Павел говорит нам, что речь идёт отнюдь не о неизменности взглядов и убеждений, даже таких фундаментальных, как религиозные. И в пример он приводит самого себя: он ведь был убеждённым противником христиан и христианства, пока сам не встретился с воскресшим Христом на Дамасской дороге. И лишь после той встречи Павел стал тем, кем его узнали галаты: апостолом Христовым. Но при этом Павел, как ни парадоксально, остался самим собой. Но парадоксальной его ситуация выглядит лишь на первый взгляд.
Вопрос ведь и заключается в том, что такое «мы сами». Что означает быть собой настоящим? Где искать себя настоящего? Самый простой и быстрый способ заключается в том, чтобы внутренне отстранить от себя (хотя бы на время) всё то, что мы называем своим — потому, что, если мы ощущаем что-то своим, значит, это уж точно не мы сами. Разгрести все физиологические, психофизические и психические наслоения. Тогда-то и можно найти себя настоящего. В первый момент может показаться, что нас вообще нет — но это и понятно, ведь мы привыкли видеть не себя самих, а своё отражение в собственных мыслях, чувствах, эмоциональных состояниях.
Конечно, человек — не только дух, но и природа, однако ядро человеческой личности духовно, а не природно, и если мы привыкли переживать себя как природу (тут уже неважно, природу внешнюю, телесную, или внутреннюю, психическую), если привыкли отождествлять себя с ней, то, впервые пережив своё существование как жизнь духовного «я», мы, скорее всего, почувствуем себя не в своей тарелке. Но только так мы сможем понять, кто мы на самом деле, и понять, чем мы можем стать перед Богом и людьми. Потому, что тут вопрос об истинности или ложности наших представлений, понятий, взглядов, а главное — наших поступков и того выбора, который мы делаем, открывается нам совсем по-другому.
Тут можно из гонителя христиан превратиться в христианина самому и остаться притом самим собой — но только если произойдёт что-то такое, что затронет эту глубину подлинного, духовного «я». Вот Павел и призывает галатов оставаться на глубине, не ориентируясь на внешние, поверхностные проявления собственных «я». Не пытаться найти на поверхности то, что находится на этой глубине. Тогда и станет им совершенно ясно и очевидно, где подлинное благовестие, а где мнимое. И никакие внешние взгляды, привычки и модели не смогут помешать этому узнаванию.
Павел говорит нам, что речь идёт отнюдь не о неизменности взглядов и убеждений, даже таких фундаментальных, как религиозные. И в пример он приводит самого себя: он ведь был убеждённым противником христиан и христианства, пока сам...
Павел говорит нам, что речь идёт отнюдь не о неизменности взглядов и убеждений, даже таких фундаментальных, как религиозные. И в пример он приводит самого себя: он ведь был убеждённым противником христиан и христианства, пока сам... Читать далее
Вокруг нас все время находится столько людей, постоянно мелькает множество лиц… Такой интенсивной жизни не позавидует ни один житель прошлых веков. Нам приходится часто общаться с людьми, которых мы, возможно, никогда в жизни больше не увидим. Бывает также, что нам нужно срочно составить мнение о человеке, потому что волей-неволей с ним придется некоторое время находиться рядом. И очень редко удается с первого взгляда все про человека понять — какой он, что его заботит, о чем он думает, чем он живет, что для него дорого… Приходится составлять впечатление по внешним признакам.
Причем, в большинстве случаев это не просто мнение, но и суждение и даже осуждение. Конечно, физиогномики в чем-то могут быть и правы, но всего по лицу человека не прочесть! От поспешности выводов и суждений по наружности нас и предостерегает Господь в сегодняшних отрывках. Он говорит, что «шкура» у человека может совсем не соответствовать тому, что «внутри» (см. Мф. 7:15). И даже «внешние» атрибуты веры — не залог спасения души. Ведь, как известно, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).
