Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на20 Декабря 2025

 
На 2 Ин 1:6 

Казалось бы, нет ничего более противоположного, чем любовь и закон, любовь и сухие религиозные предписания. А Иоанн между тем проявлением любви считает именно исполнение заповедей! Как это может быть?

Ответом на вопрос может быть тот факт, что именно данные Богом заповеди, и прежде всего Декалог, составляют основу Торы. А Тора между тем не сводится к одному законодательству, во времена апостола и в Синагоге, и в Церкви были широко распространены представления о Торе как о внутреннем духовном стержне, на котором была основана вся жизнь человека, как жизнь духовная, так и жизнь вообще. Этот духовный стержень называли внутренней Торой, а сердцевиной его оказывались отношения любви, связывающие человека как с ближними, так и с Богом. Но вырастить в себе внутреннюю Тору без отношений с Богом и с ближними было невозможно, а отношения эти регулировались заповедями. Так исполнение заповедей становилось выражением и воплощением любви, в том числе и любви к ближнему.

Но в свете христианского откровения к этим традиционным представлениям добавлялись новые смысловые коннотации. И прежде всего, разумеется, речь идёт о той любви, о которой Сам Спаситель говорил, как о «новой заповеди». Ведь такая любовь становится уже не просто отношением, которым она была прежде (по крайней мере, именно так понимают любовь авторы большинства библейских книг: она для них, прежде всего, отношение к другому человеку, имеющее в виду, в первую очередь, благо этого другого), но и той духовной средой, без которого нет Царства. Любовь становится своего рода природой Царства, его духовной субстанцией, подобно тому, как природные стихии становятся естественной субстанцией непреображённого мира. А формой, придающей этой субстанции качество, становятся отношения любви, связывающие всех его обитателей как друг с другом, так и со Христом. В такой ситуации внутренняя Тора оказывается уже не просто духовным стержнем человека, но и его формой, определяющей его собственное духовное качество и качество его духовной жизни в Царстве.

Тогда и слова апостола приобретают новый смысл: в самом деле, для того, чтобы любовь стала средой жизни, вполне органичной для человека, внутренняя Тора, немыслимая без исполнения заповедей, должна стать для него единственной формой. Тут невольно вспоминаются слова Спасителя о том, что Он пришёл не разрушать Тору, а довести её до полноты. До полноты, пригодной для Царства.

Свернуть

Казалось бы, нет ничего более противоположного, чем любовь и закон, любовь и сухие религиозные предписания. А Иоанн между тем проявлением любви считает именно исполнение заповедей...

скрыть

Казалось бы, нет ничего более противоположного, чем любовь и закон, любовь и сухие религиозные предписания. А Иоанн между тем проявлением любви считает именно исполнение заповедей...  Читать далее

 

Мы очень любим Христа, и часто из-за этой любви нам становится очень жаль Его в Его страданиях, так хочется, чтобы каким-то чудом Он их избежал. В чем-то мы уподобляемся Петру, когда он говорил: «да не будет этого с Тобою» ( 16:22), только мы восклицаем: если бы можно было Тебе избежать такого страдания! И кажется нам в эти мгновения, что стоило остановить Иуду – ничего бы не было. Иуда становится объектом нашего невольного мстительного чувства.

Но мы должны не забывать главного. Страдание Христа было вольным. Во всей драме Иуда не играл никакой решающей роли, а был просто жертвой, жертвой своей слабости. Поэтому неверно видеть в нем воплощение мирового зла или что-то подобное. Если бы не Иуда все произошло по другому сценарию, но смысл Искупления, как величайшего события в истории человечества, от этого не поменялся бы.

Еще один вопрос, часто возникающий в связи с Иудой, относится к свободе его воли. Не был ли он простым орудием в руках провидения. Ведь Христос говорит о том, что он был «сыном погибели, да сбудется Писание» ( 17:12). Конечно, и это не так. Никогда человек не является простым орудием в руках Божьих, для Него слишком ценна каждая личность, которую Он создал «по образу Своему и по подобию». Некоторые экзегеты полагают, что, когда Христос обмакнул кусок и дал его Иуде, Он сделал это не для того, чтобы удивить учеников своим всезнанием, а чтобы дать Иуде шанс одуматься, ведь разговор шел тихо, как это станет видно, если мы как следует вчитаемся в текст ( 13:26).

Кроме того, Иуда мог подобно Петру раскаяться. Но раскаяться именно так, как Петр, сотворив достойный плод покаяния. Иуде же именно это не удается. И от этого его становится очень жалко. Жалость – вот то чувство, которое должно возникать у нас по отношению к этому человеку.

Свернуть

Мы очень любим Христа, и часто из-за этой любви нам становится очень жаль Его в Его страданиях, так хочется...

