Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на13 Января 2021

 
На Пс 2:7 

Второй псалом в христианской традиции издавна воспринимается, как мессианский. Между тем, с точки зрения исторической его едва ли можно считать таковым: вероятнее всего, этот гимн посвящён интронизации кого-то из царей Израиля или Иудеи, быть может, даже самого Соломона. А заглавные буквы в соответствующих стихах — лишь интерпретация переводчика, ведь древние рукописи вообще, и древнееврейские в частности, не знают различия прописных и строчных букв. Но означает ли это, что к мессианской традиции этот гимн никакого отношения не имеет? Формально — да; но дело, быть может, обстоит всё же не так просто. Что, если гимн действительно посвящён Соломону? Ведь тогда он не только о Соломоне, тогда он и о его отце Давиде, а значит, и о том союзе-завете, который Бог заключил с ним, обещав ему, что его потомки будут занимать иерусалимский престол столько, сколько просуществует сам Иерусалим. Собственно, и представление о Мессии «из рода Давида» связано именно с этими, данными Богом, обещаниями: откуда же ожидать праведного царя, как не из рода Давида, который сам был живым примером праведника на престоле? Но ведь изначально этот Мессия, этот помазанник с большой буквы, не был чем-то особенным, он не был Мессией в том смысле, в котором мы говорим о Мессии сегодня. Он воспринимался, как обычный человек с особенным призванием свыше, как поставленный Богом праведный правитель, который, кроме своей безупречной праведности, больше ничем от других людей отличаться не будет. И царство его представлялось самым обычным земным царством, которое от прочих отличается лишь праведным судом и правильными, основанными на Торе, законами. И, наверное, на каждого правителя, дававшего повод надеяться на свою праведность, верные смотрели с затаённой надеждой: не он ли? Не пришло ли время исполниться обещаниям, которые была даны Богом Давиду? И лишь тогда, когда через великих пророков Израилю было дано новое откровение, стало понятно, что с Мессией всё не так просто и придёт Он не так скоро. Но ожидания не исчезали, как не исчезла и традиция восприятия соответствующих гимнов, как гимнов, посвящённых обещанному Богом помазаннику. А там уже оставался один шаг до включения их в мессианскую традицию. Шаг, сделанный первым поколением христиан.

Свернуть

Второй псалом в христианской традиции издавна воспринимается, как мессианский. Между тем, с точки зрения исторической его едва ли можно считать таковым: вероятнее всего, этот гимн посвящён интронизации кого-то из царей Израиля или Иудеи, быть может, даже самого Соломона...

скрыть

Второй псалом в христианской традиции издавна воспринимается, как мессианский. Между тем, с точки зрения исторической его едва ли можно считать таковым: вероятнее всего, этот гимн посвящён интронизации кого-то из царей Израиля или Иудеи, быть может, даже самого Соломона...  Читать далее

 

«Имейте веру Божию…» Думаешь над этими словами и вдруг что-то такое обыденное выскакивает: легко сказать имейте... И вот именно это не так. Не легко сказать было это Господу, это стоило Ему крестного пути. Так же получается и у людей. Не каждый способен прожить свою собственную философию. И поэтому напротив философию подстраивают под жизнь. А слова Господа, которые Он говорит нам сегодня, как и многие другие слова Евангелия, надо прочитывать, добавляя в конце фразы «как Я». «Имейте веру Божию» как Я ее имею. В этом сила Откровения Иисуса. И очень часто в ответ на подобные размышления слышишь, куда нам до Господа. Вот хотя бы святым подражать, то ведь были хотя бы такие же люди как мы, такие же человеки, тоже грешили до своей святости… Но нельзя ставить себе подобные искусственные планки. И нельзя забывать, что вокруг каждого святого существует мифологический эфир. Вы скажете, но ведь так же и вокруг Господа он существовал. Да, существовал. Но, и вот та разница, о которой нам так важно сейчас сказать, Евангелия чем-то принципиальным отличаются от житий святых. Тем же, чем солнце от лампы или от солнечного зайчика. И это чувствуешь, хотя и не можешь передать словесно. То, что святость есть — не подлежит сомнению. Но вот что пишет митрополит Сурожский Антоний. «И масса есть таких рассказов. Я могу рассказывать без конца из житий святых, потому что я на них как бы воспитывался. И эти рассказы не тем меня интересуют, будто это история. Например, когда говорят: «Вы себе представляете: это святой на расстоянии одиннадцати верст видел через стены своей кельи!» — меня это не волнует. Если он мог вообще видеть через стены своей кельи, двадцать верст или сто верст никакого значения не представляют. Есть рассказ из жизни французского писателя Вольтера. Какая-то благочестивая женщина хотела обратить его к вере и говорила: «Как же вы можете не верить в святого Дионисия Парижского? Его обезглавили в одном конце Парижа, и он, взяв свою голову, прошел через весь Париж и остановился на другом конце». И Вольтер ей ответил: «Знаете, в таких случаях только первый шаг труден».» («Вопрошание и сомнение»). Нам скажут, ну конечно, все можно довести до абсурда, свести к шутке. Да, но ведь именно поэтому в каждой шутке есть доля правды.

