии, Марк упоминает омовение «Духом Святым». Что он имеет в виду? И почему такое омовение было невозможно в дохристианские времена? Разве Божье дыхание не наполняло мир тогда так же, как сейчас? Наполняло, конечно. О дыхании Яхве (о духе Господнем) говорили все пророки Израиля, и им веяние этого дыхания было, несомненно, знакомо. И всё же в том омовении Божьим дыханием, о котором говорит Иоанн, есть нечто особенное. Чем были очистительные омовения в дохристианские времена?

Они были частью очистительного ритуала, с которого ритуал этот и начинался. Предполагалась, что скверна марает человека как извне, так и изнутри, и очищаться от неё также нужно было извне и изнутри. Вот для внешнего очищения и использовались ритуальные омовения: вода, как думали, уносила с собой всё, от чего человек хотел очистить себя, своё тело и свою жизнь. Но этого было мало: за очистительным омовением всегда следовало особое очистительное жертвоприношение, и тут, через окропление освящённой Богом жертвенной кровью, человек очищался уже изнутри.

Божье присутствие, конечно, освящало и тело, уже омытое водой, но главное — оно освящало душу и сердце, освобождая их от последствий совершённого греха или соприкосновения с нечистотой. Но такое очищение, увы, не гарантировало от греха в будущем. Между тем, в Царстве Мессии места греху быть не может. Чтобы стать его жителем, нужно полностью измениться, стать чуждым греху настолько, чтобы он никогда уже не вошёл в жизнь ищущего Царства.

Падшему человеку такое, разумеется, не под силу. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу и посланному Им Мессии. Он может омыть человека не водой и не жертвенной кровью, а тем Божьим дыханием, которое может не только очистить человека, но и полностью его преобразить. Это преображение и становится для ищущего Царства последним очистительным омовением и последним освящением. Омовением и освящением, после которого в его жизни уже не будет места греху. По крайней мере, настолько, насколько жизнь эта будет принадлежать Царству.

Свернуть

Говоря о грядущем Мессии, Марк упоминает омовение «Духом Святым». Что он имеет в виду? И почему такое омовение было невозможно в дохристианские времена? Разве Божье дыхание не наполняло мир тогда так же, как сейчас? Наполняло, конечно. О дыхании...

скрыть

Говоря о грядущем Мессии, Марк упоминает омовение «Духом Святым». Что он имеет в виду? И почему такое омовение было невозможно в дохристианские времена? Разве Божье дыхание не наполняло мир тогда так же, как сейчас? Наполняло, конечно. О дыхании...  Читать далее

 

Ученики Иисуса не понимают того, что Он говорит им о Своём воскресении. Традиционные представления о воскресении предполагали только всеобщее воскресение в день Суда, который в сознании евреев евангельской эпохи, скорее всего, уже совпадал с днём прихода Мессии и торжества мессианского Царства.

Апостолам было непонятно, как может Мессия воскреснуть раньше остальных, так же, как и то, почему Он вообще должен умереть: ведь традиционные для тех времён мессианские представления ничего такого не предполагали. Согласно тем же традиционным мессианским представлениям, незадолго до дня Суда и прихода Мессии с небес должен спуститься пророк Илия, о котором существовало основанное на свидетельстве св. Писания предание, что он не умер, а был взят на небо живым. Вот этими-то традиционными представлениями и были обусловлены вопросы и недоумения апостолов.

Иисус отвечает им несколько неожиданно: Он не отвергает предания об Илии, а переосмысливает его в довольно неожиданном ракурсе. Иисус говорит о том, что Илия уже пришёл, но его не узнали, намекая на Иоанна Крестителя. Казалось бы, налицо аллегория. Но дело обстоит не так просто: ведь за аллегорией в данном случае стоит реальность, связанная с духовной цельностью и преемственностью Традиции. Конечно, ожидать возвращения Илии так, как ожидали его в народе, не приходилось.

Иоанн Креститель сделал именно то, чего ожидал народ от возвратившегося Илии: приготовил его, насколько это было возможно, к приходу Мессии. Конечно, он свидетельствовал народу не о таком Мессии и не о таком Царстве, которые соответствовали народным представлениям.