скрыть

Мы очень любим Христа, и часто из-за этой любви нам становится очень жаль Его в Его страданиях, так хочется...  Читать далее

 

«Не буду просить знамения». На что человеку знамения, когда любое, даже самое фантастическое и невероятное он способен объяснить так, чтобы Бог выпал из уравнения? И, с другой стороны, зачем нам зримое, когда гораздо важнее для каждого реальное ощущение работы Бога в собственной жизни?

Когда получаешь ответ на вопрос, когда видишь сделанным то, о чем просил, тогда знамения не нужны; доказательств мы требуем, когда не верим и не доверяем, когда нужна возможность сказать, что доказательства неубедительны. Когда же мы понимаем, что дела Бога — это реальные факты, то даже слово «знамение» исчезает из словаря. И Дева Мария у Ангела не просила доказательства того, что обещанное случится, Она просто просила объяснить, как будет происходить исполнение пророчества.

Свернуть

«Не буду просить знамения». На что человеку знамения, когда любое, даже самое фантастическое и невероятное он способен объяснить так, чтобы Бог выпал из уравнения?..

скрыть

«Не буду просить знамения». На что человеку знамения, когда любое, даже самое фантастическое и невероятное он способен объяснить так, чтобы Бог выпал из уравнения?..  Читать далее

 
На Ин 15:1-8 

Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть основу того, что, собственно, и называется христианством. Иисус говорит Своим ученикам: Я — лоза, а Мой Отец — виноградарь (ст. 1). Образ виноградника уже у древних пророков был символом мессианского Царства. А Иисус, называя Себя виноградной лозой, свидетельствует о Себе как о духовном стержне этого Царства. И речь идёт не о какой-то новой религии Царства, основанной Иисусом. Виноградная лоза — это не учение и не религия, а Сам Иисус. Именно Он принёс Царство в мир, и если оно может существовать, то лишь потому, что Он и впредь останется его центром и опорой. Иисус несёт в Себе полноту Божию, а значит, и полноту Царства, которая неотделима от Его Личности. Это, выражаясь философским языком, онтологическое единство, оно не может быть разрушено. А Отец — действительно виноградарь, ведь именно Его сила оживотворяет Царство и Его полноту являет миру Иисус ( 14:8-11).

Христианство же — жизнь в Царстве, жизнь, неотделимая от жизни Самого Иисуса, Который сравнивает Своих учеников с ветвями виноградной лозы (ст. 4–5). Это, собственно, и есть христианство в евангельском смысле слова: жизнь единой жизнью со Христом в Его Царстве. Как видно, о христианстве можно говорить лишь в том случае, когда жизнь последователей Христа так же неотделима от жизни Спасителя, как жизнь Самого Спасителя неотделима от жизни Отца. Единство Царства определяется не общностью учения, религии или морали, а общностью жизни.

А жизнь зависит от искренности и доверительности отношений между Иисусом и теми, кто ищет Царства, потому-то, как видно, и необходимо входящим то очищение словом, о котором упоминает Иисус, рассказывая ученикам о Царстве (ст. 3). Быть христианином и означает, собственно, жить жизнью Царства, а все остальные элементы христианской традиции нужны лишь для «очищения словом», они лишь средство, необходимое для того, чтобы слова Иисуса, сказанные Им однажды, звучали снова и снова, становясь ориентиром для новых поколений, ищущих Царства.

Никакого другого христианства и не может быть по определению: ведь Сам Иисус совершенно однозначно указывает на Себя как на единственную основу Царства, а значит, и Церкви. Любая альтернатива — это, говоря языком Спасителя, альтернатива «засохшей ветви», обречённой на гибель (ст. 4–6).

И неудивительно: ведь в непреображённом, лежащем во зле мире нет ничего, что могло бы дать жизнь человеку, ищущему Царства. Мир велик, но Источник жизни в нём лишь один. А принять его или отвергнуть — каждый решает сам.

Свернуть

Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть основу того, что, собственно, и называется христианством. Иисус говорит Своим

скрыть

Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть основу того, что, собственно, и называется христианством. Иисус говорит Своим  Читать далее

 

В Книге Чисел нередко упоминаются те же самые жертвоприношения, о которых идёт речь в Книге Левита. Так и в сегодняшнем отрывке: тут упоминается Песах, первый день месяца и шаббат. И в день шаббата, и в первый день месяца положено было совершать жертвоприношения, а в Песах их предполагалось два — в начале праздничной недели и в её конце.

Упоминание именно этих трёх праздников может на первый взгляд показаться странным. Песах — один из тех четырёх больших праздников года, рядом с которым по масштабам и по значимости стоят Шавуот, Суккот, Йом-кипур; шаббат — праздник еженедельный, предписанный Декалогом, это день покоя, день, проведённый с Богом, в Божьем присутствии. Что же до первого дня лунного месяца, то это был праздник несколько менее значимый по сравнению с перечисленными, но всё же достаточно важный: ведь он освящал наступающий месяц — так же, как Песах наступающий год, а шаббат — наступающую неделю.

