Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на21 Февраля 2019

 

Говоря о земном служении Спасителя, Пётр, как и другие апостолы, особое внимание обращает на Его крестную смерть. И смысл именно такой смерти он видит в том, что она сделала возможным для верных полное избавление от власти греха, открыв им праведность во всей полноте. Что же он имеет в виду? Конечно, примеры праведников, которые оканчивали свою жизнь мученически, к этому времени еврейскому народу были уже хорошо известны, и многие из них относились ко временам сравнительно недавним. Каждый такой пример становился живым свидетельством того, что праведность важнее жизни, что главный вопрос человеческой жизни не в том, сколько жить, и даже не в том, жить или умереть, а в том, как жить и как умереть. И смерть Иисуса на кресте была прекрасным тому доказательством, тем более, что, в отличие от обычного, падшего человека для Него смерть вообще не была неизбежной: свой выбор Он делал, будучи избавлен от мысли о том, что рано или поздно Ему придётся умереть, которая некоторым облегчает мысль о скором мученическом конце. Но если бы мученическая смерть Иисуса была бы просто смертью праведника и свидетеля, она ничем не отличалась бы от смерти тех, кто умер за свою праведность или за своё свидетельство задолго до Его прихода в мир. Такая смерть может быть примером для других, но она не может никого избавить от греха, который в нашем падшем мире тяготеет над каждым. Но в том-то и дело, что Иисус умер не просто, как свидетель Царства. Он умер ради того Царства, которое принёс в мир. Откажись Он от Своего земного пути (а в падшем мире путь этот неизбежно должен был закончиться насильственной смертью), Царство не вошло бы в наш мир, так и оставаясь ему чуждым. А тогда, конечно, ни о какой победе над грехом, ни о какой полноте праведности говорить бы не приходилось. Тогда бы в мире вообще ничего не изменилось, он и сегодня оставался бы таким, каким был многие тысячелетия до прихода Христа. И апостол, разумеется, прекрасно это понимает. Он понимает, кто такой Иисус и что Он сделал. И напоминает об этом адресатам своего послания: ведь без такого понимания христианства нет.

Свернуть

Говоря о земном служении Спасителя, Пётр, как и другие апостолы, особое внимание обращает на Его крестную смерть. И смысл именно такой смерти он видит в том, что она сделала возможным...

скрыть

Говоря о земном служении Спасителя, Пётр, как и другие апостолы, особое внимание обращает на Его крестную смерть. И смысл именно такой смерти он видит в том, что она сделала возможным...  Читать далее

 

Почему же Иисус не отвечает на столь животрепещущий вопрос о временах и сроках? Неужели Бог специально скрывает от людей столь важный факт? В самом деле, знай мы точно дату грядущего торжества Царства… Впрочем, сказать однозначно, кто бы из нас что стал бы делать в этом случае, пожалуй, не так просто. Нельзя даже быть уверенным, что все отнеслись бы к такому откровению всерьёз. И всё же, как известно, предупреждён — значит вооружён, а уж как относиться к предупреждению, каждый решает для себя сам. Во всяком случае, для тех, кто к духовной жизни относится всерьёз, ситуация бы заметно упростилась: им не пришлось бы находиться в состоянии непрерывного духовного (а быть может, и не только духовного) напряжения, каждый день ожидая главного события своей жизни. К тому же, и Сам Иисус говорит, что даже Ему сроки собственного возвращения неизвестны. Почему же так? Может быть, дело не в том, что от нас что-то скрывают, а в том, что сроки не определены? Ведь история Царства — это, прежде всего, история тех, кто в нём живёт и о нём свидетельствует, история христианской праведности, которая определяется не только волей Божьей, но и выбором тех людей, которых Бог призывает. А тогда неизбежно оказывается, что срок возвращения Мессии и торжества Царства зависит не только от Бога, но и от нас.

Свернуть

Почему же Иисус не отвечает на столь животрепещущий вопрос о временах и сроках? Неужели Бог специально скрывает...

