Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на9 Ноября 2019

 

Заданный царём вопрос оказался, как видно, далеко не простым и ответы звучат неожиданные: один уверен, что нет ничего сильнее вина, другой убеждён в силе той власти, которой обладает царь. Интереснее всего третий ответ: человек, его давший, вначале ставит на первое место силу женского очарования, а потом, как бы поправляя самого себя, говорит об истине. Что же стоит за этими ответами? Говорящий о силе вина едва ли непременно должен оказаться пьяницей. Он просто, наверное, не раз видел, как вино делало сильных людей слабыми, лишало их не только физических сил, но и той силы воли, без которой человека нет.

Второй, наоборот, утверждает преимущество воли над всем, что её расслабляет. Он убеждён, что власть царя сильнее власти вина: ведь царь (а персидских царей с детства учили сдержанности во всём, что касается удовольствий, и умению владеть собой) в состоянии противостать собственным похотям, он находит в себе силы для того, чтобы бороться со всем, что может помешать ему принять решение и сделать те распоряжения, которые он считает нужным сделать. Тут явно более глубокий взгляд на вещи: ведь власть воли над необузданным стремлением к наслаждениям — не что иное, как власть духа над телом.

Однако и власть человеческого духа оказывается не абсолютной. Третьему из ответивших на вопрос не раз приходилось сталкиваться с тем, что человек безусловно волевой и решительный порой уступает заискиванию, лести и особенно женской ласке. Всё это расслабляет уже не тело, а душу и волю, затрагивая человека не с физической, а с духовной стороны. Потому-то так трудно бывает противостоять притворной женской ласке, за которой так часто скрывается хитрость.

Есть нечто более сильное, чем лесть и притворные женские ласки: истина, или, вернее, верность истине. Третий из отвечавших, судя по его ответу, об этом знает. В своём ответе он не раскрывает, о какой истине идёт речь. Истина для него не абстрактное знание, а нечто очень конкретное, конкретное настолько, что знание его освобождает душу от всякой иной власти.

Для человека верующего такой реальностью является Бог, заповедь Божия, путь праведности и в конце концов — то Царство, которое в конце времён приходит в мир. Человек, отдавший себя Богу, действительно оказывается свободен от всякой иной власти, кроме одной: власти той живой Истины, которая ему открылась.

Свернуть

Заданный царём вопрос оказался, как видно, далеко не простым и ответы звучат неожиданные: один уверен, что нет ничего сильнее вина, другой убеждён в силе той власти, которой обладает царь. Интереснее всего третий ответ: человек, его давший, вначале ставит на первое место силу женского очарования, а потом, как бы поправляя самого себя, говорит об истине. Что же стоит за этими ответами...

скрыть

Заданный царём вопрос оказался, как видно, далеко не простым и ответы звучат неожиданные: один уверен, что нет ничего сильнее вина, другой убеждён в силе той власти, которой обладает царь. Интереснее всего третий ответ: человек, его давший, вначале ставит на первое место силу женского очарования, а потом, как бы поправляя самого себя, говорит об истине. Что же стоит за этими ответами...  Читать далее

 

Духовное бытие не связано характерными для материального предмета ограничениями: формой, местоположением, сиюминутностью, однонаправленностью движения во времени и т.д. Когда Иисус в разговоре с самарянкой (Ин. 4:24) говорит: «Бог есть Дух», — Он разрушает человеческие представления о «привязке» Бога к определенному месту — стране, городу, храму. Апостол Павел имеет в виду несколько иное, он говорит о том, что Дух может действовать не извне, а изнутри, уничтожая нашу внутреннюю несвободу Своей благодатью прощения и мира.

Свернуть

Духовное бытие не связано характерными для материального предмета ограничениями...