Да, внешние признаки нужны, соблюдающим их «вменяется не по милости, но по долгу», но блажен человек, «которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (см. Рим. 4:4-6). Для Господа гораздо важнее то, что в сердце. Именно поэтому Он говорит о плодах: наше умение любить на практике - вот что является критерием для Него. Потому что сердце может изливать наружу только то, что в нем есть (см. Мф. 15:10-20). И когда мы смотрим на другого человека, скорыми стоит быть разве что на «милость» - или хотя бы просто на улыбку.
Вокруг нас все время находится столько людей, постоянно мелькает множество лиц… Такой интенсивной жизни не позавидует ни один житель...
Вокруг нас все время находится столько людей, постоянно мелькает множество лиц… Такой интенсивной жизни не позавидует ни один житель... Читать далее
Трудно усвоить то, что здесь сказано. Здесь нам даны те самые заповеди, над которыми противники христианства веками привыкли издеваться. Не станем отрицать, что и самим христианам нелегко их усвоить.
Но обратим внимание на то, что Христос нигде не говорит о непротивлении злу. Ведь и Он Сам в пустыне совсем недавно противился искушениям, то есть тому же злу. Речь здесь идёт о непротивлении злому, то есть человеку, одержимому злом. Но зло — та болезнь, которой заражены все мы, и от которой Христос хочет нас исцелить.
В обыденном восприятии слова о подставлении правой щеки слишком долго казались ещё одним названием слабости и капитуляции. Но почему-то мало кто замечает, что во многих ситуациях для подставления щеки требуется мужество. Например, мы вправе сказать, что человек, выходящий безоружным навстречу врагам, будь то парламентёр, пытающийся вступить в переговоры о перемирии, или же тот, кто идёт заменить собой захваченных заложников, подставляет вторую щёку ради спасения людей. И вообще любой человек, пытающийся прекратить вражду, тем более закоренелую, рискует быть побитым обеими сторонами. Однако такие попытки не прекращаются.
Если вдуматься, здесь нам предложены самые нормальные правила поведения: не зацикливаться на себе, не жадничать, прощать обиды. Но эти заповеди усилены призывом не лелить людей на своих и врагов. По сути, Господь призывает нас приступить к прекращению вражды и ненависти.
И здесь Иисус раскрывает перед нами высоту, на которую мы призваны подняться. Не просто к соблюдению заповедей или к благочестию Он призывает учеников, этого мало — мы должны стать совершенными, как совершен наш Небесный Отец!
Конечно, мы привыкли считать себя слабыми грешниками, но ни грехи, ни слабости не должны владеть нами, ведь Христос пришёл именно для того, чтобы избавить нас от них.
То, что здесь Христос предлагает нам, для большинства людей всё ещё кажется невыполнимым. Но если мы хотим выполнять только то, что в наших силах, то нас и на это не хватит.
Трудно усвоить то, что здесь сказано. Здесь нам даны те самые заповеди, над которыми противники христианства веками привыкли издеваться...
Трудно усвоить то, что здесь сказано. Здесь нам даны те самые заповеди, над которыми противники христианства веками привыкли издеваться... Читать далее
Израиль согрешил, и у него отнимается все самое дорогое — виноградники, «плод чрева», Земля Обетованная и Божья милость. Неужели Господь мстит Своему народу? Ведь Он Сам обещал помиловать «Непомилованную»? Но так ли важны дары, если люди забыли Того, Кто их дарит? Бог в первую очередь хочет от нас верности Ему, «боговедения» (Ос. 6:6), тогда день Господень может стать днем спасения.
Израиль согрешил, и у него отнимается все самое дорогое...
Израиль согрешил, и у него отнимается все самое дорогое... Читать далее
Всё грознее и суровее предупреждение о расплате, неминуемой за нераскаянные грехи. Ведь всё, что делалось в народе, делалось не просто без Господа, но и вопреки Его воле. Добро, исходящее от Него, отвергнуто, вместо Него стало привычным обращение к идолам. Но идолы не помогут, они будут уничтожены, Господь не даст восторжествовать тому, что пытается недостойно вытеснить Его из сердец, так что непременно придётся расплачиваться за ставшие привычными безобразия. Всё, что пытается Его заменить, рухнет.