Сам Иисус этим представлениям не соответствовал настолько, что Ему даже приходилось на протяжении довольно длительного времени скрывать Своё мессианство. И главной целью Его служения было приобщить к Царству, которое Он принёс в мир, как можно больше людей. К Царству, которое, вопреки народным ожиданиям, оказалось, по собственным Его словам, «Царством не от мира сего».

Свернуть

Ученики Иисуса не понимают того, что Он говорит им о Своём воскресении. Традиционные представления о воскресении предполагали только...

скрыть

Ученики Иисуса не понимают того, что Он говорит им о Своём воскресении. Традиционные представления о воскресении предполагали только...  Читать далее

 
На Мк 3:7-12 

Изучив перемещения Иисуса по Палестине, некоторые исследователи Евангелия сделали вывод, что Он делал переходы в самое трудное время суток – в разгар дневного зноя. Потому что именно в это время суток было бы труднее всего воспринимать Его Слово. Очевидно, что в последние три года жизни Господь всецело посвятил себя людям, нуждающимся в Его словах и исцелении. Но, заботясь о других, Христос видел и границы своих человеческих возможностей. Мы видим, как Он чередует полную отдачу в громкой толпе нуждающихся и тихую молитву Отцу в уединенном месте.

В этом отрывке Иисус просит учеников приготовить лодку, в которой Он мог бы немного отдалиться от слушающих, чтобы они не так теснили Его. Этот момент потрясает удивительной человечностью нашего Господа, Который, устав от многолюдства, отдает Себе в этом отчет и находит способ проповедовать и одновременно находиться отдельно от народа.

Свернуть

Изучив перемещения Иисуса по Палестине, некоторые исследователи Евангелия сделали вывод, что...

скрыть

Изучив перемещения Иисуса по Палестине, некоторые исследователи Евангелия сделали вывод, что...  Читать далее

 

Сегодняшний отрывок посвящён одной из основных тем всего Нового Завета — теме Царства Божия. Особенно важно здесь то, что объяснения, касающиеся Царства, даёт Сам Иисус. В центре Его рассказа образ ребёнка, который и символизирует собой тех, кто в Царстве Божием занимают первые места (ст.36–37). Соблазняющий ребёнка хуже убийцы, ведь даже убийца достоин суда, а такого соблазнителя Иисус сравнивает с человеком, которого бросают в море с тем, чтобы утопить без всякого суда (ст.42). Этот образ, конечно, появляется не случайно. В традиционном, патриархальном обществе, в больших семьях дети, как правило, занимали не те почётные первые места, которые они нередко занимают в современных семьях. На детей смотрели, как на естественных слуг и помощников, на младших членов большой семьи или патриархального рода, которые действительно были младшими, а потому положение такого «естественного слуги» их ничуть не травмировало и не воспринималось ими, как унижение или недостаток внимания или любви. Любой взрослый человек в таком положении почти всегда ощущает некую второсортность и зависимость, что и понятно, учитывая, насколько значимо в глазах взрослого социальное положение и связанный с ним статус. Дети об этом не задумываются, и для них поэтому здесь нет никакой проблемы. По-видимому, именно это и имеет в виду Иисус, приводя в пример ребёнка, как образец жителя Царства Божия: для тех, кто хочет быть его жителем, важно отказаться от традиционных представлений о значимости общественного положения и социального статуса. Конечно, в этом случае всегда остаётся опасность того, что рядом могут оказаться люди, желающие воспользоваться таким положением вещей, так же, как во все времена находились люди, готовые воспользоваться известной наивностью ребёнка и злоупотребить ею; об этом-то грехе Иисус и говорит, что он хуже убийства и недостоин даже суда — ведь человек, так поступающий, не только сам отвергает полноту жизни Царства Божия, но не позволяет получить её и другим. Между тем, в жизни человека всегда находится нечто, что мешает ему стать ребёнком в том смысле, как говорит об этом Иисус: это может быть «рука», или «нога», или «глаз», словом, всё, что человек использует для того, чтобы не быть тем ребёнком, который может войти в Царство. И от того, что мешает, Иисус советует избавляться без сожаления (ст.43–48). Иногда может казаться, что при этом теряешь что-то жизненно важное, такое, без чего жизнь станет ущербной; но на поверку оказывается, что мнимая «полнота» приводит совсем не туда, где можно найти полноту жизни, а кажущаяся ущербность в конце пути оборачивается полнотой Царства Божия.