скрыть

Духовное бытие не связано характерными для материального предмета ограничениями...  Читать далее

 

Если задуматься, странно видеть в череде христианских праздников праздник освящения одной конкретной церкви. События жизни Христа, праздники, посвященные Деве Марии и Святым, - все это понятно. Но здание, чем оно так важно для нас? Конечно, история Латеранской базилики интересна, в конце концов, она остается церковью пяти соборов и местом коронации Пап. Сегодня же хочется поговорить о том, что и сама по себе она стала символом жизни Церкви, которая несмотря ни на что возрождается там, где видны только руины. Латеранская базилика неоднократно менялась, она была уничтожаема огнем, землятрясением, из нее выносили все, что было ценного. Камня на камне не оставалось на этом месте. И каждый раз Церковь, как сообщество людей, восстанавливала ее. Это не проявление упрямства, это видимая констатация того факта, что Церковь как сообщество живет не потому, что ее не разрушают или создают ей тепличные условия. Ее животворит иная сила. Как говорит евангельское чтение к этому празднику, доказательством власти Иисуса становится то, что смерть не властна над Ним. Ни огонь, ни землятрясение, ни войны, ни люди не помешают восстановить то, что, казалось бы, сейчас лежит в руинах. Потому что смерть и разрушение не имеют власти там, где Он дает жизнь.

Свернуть

Если задуматься, странно видеть в череде христианских праздников праздник освящения одной конкретной церкви. События жизни Христа, праздники посвященные Деве Марии и Святым, все это понятно. Но здание, чем оно так важно для нас?...

скрыть

Если задуматься, странно видеть в череде христианских праздников праздник освящения одной конкретной церкви. События жизни Христа, праздники посвященные Деве Марии и Святым, все это понятно. Но здание, чем оно так важно для нас?...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение описывает последнюю попытку Павла свидетельствовать перед своими единоверцами (ст. 1 – 10). Дальнейшее его служение, как видно, должно было быть связано уже не с Иерусалимом, а с Римом (ст. 11). И, учитывая реакцию собравшихся на слова апостола, такой поворот событий едва ли можно считать неожиданным. В самом деле, свидетельство лишь тогда имеет смысл, когда есть хоть кто-то, кто хочет его услышать. Когда среди собравшихся таких не оказывалось, молчал даже Сам Иисус. А в ситуации, описанной евангелистом, самой яркой фигурой оказывается первосвященник, велевший бить Павла по губам (ст. 2). Апостол, впрочем, даже в этой ситуации попытался заговорить о главном — о Воскресении (ст. 6). На первый взгляд, утверждение Павла о том, что его судят за веру в воскресение мёртвых, кажется некоторым лукавством, ведь здесь налицо очевидная недоговоренность и некоторое упрощение ситуации. Но не исключено, что в устах Павла такое утверждение было лишь своего рода ораторским приёмом, обращённым прежде всего к фарисеям, к которым он сам принадлежал до своего обращения ко Христу. В самом деле, говоря с иудеями, едва ли можно было бы найти лучшую отправную точку для разговора о Воскресении и о Мессии, чем вера в день Суда и во всеобщее воскресение. Но закончить, как видно, Павел не успел: между фарисеями и саддукеями, для которых все упоминания о воскресении мёртвых были сродни если не фантазиям, то, по крайней мере, весьма сомнительным богословским концепциям, началась потасовка (ст. 7 – 9), так, что в дело пришлось вмешаться представителям римской власти (ст. 10). В такой ситуации продолжать проповедь не имело смысла, и не потому, что это было опасно, а потому, что результатом её становилось не обращение ко Христу, а ссоры и распри между представителями различных религиозных партий. Да и какие аргументы могли бы убедить тех, для кого целью и смыслом жизни стало убийство Того, Кого они считали врагом своей веры и своего народа (ст. 12 – 15)? Говорить с фанатиком, очевидно, бессмысленно, по крайней мере, до тех пор, пока он не захочет освободиться от своего фанатизма. И потому Павлу остаётся лишь одна дорога — в Рим, где его ждёт последнее свидетельство. И неудивительно, что в сложившейся ситуации на этой дороге его, римского гражданина, охраняют римские солдаты (ст. 23 – 33).

Свернуть

Сегодняшнее чтение описывает последнюю попытку Павла свидетельствовать перед своими единоверцами...

