Библия-Центр
РУ

Образ Соломона как «человека мирного» (1 Пар 22:9) в контексте библейских представлений о миротворчестве

Алексей Сомов
Поделиться

Проблемы поиска мира и примирения были и остаются насущными проблемами человеческого общества. Обретение мира невозможно само по себе, оно достигается путем усилий, путем миротворчества. Однако, основания для миротворчества люди искали по-разному и в разных сферах. В библейской науке исследование этой проблемы часто было сопряжено со спорами среди исследователей относительно предполагаемых религиозных, политических и социальных подтекстов образа миротворца. Конечно, первое, что приходит на ум, при упоминании слова «миротворец», это соответствующее блаженство из Евангелия от Матфея. Исследователи предполагают, что на образ миротворца Мф 5:9 повлияли как иудейские, так и греко-римские представления и его необходимо рассматривать, учитывая, по возможности, оба контекста. Однако, искать духовные основы миротворчества в его библейском понимании, мы должны в первую очередь именно в Ветхом Завете и послебиблейской литературе.

Наиболее полно можно дать характеристику ветхозаветного миротворца на основе исследования нескольких библейских персонажей:

В рамках этого доклада я хотел бы уделить внимание именно образу Соломона, как «мужа мирного».

Анализируя образ Соломона, который мы видим в книгах Паралипоменон и сопоставляя его с тем, что мы видим в 3 книге Царств, бросается в глаза тот факт, что в Паралипоменон пропущены некоторые негативные эпизоды из жизни этого царя, например, уничтожение противников в начале правления (3 Цар 2), укрепление власти вполне земными средствами (3 Цар 2:46), в том числе и хорошо продуманной дипломатией (3 Цар 3:1), непомерная роскошь (3 Цар 10:23) и склонность к чужим богам в старости, за что потомки Соломона были лишены царства (3 Цар 11:1-14). Подобным образом, в Паралипоменон опущены и негативные эпизоды из жизни царя Давида: отсутствуют рассказы о грехе Давида с Вирсавией, убийство Урии и восстание Аввесалома. Конечно, можно предположить, что автор рассчитывал на знакомство читателя с этими историями, однако, наиболее вероятно, что он ставил перед собой задачу отразить именно положительные эпизоды жизни этих царей. Оба они прославляются, в центре внимания оказывается именно их общественная, но не личная жизнь.

Все эти особенности становятся вполне объяснимы, если мы постараемся понять цели и задачи автора.

Что же представляют собой книги Паралипоменон? Созданные, скорее всего, в IV-м в. до н.э. неким иерусалимским священником (Хронистом), они, по–существу, являлись попыткой создания новой историографической модели, отличной от модели Девторономической истории, хотя точкой ее отсчета является именно продолжение последней. И та и другая модели имели дело с рядом трагических ситуаций в истории Израиля и стремились найти им оправдание и объяснение. Так, для Девторономиста это были разрушение Храма и Плен. Хронист, продолжая раннюю традицию библейской историографии, пытается найти основные принципы, определяющие историю Израиля, которая предстает как целая цепь конкретных выражений Божьего руководства миром, как история действий Божиих, конкретное выражение взаимоотношений Бога и Израиля, как избранного народа от создания мира. Для Хрониста водительство Израиля Господом явно, и это дает ему надежду на будущее. Со стороны человека правильные взаимоотношения с Богом выражаются в богослужении, поэтому Паралипоменон много внимания уделяют систематической истории Израильского богослужения и описанию культовых институтов.

В целом, можно сказать, что Хронист описывал историю общины Израиля как идеальную историю храмовой общины, центральным событием жизни которой явилось сооружение Иерусалимского Храма. События представлены не как случайный набор эпизодов, но как отобранное и структурированное собрание, обусловленное целями и задачами автора. Все эпизоды логически последовательны, объединены принципами причинно-следственной связи.

Эти цели и задачи автора обусловили и особенности описаний образов Давида и Соломона. Оба царя показаны несколько идеализированными, как избранные Богом цари Израиля, сыгравшие особую роль в истории общины, а их царство отражает самый славный период ее истории. Деятельность Давида, а затем и Соломона во многом связана именно с постройкой Храма и устроением богослужений.

В образе Соломона большую роль могли сыграть и факты его жизни, известные Хронисту из 3-й книги Царств: Соломон не только непосредственно общался с Господом (3 Цар 3:5–14; 6:11–13; 9:1–9; 11:9–13) и получил от Него мудрость (3 Цар 3:9-12), но также совершал жертвоприношения­­ в святилище в Гаваоне (3 Цар 3:4,15), а затем в Иерусалимском Храме (3 Цар 8:14-66). Молитва Соломона при освящении Храма говорит и о его заступнической функции за народ пред Господом (2 Пар 6:4-42).