Свернуть

Сегодняшний отрывок посвящён одной из основных тем всего Нового Завета — теме Царства Божия. Особенно важно здесь...

скрыть

Сегодняшний отрывок посвящён одной из основных тем всего Нового Завета — теме Царства Божия. Особенно важно здесь...  Читать далее

 

Рождение Исаака, как исполнение обетования, происходит в тот момент, когда нет надежды, а есть только вера. Ради этого ребенка приходится отсылать из дома сына рабыни, и нет никаких гарантий, что он выживет, а есть только вера. Когда смерть в пустыне от жажды все ближе, то нет уверенности в спасении, но есть вера. Каждый эпизод этой главы возвращает нас к тому, что и в нашей жизни должно стать основой стабильности, уверенности в завтрашнем дне, гарантией жизни и здоровья. Не то, что мы полны сил и молоды, и не то, что у нас много с собой еды и воды. Единственный фундамент для нас – это Слово Бога, Который верен Своим обещаниям и по слову Cвоему сделает. Нам остается только верить.

Свернуть

Рождение Исаака, как исполнение обетования, происходит в тот момент, когда нет надежды, а есть только вера...

скрыть

Рождение Исаака, как исполнение обетования, происходит в тот момент, когда нет надежды, а есть только вера...  Читать далее

 
Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу торжествующего Иерусалима. И вновь этот образ оказывается образом не столько Иерусалима исторического, сколько Иерусалима нового — символа мессианского Царства. Но представленная в сегодняшнем отрывке картина нового Иерусалима дополняется ещё одним элементом: в ней появляется упоминание о торжественном бракосочетании (ст. 4 – 5). Особенно замечательно здесь то, что пророк говорит, с одной стороны, о браке сынов Израиля с землёй своих отцов, а с другой — о брачном союзе Бога с Израилем. Такое двойное бракосочетание становится понятным в общебиблейском контексте, связанном с брачной символикой. Уже в допленный период отношения Бога со своим народом рассматривались в контексте и по образцу отношений семейных, супружеских. Израиль нередко у допленных пророков называется невестой или женой Бога (для полноты восприятия образа важно иметь в виду, что слово «Израиль» в еврейском языке относится к женскому роду). Прибегая к такому сравнению, библейские авторы, как видно, стремились прежде всего описать качество отношений, связывающих Бога со Своим народом (равно, впрочем, как и с отдельными людьми). Речь шла об отношениях близких и глубоко личных, предполагающих не расчёт, а жертвенность и безусловную верность. И вот теперь пророк говорит о том, что наступило время обновления этого брачного союза. Такое обновление отношений Бога со Своим народом само по себе предполагало начало нового этапа духовной истории народа. Но теперь речь идёт не только о Боге и о народе, но и о земле. На первый взгляд, бракосочетание с землёй больше всего напоминает некие древние земледельческие магические обряды, однозначно осуждаемые Библией. Но у Исайи оно, очевидно, приобретает новый, мессианский смысл. В падшем мире отношения с творением, будь это даже родная земля, ни в коем случае не должны были уподобляться отношениям с Богом, духовное единение с тварью автоматически отделяло человека от Творца, делая его язычником. Иное дело мир преображённый: здесь отношения с творением могут быть по-своему не менее глубоки, чем отношения с Творцом, и при этом не мешать им: ведь в преображённом мире уже нет ни зла, ни греха, из-за которых в падшем состоянии мир нередко противостоял Богу. Пророческому взгляду Исайи открывается мир, где нет места разрыву между духом и природой, небом и землёй. Тот мир, который только и можно было бы назвать Царством Божиим.
Свернуть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу торжествующего Иерусалима. И вновь этот образ оказывается...

скрыть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу торжествующего Иерусалима. И вновь этот образ оказывается...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).