Свернуть

«Имейте веру Божию…» Думаешь над этими словами и вдруг что-то такое обыденное выскакивает: легко сказать имейте...

скрыть

«Имейте веру Божию…» Думаешь над этими словами и вдруг что-то такое обыденное выскакивает: легко сказать имейте...  Читать далее

 

Краткий текст евангельского чтения – конспект того, чем в первую очередь занимается Бог, придя к людям. Молитва, проповедь, немедленная скорая помощь во всем. Больные, немощные, бесноватые – все идут к Иисусу за освобождением. Город собирается к дому, где Он живет, потому, что эта встреча дарует исцеление, обретение утраченной целостности. Никаким другим способом этого не получить.

Что же происходит после возвращения здоровья, здравого рассудка, новой жизни? Как ведут себя люди, когда получают то, чего хотели больше всего? Кто-то уходит, кто-то остается наблюдать за происходящим, кто-то ходит за Ним по пятам. А теща Петра начинает немедленно служить Тому, кто вошел в ее дом и, прикоснувшись, исцелил.

Свернуть

Краткий текст евангельского чтения – конспект того, чем в первую очередь занимается Бог, придя к людям...

скрыть

Краткий текст евангельского чтения – конспект того, чем в первую очередь занимается Бог, придя к людям...  Читать далее

 
На Мк 6:1-13 

Сегодняшний отрывок посвящён описанию проповеди Иисуса и апостолов на родине Иисуса, то есть в Галилее (ст. 1). Парадоксальным образом именно в родном городе Иисуса Его проповедь пользовалась, как видно, наименьшим успехом и доверием (ст.2–6). Но это и неудивительно: довольно часто именно внешняя (и, в частности, родственная) близость мешает увидеть подлинное величие человека и тех событий, которые совершаются с его участием. Так, очевидно, произошло и с Иисусом: для Своих домашних, как и для жителей Своего родного города, Он был всего лишь хорошо знакомым земляком и родственником, и Его, очевидно, не воспринимали на родине ни в каком ином качестве. Именно в это время Иисус посылает апостолов на проповедь, главной темой которой должен был стать призыв к обращению (ст.12). При этом, однако, самым важным был тот факт, что апостолы проповедовали не от своего собственного имени, а как ученики Иисуса, и вся их проповедь тем самым становилась свидетельством о Нём, как о Том, Кто дал им силу делать то, что они делали (ст. 7, 13). Запрет брать с собой в дорогу припасы (ст.8–9) напоминает об обычае древних пророков, которые также не брали с собой в дорогу припасов, полагаясь на гостеприимство тех, мимо кого придётся проходить. Так же Иисус велел поступать и Своим апостолам (ст.10). Но, конечно, речь ни в коем случае не могла идти о том, чтобы навязывать кому-нибудь своё свидетельство: в случае неприятия Иисус велел ученикам просто покинуть дом или город, где их не принимали, и забыть о нём (ст.11; «отрясти прах», т.е. стряхнуть пыль с ног, выйдя из дома или из города, было на Востоке символическим жестом, означавшим, что человек, так поступающий, больше не хочет иметь с этим домом или с этим городом ничего общего). Такая проповедь, несомненно, должна была сделать Иисуса известным всей Галилее.

Свернуть

Сегодняшний отрывок посвящён описанию проповеди Иисуса и апостолов на родине Иисуса, то есть в Галилее...

скрыть

Сегодняшний отрывок посвящён описанию проповеди Иисуса и апостолов на родине Иисуса, то есть в Галилее...  Читать далее

 
На Пс 14:1-5 

После портрета нечестивца, тип которого преобладает в мире, псалмопевец обращается к облику того, кто достоин обитать вблизи Бога. И первым же признаком такого праведника псалмопевец называет следование правде.

