Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Отец
Причина и происхождение всякого отцовства - в Боге (Matthaeum 23:9; Ephesios 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Romanos 4:17). Бог - Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ioannem 1:14.18; Ephesios 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2 Samuelis 7:14; Lucam 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Matthaeum 6:8) и проявляется в Его любви (Ioannem 16:27).

I: 1) О. - это тот, кто порождает -> детей (Psalmorum 2:7) и воспитывает их. Отцовство - это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Psalmorum 126:3), к-рый получает не каждый (Lucam 20:28-31). Понятие "дед" чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Matthaeum 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы "прилепиться к жене" и самому стать О. (Genesis 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Lucam 15:24); в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Matthaeum 4:22; Lucam 14:26);
2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Deuteronomii 21:18-21; Proverbiorum 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Lucam 11:11), руководить ими и воспитывать их (Proverbiorum 13:24; Hebraeos 12:8), но прежде всего - в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Deuteronomii 6:7; Ephesios 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Exodus 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Deuteronomii 24:16; Ezechielis 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Ephesios 6:4), доводить их до уныния (Colossenses 3:21). Дети обязаны чтить О. (Exodus 20:12; Proverbiorum 30:17) и быть послушными ему (Proverbiorum 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Genesis 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Proverbiorum 19:26; Matthaeum 15:5). То обстоят-во, что отношения между О. и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Genesis 22:2; Genesis 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидет-вует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Proverbiorum 23:26; 1 Ioannis 4:10.19);
3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Iob 29:16; Iob 31:18), доброго господина (2 Regum 5:13) или правителя (Genesis 41:43; 1 Samuelis 24:12; Isaiae 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Iudicum 17:10; 2 Regum 2:12; 2 Regum 13:14);
4) в НЗ понятие "О." переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1 Corinthios 4:15; Philippenses 2:22; Philemonem 1:10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1 Timotheum 1:2; 2 Timotheum 1:2), а Петр - к Марку (1 Petri 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (1 Thessalonicenses 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1 Ioannis 2:13.14).

II: 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он - патриарх, праотец (Hebraeos 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Iosue 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Genesis 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Genesis 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Genesis 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом - Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Exodus 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Exodus 6:3; Numeri 11:12; Deuteronomii 4:31; Deuteronomii 5:3);
2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (-> Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Ieremiae 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Matthaeum 5:12; Matthaeum 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Malachiae 4:6; Lucam 1:16.17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ioannem 8:33.37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Galatas 3:6,29) и является полноправным членом народа Божьего (Ephesios 2:19). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Actus 24:14).

III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он - Отец для Своего народа, Израиля (Isaiae 63:16; Ieremiae 3:4; Ieremiae 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Psalmorum 67:6). В результате подвига Его единородного Сына -> Иисуса Христа (-> Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Iacobi 1:18; 1 Ioannis 2:29; 1 Ioannis 3:9; 1 Ioannis 4:7) становятся "детьми Божиими" (1 Ioannis 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1 Petri 5:7). Он воспитывает их (Hebraeos 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Romanos 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1 Ioannis 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Romanos 16:19; Hebraeos 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ioannem 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Colossenses 2:7; 1 Thessalonicenses 5:18) и доверит. обращались к Нему - "Авва" (Romanos 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. "папа").

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).