Законы Божии сочтены чуждыми, но при этом жертвоприношения не прекратились. Снова и снова Господь возвращает нас к тому, что можно скрупулёзно выполнять обрядовые предписания, делать всё «по правилам», но это не будет исполнением закона, если будет забыто главное — правда и милость.
Всё грознее и суровее предупреждение о расплате, неминуемой за нераскаянные грехи. Ведь всё, что делалось в народе...
Всё грознее и суровее предупреждение о расплате, неминуемой за нераскаянные грехи. Ведь всё, что делалось в народе... Читать далее
Говоря о своей силе, Павел характеризует её не как силу человеческую, а как силу Божью, которая дана ему на разрушение «мысленных крепостей» и для противостояния всему, что превозносится перед Богом. Это апостол утверждает, комментируя распространившееся, судя по его словам, представление о нём как о человеке, который силён в письмах, но слаб при встрече с оппонентами лицом к лицу. Судя по упоминанию «мысленных крепостей» и превозношения, речь по-видимому идёт о неких спорах и диспутах, быть может, публичных, имевших место в Коринфской церкви. И о превозношении в таком контексте Павел говорил едва ли случайно: можно думать, что участники этих споров и диспутов уже достаточно давно и далеко вышли за те границы, внутри которых ещё можно было говорить о поиске истины и подлинной духовной жизни. Вероятно, в то время, когда апостол писал коринфским христианам своё послание, их споры и диспуты имели целью в первую очередь самоутверждение и отстаивание собственной правоты, шла ли речь об отдельных людях или о каких-то внутрицерковных группах.
Павел, несомненно, хотел прекратить эти бессмысленные и духовно вредные споры. Но речь, разумеется, не шла о том, чтобы прекратить их, используя власть или авторитет: такой власти у Павла не было, а авторитет его готовы были признать отнюдь не все. Он мог действовать лишь как христианин, Божьей силой и дыханием Царства, которым жил. Нередко именно Божья сила и дыхание Царства оказываются в спорах между христианами решающим аргументом.
Если бы все христиане жили полной жизнью того Царства, которое им открыто, дыхание Царства было бы для них единственным аргументом всегда и во всех случаях. Но поскольку полноценная христианская жизнь даже среди христиан встречается не так уж часто, нередко споры и диспуты между христианами разворачиваются по законам мира сего, и тут уже главной целью становится именно самоутверждение — если не своей личности, то своей школы, своих идей и взглядов, своей позиции.
Но если спорящие всё же не совсем закрыты к действию Божьего дыхания, то появление человека, живущего полноценной христианской жизнью, может изменить ситуацию, заставив их иначе посмотреть и на самих себя, и на свои споры. И тогда вполне может оказаться, что спорить не о чем потому, что спор шёл о вещах, не столь уж важных с точки зрения духовной жизни.
Главное — отказ от самоутверждения, являющегося пружиной многих споров и диспутов, в том числе и среди христиан. Зачастую бывает достаточно убрать эту пружину для того, чтобы споры утихли, а затрачиваемые на них силы и энергия оказались бы направлены на духовную жизнь как таковую, на осознание и выстраивание отношений с Богом и людьми. Вот такую перемену в их церковной жизни и хотел бы принести Павел коринфским христианам.
Говоря о своей силе, Павел характеризует её не как силу человеческую, а как силу Божью, которая дана ему на разрушение «мысленных крепостей» и для противостояния всему, что превозносится перед Богом...
Говоря о своей силе, Павел характеризует её не как силу человеческую, а как силу Божью, которая дана ему на разрушение «мысленных крепостей» и для противостояния всему, что превозносится перед Богом... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||