Правда — не просто достоверность информации, и даже больше, чем нравственное качество. Правда — одно из свойств Бога, поэтому следование правде во всех человеческих проявлениях — в делах и в речах, и ещё глубже  — в сердечных движениях, настраивает человека на открытость Богу и на предстояние Ему.

Кто-то сказал бы, что есть более существенные прегрешения, чем клевета и поношения на ближнего. С какой лёгкостью мы увлекаемся этими занятиями, оправдываясь тем, что, мол, «дело житейское»! А между тем эти «мелочи» связаны с глубинными слоями личности, и значит, вслед за этими грехами приходят и другие. И даже клятва, данная злому человеку, должна быть соблюдена именно потому, что ложная клятва — грех в любом случае, кому бы она ни была дана.

Свернуть

После портрета нечестивца, тип которого преобладает в мире, псалмопевец обращается к облику того, кто достоин обитать...

скрыть

После портрета нечестивца, тип которого преобладает в мире, псалмопевец обращается к облику того, кто достоин обитать...  Читать далее

 

Притча о Вавилонской башне меньше других притч Пролога Книги Бытия напоминает притчу. Оно и понятно: тут ведь речь идёт о притче, построенной на основании исторических реалий, а не на основании мифологических преданий, как в случае, к примеру, притчи о Ное. Однако история историей, а речь всё же идёт о притче — не потому, что реалии недостоверны, а потому, что история оказывается тут лишь исходным материалом для обобщения. Обобщения, связанного с образом Вавилонской башни как именно исторической реальности. Сегодня никто из историков не сомневается, что речь в притче идёт о зиккуратах — ступенчатых пирамидальных храмовых постройках, существовавших в городах Шумера ещё в третьем тысячелетии до Р.Х.

Они не могли не произвести совершенно неизгладимого впечатления на семитских кочевников, которые впервые появились в Месопотамии около XXV в. до Р.Х. Отсюда предания о башнях «до неба», вошедших в легенды — а легенды о совершенно реально существовавших башнях легли в основу притчи. Для полноты картины остаётся лишь добавить, что главный зиккурат Ура — столицы существовавшей в эти времена конфедерации шумерских городов-государств — назывался Этеменанки, что в переводе с шумерского буквально означает «основание неба и земли».

Вот этот образ шумерского зиккурата, вошедший в легенду, и стал основанием притчи, смысл которой оказался бы неполон, если не учитывать того, что зиккураты строились не только в шумерских городах, но и в городах пришедшей на смену Шумеру Вавилонии, в частности, и в её столице — Вавилоне. Там зиккурат существовал и во время написания Книги Бытия — её первые читатели могли видеть Вавилонскую башню воочию. Очередную башню. Притча о Вавилонской башне — это притча о башне, которая постоянно рушится и которую с упорством, достойным лучшего применения, отстраивают снова и снова. Отстраивают, чтобы «сделать себе имя», чтобы «не рассеяться по земле».

Чтобы было чему удержать вместе «один народ одного языка» — и речь тут не о лингвистике, а о политике: на аккадском, на языке древнего Вавилона, «сделать одним языком» означает подчинить единой власти, а «смешать языки» означает такое единовластие разрушить. Разрушает же его не Бог, как может показаться с первого взгляда. Бог лишь приближается, и языки смешиваются, и башню просто бросают недостроенной. Оно и понятно: великая стройка требует великой идеи и предполагает наличие великой империи, сильного государства и твёрдой власти.

Богу же империи не нужны, Ему нужен человек, с которым Он мог бы общаться. Когда Он близко, все «великие идеи», выдуманные человеком, обесцениваются, великие империи шатаются и разваливаются, а «великие стройки» так и остаются недостроенными. Но падший человек не может без «великих идей» и «великих строек», ради этого он готов терпеть и власть над собой великих империй — потому и строятся всё новые вавилонские башни. Строятся и рушатся — так течёт история падшего человечества.

Свернуть

Притча о Вавилонской башне меньше других притч Пролога Книги Бытия напоминает притчу. Оно и понятно: тут ведь речь идёт о притче, построенной на основании исторических реалий, а не на основании мифологических преданий, как в случае, к примеру, притчи о Ное...

скрыть

Притча о Вавилонской башне меньше других притч Пролога Книги Бытия напоминает притчу. Оно и понятно: тут ведь речь идёт о притче, построенной на основании исторических реалий, а не на основании мифологических преданий, как в случае, к примеру, притчи о Ное...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).