Теперь я предложу вашему вниманию один отрывок из 1 книги Паралипоменон, позволяющий лучше увидеть основные черты образа Соломона. Это отрывок 1 Пар 22:7-10, являющийся частью речи Давида к своему сыну Соломону (1 Пар 22:6-16).

22:7 Сказал Давид Соломону, сыну своему: было у меня на сердце построить дом Имени Господа Бога моего

22:8 и было ко мне слово Господне: ты пролил много крови и много войн вел ты. Ты не построишь дом имени Моему, потому что много крови ты пролил на землю предо Мной.

22:9 Вот, сын родится у тебя. Он будет человеком спокойным (мирным) и Я дам ему покой от всех его врагов вокруг, потому Соломон будет имя его и мир и спокойствие Я дам Израилю во дни жизни его.

22:10 Он построит дом Имени Моему и будет он Мне сыном, а Я буду ему отцом. Я утвержу трон царства его над Израилем навеки.

Суть всей этой речи Давида сводится к тому, что он не может построить Храм и Бог определил эту честь Соломону. Однако, причины его недостоинства несколько отличны от тех, что мы видим в других текстах, связанных с этим сюжетом.

Нам необходимо сделать несколько замечаний:

Обвинение в пролитие крови на войне достаточно уникально для Ветхого Завета и предъявляется только Давиду, становясь причиной его отвержения. «Пролитие крови» можно считать неким промежуточным звеном, связывающим три отрывка из книги Чисел: убийство человека на войне удаляет сделавшего это из стана на семь дней для очищения (Числ 31:19), пролитие крови оскверняет землю, на которой Господь обитает вместе с народом Израиля (Числ 35:33-34), убийство человека наказывается смертью убийцы (Числ 35:30). Таким образом, участие Давида в великих воинах (и соответственно, убийство) делает его ритуально нечистым, а пролитие крови оскверняет землю, на которой Господь обитает вместе с народом Израиля. Согласно Числ 35:33, эта земля очищается только пролитием крови пролившего кровь. Выкуп за убийцу невозможен (Числ 35:31)1 Murray D.F. Under Yhwh' Veto: David as Shedder of Blood in Chromicles // Biblica, 82 (2001), p. 473

.

Снова обратившись к 2 Цар можно сказать, что Давид, возможно, сам видел себя виновным в пролитии крови, хотя там это связывается не столько с убийством на войне, сколько с убийством, допустимым во время военных действий, но невозможным во время мира: Авенир был убит сразу после примирения с Давидом2 В тексте сказано, что Авенир «ушел в мире» ( ) (2 Цар 3:21).

(2 Цар 3:21), а Амессай, когда он здоровался с Иоавом3 Дословно, Иоав говорил ему: «мирен ли ты, брат мой?» () (2 Цар 20:9).

(2 Цар 20:9-10). Возможно, для Хрониста такое понимание нечистоты Давида оказалось несовместимым с требованием чистоты того, кто должен строить Храм на месте, которое Господь должен избрать и освятить (2 Пар 7:16).

Автору было важно показать контраст образов царей: Давида как и Соломона как . Давид умирает, давая наставление расправиться со своими противниками. Соломон, в рассказе 3 Цар расправляется с врагами Давида, однако, делает это не по своей воле, а по наставлению отца и в рамках Закона (3 Цар 2:29 ср. Исх 21:14). Книги Паралипоменон, по известным причинам, вообще этой темы не касаются. В любом случае, видно, что сама направленность сердца Соломона устремлена к миру, пролития крови он не желает.

Теперь посмотрим, что означает  — «покой» Соломона. В соответствие с 3 Цар 5:3-4, Храм должен быть построен во время мира, так как Имя Господне должно пребывать там вовеки (3 Цар 9:3; 2 Пар 7:16). Более того, Давид называет его «домом покоя () для ковчега Господня» (1 Пар 28:2).

Слово  — «спокойствие, тишина, отдых» , в ряде ветхозаветных контекстов связано с землей Ханаана, ставшей землей, обещанной Господом Израилю, т.е. «пристанищем» (Втор 12:9 ср. Пс 94:11; Мих 2:10; Ис 66:1). С другой стороны, это слово часто означает место пребывания Господа (Пс 131:8 ср. Пс 131:14; 1 Пар 28:2). Исайя же связывает и (Ис 32:18).