скрыть

Почему же Иисус не отвечает на столь животрепещущий вопрос о временах и сроках? Неужели Бог специально скрывает...  Читать далее

 

Евангелист Марк в рассказе об исповедании Петра открывает нам сегодня, что значит быть христианином. Три момента важны в донельзя кратком рассказе евангелиста. Господь спрашивает: «за кого вы почитаете Меня». Это вопрос, навсегда обращенный к каждому, кто хочет быть Его учеником. Петр от лица всех отвечает: «Ты Христос, Сын Бога живого» (Марк для краткости опускает последние слова). Ученик Христа, христианин верит, таким образом, что Сей Иисус из Назарета — не просто пророк (это признает и Коран); не просто учитель праведности (это признают, наверное, все). Он — Мессия Израилев, Сын Бога живого, Богочеловек Иисус Христос. И венчает этот диалог ответ Христа, откровение о Его смерти и воскресении. Именно на Кресте и в Воскресении совершается спасение людей, и быть учеником Христа означает не просто исполнять Его заповеди, но поклоняться Его Кресту и Воскресению.

Исповедая Иисуса Сыном Божиим, Христом, мы не можем в этот день не склониться в благодарности перед Девой, благодаря Которой совершилось Его воплощение. Вера Пренепорочной Девы, Ее любовь к Богу и сострадание к нам, вся Ее жизнь, каждый взгляд и самое Ее имя — радость учеников Иисуса, потому что Она повиновалась Богу и родила Его.

Свернуть

Евангелист Марк в рассказе об исповедании Петра открывает нам сегодня, что значит быть христианином...

скрыть

Евангелист Марк в рассказе об исповедании Петра открывает нам сегодня, что значит быть христианином...  Читать далее

 

Сражение Аврама с пятью царями — первая из многочисленных войн, вошедших с Священную Историю. Для древнего человека с его примитивным оружием и способами ведения войны битва — критическая жизненная ситуация, в которой ему необходима вся его сила и мудрость. С ним вместе сражаются его боги, и исход войны свидетельствует и об их силе. Вот почему победа Аврама в этом сражении должна была демонстрировать преимущество его Бога и Его власть над всей Святой Землей. Об этом же говорит жертва загадочного царя Мелхиседека. Аврам видит, что Бог уже начинает осуществлять Свое обещание и ожидает большего, поэтому он отказывается от помощи царя Содома — его обогатит Сам Бог. Это слышится в начале следующего эпизода, где звучат слова о «великой награде». Оставаясь обычным человеком своего времени, Аврам ждет времени исполнения неясного и неопределенного еще Обетования — поэтому он и оказывается в центре истории Бога и мира.

Свернуть

Сражение Аврама с пятью царями — первая из многочисленных войн, вошедших с Священную Историю...

скрыть

Сражение Аврама с пятью царями — первая из многочисленных войн, вошедших с Священную Историю...  Читать далее

 

Иосиф считается примером веры и доверия Богу. Жизнь все время требует от него подчинению принципу, сформулированному много позже апостолом Павлом: «я верю Богу» (Деян) . Т.е. Иосиф очевидно человек глубоко, даже неистово верующий. Чего мы ждем от таких людей? Стереотипное представление о людях, полностью отдавших себя Богу, — это экзальтация, преувеличенность во всем и то, что обычно называют «одержимость». Однако, такими словами обычно описывают сумасшедших. Если же посмотреть на Иосифа, то перед нами человек, исполненный здравого смысла. Он не просто объясняет сны или выставляет перед собой в качестве защиты Бога, Которого знает. Он осознает, в чем заключается предупреждение и сразу предлагает путь спасения. Самое удивительное в сегодняшнем тексте то, что именно эта рациональность мышления, здравый смысл для египтян является свидетельством присутствия Духа Божия.

Свернуть

Иосиф считается примером веры и доверия Богу. Жизнь все время требует от него подчинению принципу...