Так логика упоминания именно этих трёх праздников становится понятной: речь идёт об освящении недели, лунного месяца и года в целом — тех отрезков времени, на которых был основан в древности еврейский календарь, как и календари всех соседних народов. Можно было бы сказать, что евреи переняли обычай освящения недели, месяца и года как раз у них, у своих соседей: ведь тот круг праздников и тот календарь, который находим мы в Пятикнижии, появился у евреев уже после завоевания Палестины и перехода к оседлости, когда они познакомились с культурой и образом жизни своих соседей.

В древности основные космические циклы и ритмы считались священными сами по себе, поклонение космосу с его ритмичностью и гармонией было одной из разновидностей язычества. Может показаться, что яхвизм просто перенимает у него эту традицию, освящая то, что было принято освящать именами языческих богов. На самом деле, однако, всё глубже, чем может показаться.

Космос ведь действительно сотворён Богом, и его гармония — лишь отражение Божьей мудрости. Бог не оставляет сотворённый Им мир, Он в нём присутствует, смена недель, месяцев и лет происходит с Его участием, а не сама по себе, в автоматическом режиме, как может показаться на первый взгляд. Вот это осознанное приглашение Бога в космос, призыв к Нему войти в космический круговорот, сделав его местом Своего присутствия, и отражает практика освящения года, месяца, недели.

Свернуть

В Книге Чисел нередко упоминаются те же самые жертвоприношения, о которых идёт речь в Книге Левита. Так и в сегодняшнем отрывке: тут упоминается Песах, первый день месяца и шаббат. И в день шаббата, и в первый день месяца положено было совершать...

скрыть

В Книге Чисел нередко упоминаются те же самые жертвоприношения, о которых идёт речь в Книге Левита. Так и в сегодняшнем отрывке: тут упоминается Песах, первый день месяца и шаббат. И в день шаббата, и в первый день месяца положено было совершать...  Читать далее

 

Как видно, свидетельство о Царстве может обернуться для мира не только словом Божьей любви, но и излиянием Божьего гнева. На первый взгляд, такой поворот событий для Бога любви кажется странным. Но дело, по-видимому, объясняется тем, что речь идёт о конце истории, о ситуации, когда каждый уже сделал свой окончательный выбор, пожиная теперь его плоды. Тот, кто принимает Бога и посланного Им Мессию, входит в Царство, и дыхание Бога, это Царство пронизывающее, открывается ему, как дыхание любви. Отвергающий же Бога ощущает Его дыхание как огненную, очищающую силу, которая ему кажется безжалостной потому, что в обновляющемся мире ему нет места, от которого он сам прежде отказался.

Прежде, при взгляде с земли, провозвестие наступающего дня Суда и торжества Царства открывалось Иоанну, как звук ангельских труб; теперь, при взгляде с неба, от Престола, оно открывается ему, как изливающиеся на землю чаши Божия гнева. Их семь, так же, как и семь ангельских труб. Первые четыре чаши, так же, как и первые четыре трубы, затрагивают природу и человека (ст. 2–9; ср.  8:7-13). «Огненный град», вызывающий у тех, на кого он попадает, некие «язвы», «огненная гора», обрушивающаяся в море и губящая в нём всё живое, «звезда с неба», из-за которой вода в реках становится «кровавой», непригодной для питья, обжигающие людей солнечные лучи — всё это, конечно, можно объяснить естественными причинами, но тогда приходится признать, что природные катаклизмы в конце истории становятся нормой. Как видно, Богу незачем больше удерживать мир от хаоса, соблюдая завет-союз, заключённый некогда с Ноем: ведь праведников в мире больше не осталось.

Остальные же три чаши затрагивают уже непосредственно «престол зверя», вызывая сопротивление тёмных сил, приводящее в конце концов к решительному противостоянию, к той последней битве сил света с силами тьмы, которая предшествует окончательному торжеству Царства (ст. 10–21; ср.  9). Наступление его Иоанн описывает, прибегая к языку и стилю поздних пророков (ст. 18–21; ср.  2:19-21). Впрочем, для тех, кто отказывается воспринимать реальность Царства, происходящее видится не как обновление и преображение мира, а как катастрофа, разрушающая весь привычный им порядок вещей. Но даже тогда они вспоминают о Боге лишь затем, чтобы обвинить Его во всех своих несчастьях и страданиях (ст. 21).

Свернуть

Как видно, свидетельство о Царстве может обернуться для мира не только словом Божьей любви, но и излиянием Божьего...

скрыть

Как видно, свидетельство о Царстве может обернуться для мира не только словом Божьей любви, но и излиянием Божьего...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).