Итак, Господь дарует покой от врагов () (3 Цар 5:4) и от войн, и этот дар делает возможным пребывание Божие в Храме. «Покой» () земли, на которой Бог обитает вместе с Израилем, становится условием пребывания на ней мира Божьего. «Покой» земли обеспечивается ее чистотой, как возможностью пребывания Бога со Своим народом (Числ 35:34). Мир дается Израилю только через «покой» человека, неосквернившего землю пролитием крови, т.е. через .

О том, что во время правления Соломона в Израиле действительно был мир, видно из 3 Цар 4:24: «ибо он владычествовал над всей землей по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир () со всеми окрестными странами» .

Таким образом, мы видим, что в книге Паралепоменон спокойствие Соломона () противопоставляется воинственности () Давида. Поэтому Соломон и оказывается тем, кто достоин начать постройку.

Исследуя образ Соломона нельзя не сказать о толковании его имени. Среди различных объяснений слова можно выделить два основных:

  1. Это имя просто является эквивалентом слова  — «мир его» .
  2. несет значение неповрежденности, непорочности и отражает идею замещения, компенсации, имея отношение к  — возмещать убытки, компенсировать. В таком случае может быть связано и с умершим первым ребенком Давида и Вирсавии. Несмотря на скорбь, Давид помнил обетование от Господа о потомке, который должен построить Храм, чье царство будет утверждено навеки и кого Бог будет называть сыном (2 Цар 7:12-16). Возможно, с этим связано и утешение Вирсавии: «И утешил () Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его» () (2 Цар 12:24).

Как видно, согласно 2 Цар, имя «Соломон» дано Вирсавией, пророк же Нафан дает ребенку имя . Одно из возможных значений этого слова — «возлюбленный Господом» . Следовало бы указать здесь и на то, что это имя, в свою очередь, может быть связано и с именем , которое могло ассоциироваться с  — «возлюбленный» (ср. в Песн 1:13). В Паралипоменон Бог Сам дает царю имя , как бы избирая нового возлюбленного вместо Давида.

На первый взгляд, в тексте 1 Пар прослеживается связь именно с . Трижды повторяемая вина Давида — «пролил много крови» , «вел большие войны» , «пролил много крови на землю пред лицем Моим» , уравновешивается тройным описанием свойств Соломона — «он будет человек мирный» , «Я дам ему покой» , «мир и покой дам Израилю во дни его» .

Однако рассмотренный текст поддерживает оба толкования имени Соломона. Оно, с одной стороны, действительно, связано с миром () и покоем, а с другой, может указывать на замещение Давида, недостойного построить Храм, непорочным Соломоном. Нельзя исключать, что Хронист мог использовать и ту и другую игру слов одновременно.

Обещание сыновства в рассматриваемом тексте (1 Пар 22:10) стоит после слов о постройке Храма, что может указывать на внутреннюю связь, которую Хронист видит в этих пророчествах: постройка и забота о Храме обеспечивает непоколебимость царства Давида.

В связи с этой постройкой можно увидеть еще несколько интересных параллелей: Согласно книге Исход, достойным строить святилище был избран Веселеил из колена Иуды, которого Господь «исполнил Духом Божиим, мудростью и разумением (), ведением и всяким искусством» (Исх 31:2-3). Соломону Бог также дарует «мудрость великую и разумение» — (3 Цар 4:29), как то, что нужно для того, чтобы судить народ Израиля (3 Цар 3:9,28), но, возможно, и как то, что необходимо для строителя Храма. В дальнейшем, в Библии эта тема поддерживается: « Мудростью () устрояется дом и разумом () утверждается» (Притч 24:3). Интересны здесь также и мессианские параллели: Отрасль корня Иесея из 11гл книги Исайи исполнится «духом мудрости и разума» — (Ис 11:1-2). В более поздней по времени книге Премудрости Соломона, «покой» Соломона связывается именно с приобретением им Премудрости: « входя в дом мой, я успокоюсь ею ( prosanapau,somai auvth/| ), ибо не имеет раздражения общение ее и страдания сожительство с ней, но веселье и радость» (Прем 8:16).

Подведем итог. Царь Соломон книг Паралипоменон предстает перед нами как образ праведника, хранящего мир, непорочного, чистого, обеспечивающего мир Божий для Израиля. С другой стороны он являет собой образ царя, мудреца, заступника за Израиль пред Господом, а также того, кто приносит жертву и освящает Храм.

Главными условиями постройки Храма становятся мир (покой) земли, на которой Бог обитает вместе с Израилем и «мирность» его строителя, через которого мир Божий сходит на Израиль. , которой обладает Соломон, становится условием схождения Мира Божия. Это качество царя является, по-существу, одним из качеств библейского миротворца, заботящегося о мире Божием для Израиля.