скрыть

Сегодняшнее чтение описывает последнюю попытку Павла свидетельствовать перед своими единоверцами...  Читать далее

 

Как мы уже видели, фигура ветхозаветного священника является образом, типом святого посредника между Богом и миром. В этом смысле, она служит прообразом Христа, как совершенного и единственного Посредника и — вследствие нашей приобщенности к Нему — и нас с вами, как проводников Божьей благодати в остальной мир. С этой позиции для нас очень важны уставы о постоянной чистоте священника, то есть, о постоянной его готовности предстоять перед ковчегом завета. Священник — особый человек. Он не может оскверняться даже там, где это позволяется простому смертному. Для него не существует несакральных, профанных моментов жизни. Поэтому заповедь о его особой святости для нас оборачивается идеалом непрестанной молитвы — посвященности Богу каждого мгновения, каждой мысли, каждого вдоха и выдоха.

Свернуть

Как мы уже видели, фигура ветхозаветного священника является образом, типом святого посредника между Богом и миром...

скрыть

Как мы уже видели, фигура ветхозаветного священника является образом, типом святого посредника между Богом и миром...  Читать далее

 

История, случившаяся с Павлом и его спутниками в Эфесе, наглядно демонстрирует, чем было римское (точнее, эллинистическое) язычество в евангельские времена и что именно мог противопоставить мир христианам и христианству. Эфес действительно был крупным религиозным центром эллинистического мира, там находилось древнее и почитаемое святилище — храм Артемиды Эфесской, считавшийся в древности одним из семи чудес света. И, как водится, вокруг храма и в связи с ним сложился свой бизнес — туристический и паломнический. Одним из видов этого бизнеса и было изготовление статуэток Артемиды самых разных размеров, от больших, в рост человека, для украшения римских вилл до совсем крошечных, которые можно было использовать в качестве амулетов.

Упомянутый в рассказе Димитрий, видимо, решил, что проповедь апостолов может угрожать налаженному бизнесу и призвал собратьев по цеху к протесту против новоявленных проповедников. Такое случалось и в других местах, где противники Павла и его спутников пытались изображать из себя ревнителей старых римских традиций, на самом деле имея в виду прежде всего свой собственный коммерческий интерес. Эфесская же ситуация интересна тем, что тут никто ничего и не пытается скрывать, по крайней мере, от своих: обращаясь к собратьям по цеху и призывая их к протесту, Димитрий прямо говорит, что в первую очередь проповедь Павла угрожает их ремеслу, а почитанию Артемиды — лишь во вторую очередь.

Но даже второй очереди оказывается достаточно, чтобы возбудить толпу. Впрочем, эти «защитники традиционной религии» не находят никаких аргументов, провозглашая лишь, что «велика Артемида Эфесская!», с чем, собственно, никто и не спорил. Таков был мир, где пришлось проповедовать Павлу и другим апостолам. Он давно уже, в сущности, не был ни традиционалистским, каким был когда-то, ни религиозным по существу, даже в языческом смысле. Эллинистическая цивилизация давно не оставила места традиционализму, а религия в эллинистическом мире была, по сути, частным делом тех, кто её исповедовал.

Конечно, формально существовали официальные государственные культы, но боги, с ними связанные, давно уже стали, в сущности, лишь символами империи, власти Рима и его императоров. Оскорбление, к примеру, Юпитера Капитолийского или его символа, знаменитого римского орла, наказывалось смертью не потому, что речь шла о кощунстве, а потому, что такое оскорбление было оскорблением римской власти. Но культ Артемиды Эфесской не был в империи государственным, хотя святилище Артемиды и было широко почитаемым.

В таких случаях на первый план могли выйти частные или корпоративные интересы, но не государственные. И тогда власти старались спустить дело на тормозах, как и произошло в Эфесе. Царству, входящему в мир, противостояла не только земная власть, но также земные интересы и выгоды — то, что в Евангелии Иисус собирательно называет «мамоной». Власть мамоны, конечно, выглядит менее эффектно, чем власть кесаря. Но души она порабощает не менее, а иногда даже более эффективно, и эфесская история — наглядный тому пример.

Свернуть

История, случившаяся с Павлом и его спутниками в Эфесе, наглядно демонстрирует, чем было римское (точнее, эллинистическое) язычество в евангельские времена и что именно мог противопоставить мир христианам и христианству...

скрыть

История, случившаяся с Павлом и его спутниками в Эфесе, наглядно демонстрирует, чем было римское (точнее, эллинистическое) язычество в евангельские времена и что именно мог противопоставить мир христианам и христианству...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).