скрыть

Иосиф считается примером веры и доверия Богу. Жизнь все время требует от него подчинению принципу...  Читать далее

 

Продолжая говорить о вероломстве, пропитавшем всю жизнь избранного народа, пророк Малахия касается семейных отношений и, вдохновляемый Богом, снова идет наперекор представлениям своего времени. Конечно, восходящее к Моисею законодательство допускало развод, но есть разница между допущенным и общепринятым, между тем, что считается допустимым и что считается нормальным. Как и в современном обществе, в Израиле времен пророка Малахии в разводе не видели ничего плохого, и даже наоборот; разница лишь в том, что женщина в те времена не считалась за человека и гражданскими правами не обладала. Поэтому большинство женщин находились в полной зависимости от мужей. Но узы брака стали в то время считаться чем-то необязательным; многие даже не считали нужным разводиться, и прелюбодействовали, что называется, «при живой жене». Примерно в эту эпоху пришедший из Вавилона Ездра потребовал, чтобы израильтяне оставили иноплеменных жен, и это было встречено лишь с некоторым огорчением. Жалко было жен, неплохих, в сущности, женщин. Оспорить развод сам по себе, равно как и право Ездры вмешиваться в семейную жизнь, никому и в голову не пришло.

Но Малахия со всей убежденностью утверждает подлинное библейское отношение к браку и говорит, что жертвы израильтян неугодны Богу, так как жертвенник обильно полит слезами страдающих женщин. Тех самых женщин, предавать любовь и доверие которых никто и за грех не считает! И пророк говорит, что Бог — свидетель между мужем и женой, и брак, таким образом, является важной составляющей духовной и религиозной, а не только плотской и социальной жизни человека. И предательство брака, нарушение верности — предательство перед Богом. Израильтяне в ответ на это ссылались на пример патриархов, в частности — на Авраама, родившего Измаила от Агари при живой Сарре. Пророк отвергает эту попытку оправдать грех таким примером: Авраам, говорит он, стремился «получить от Бога потомство», а не изменить жене. Кроме того, и это весьма важно, пророк вовсе не одобряет и самого поступка Авраама. Напротив, сразу вслед за этим он призывает «беречь дух свой» и не делать таких вещей. Малахия не высказывается против развода, но допускает «отпустить» жену, так сказать, в самом крайнем случае: если «ты ненавидишь ее». Но с его точки зрения это, тем не менее, грех — обида, нанесенная женщине, и вина за этот грех остается на разводящемся. Таким образом, пророк проповедует единобрачие как нормальное, правильное устроение семейной жизни перед Богом; нарушения его для Малахии являются грехом в любом случае.

В последнем стихе главы пророк вновь возвращается к тому, о чем он говорил в самом начале книги. Его современники вовсе не терзаются проблемой греха и благоденствия, праведности и страдания. Как и во времена Иеремии, тоже сталкивавшегося с этим явлением, они говорят, что Бог благосклонно смотрит на делающих зло, и тем оправдывают одновременно и свои грехи, и свое пренебрежение к Богу. Они демонстративно не верят в правосудие Божье, и удивляются, когда пророк говорит о гневе Творца. Малахия видит и обличает громадную разницу между горьким недоумением праведного Иова и поговорками грешных иудеев. Чтобы предъявлять Богу претензии за то, что Он долготерпит злодеяния нечестивых и допускает страдания праведных, надо самим быть праведными, как Иов. Грешный человек не в состоянии постичь Божьего милосердия и долготерпения, и не вправе оспаривать его. Грешному Израилю, как и любому грешному человеку, следует уповать на милость Божью, а не предъявлять претензии. Ведь если бы не долготерпение Божье, то что было бы именно с тем, кто, будучи грешен, дерзает судить за Бога. Это исключительно важная позиция, потому что она остается актуальной вот уже две с половиной тысячи лет.

Свернуть

Продолжая говорить о вероломстве, пропитавшем всю жизнь избранного народа, пророк Малахия касается семейных...

скрыть

Продолжая говорить о вероломстве, пропитавшем всю жизнь избранного народа, пророк Малахия касается семейных...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).