Можно попробовать провести здесь параллели с одним из мессианских образов книги Исайи — «Князя мира» () умножающего владычество и мир, а также наследника трона Давида (Ис 9:6-7). Можно также сказать, что через примиренность с Богом библейского миротворца мир Божий умножается для народа, примиряя и его с Богом. Другими словами, миротворец, это не просто тот, кто примирен с Богом, но тот, кто может дать этот мир другим.

Можно также предположить, что именно тот образ Соломона, который дан в книге Паралипоменон, повлиял на традицию, приписывающую ему ряда книг литературы Премудрости. Сложно сказать, когда этот образ начинает складываться в библейской традиции, но его можно увидеть также и в псалмам 71 и 126, которые часто относят к послепленному времени. Пс 71 отражает надежды Израиля на восстановление династии Давида и исполнения обетований, связанных с его родом, рисует образ царя, праведно судящего (Пс 71:2-5), милосердного к бедным и нищим (Пс 71:12-13), во дни которого мир будет изобиловать () (Пс 71:7), а на земле настанет благоденствие (Пс 71:16). В Пс 127 можно увидеть указание на мудрость Соломона и упоминание его второго имени — (Пс 126:2). Упоминание же о строительстве дома — (Пс 126:1) можно соотнести со строительством Храма. Ссылки на Соломона в этих псалмах указывают на традицию, связанную с ним4 Allen L.C. Psalms 101-150 // Word Biblical Commentary. Dallas (Texas), 1998, V. 21. . Если мы будем предполагать, что псалмы написаны ранее книг Паралипоменон, то можно говорить о том, что в последних мы видим осмысление черт Соломона, выделенных в этих псалмах. Дальнейшее осмысление этого образа можно увидеть и в традиционно приписывавшейся Соломону книге Премудрости.

Итак, если можно говорить о формировании в послепленный период представлений о некоем идеальном и сложном, то есть собираемом на основе разных текстов и традиций, образе праведника, то его синтез несомненно осуществляется и через образ «нового» Соломона, описываемого через черты этого библейского царя. Его и ожидает автор Пс 71: царя, чье «имя будет пребывать вовек» и того, кого «ублажат все народы» (). Согласно книгам Паралипоменон, Соломон воцаряется не просто на троне Израиля, но «на престоле царства Господня над Израилем» (1 Пар 28:5), «престоле Господнем, как царь, вместо Давида» (1 Пар 29:23, ср. 2 Пар 9:8). Так осмысляется пророчество Нафана Давиду о том, что его царство будет непоколебимо вовеки (2 Цар 10:16) а, возможно, и ожидается исполнение этого завета вечного () (2 Цар 23:5) в будущем. Миротворчество Соломона также становится одной из характеристик этого образа идеального праведника.

Это небольшое исследование, безусловно, требует дальнейшего развития, прежде всего в контексте проблематики дуализма представлений о Мессии в различных иудейских кругах конца периода Второго Храма, а также в контексте взаимоотношений царя и священника в самих книгах Паралипоменон.

Кроме этого, особого исследования, на наш взгляд, заслуживает тема соотношения образов Давида как  — “мужа браней” (1 Пар 28:3) и Соломона, как  — “мужа мирного” (1 Пар 22:9) с мессианскими образами у Исайи. Пророк в одной строчке удивительным образом связывает известное и до него представление о Боге, как силе —  — “Бог крепкий” с загадочным образом  — “Князь мира” (Ис 9:6). Учитывая то, что образы обоих царей в той или иной степени включались в контекст мессианских представлений, можно предположить, что они могли служить указанием на действия Мессии в мире: он воин, но его оружие — жезл уст его и дух уст его, а царство, которое он установит — царство мира (Ис 11:4-9).

Условные обозначения послебиблейских источников

3 Енох — 3 (Еврейский) апокалипсис Еноха
Ab. — Пирке Авот (Высказывания отцов)
B.Ber — Берахот
ARN — Трактат Авот де рабби Наттан

Библиография

Japhet S. Biblical Historiography in the Persian Period // World History of the Jewish People. Jerusalem, 1983, Vol. VI;

Japhet S. I&II Chronicles. A Commentary. Louisville (Kentucky), 1993;

Allen L.C. Psalms 101-150 // Word Biblical Commentary. Dallas (Texas), 1998, V. 21;

Braun R. 1 Chronicles // Word Biblical Commentary. Dallas (Texas), 1998, V. 14;

Tate M. E. Psalms 51-100 // Word Biblical Commentary. Dallas (Texas), 1998, V.20,

Murray D.F. Under Yhwh' Veto: David as Shedder of Blood in Chromicles // Biblica, 82 (2001), p. 457-476.


Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).