Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Рассуждая о клятвах, приносимых людьми, автор послания говорит: если человек и может чем-то поклясться, то, во всяком случае, чем-то высшим, чем-то таким, что представляет для него абсолютную важность и ценность...
Рассуждая о клятвах, приносимых людьми, автор послания говорит: если человек и может чем-то поклясться, то, во всяком случае, чем-то высшим, чем-то таким, что представляет для него абсолютную важность и ценность. Не случайно высшей формой клятвы в Израиле считалась клятва именем Божьим.
Между тем, Спаситель призывает Своих учеников и последователей не клясться вообще: ведь то, что для человека абсолютно важно и ценно, ему не принадлежит, он не может этим распоряжаться, так же как не может он распоряжаться и самим собой — всякий человек во власти Бога, и потому он не может дать никому никаких гарантий собственного будущего. На таком фоне утверждение автора послания, что Бог клянётся Самим Собой потому, что Он не может поклясться ничем и никем высшим, звучит парадоксально. Но если вдуматься, станет понятно, что тут речь идёт об одном из важнейших принципов духовной жизни вообще и христианской жизни в частности. В самом деле: что такое клятва? Клянясь кем-то или чем-то, человек как бы ищет гаранта, который сможет обеспечить выполнение данного им обещания.
Тот или то, кого или что призывают в свидетели (а клятва обычно предполагает такой призыв), как предполагается, станет гарантом исполнения обещанного. Вполне понятно, что если обещание даёт Бог, никто и ничто не может гарантировать исполнения, кроме Самого же Бога. Это кажется вполне очевидным, и не очень понятно, почему вдруг автор послания решил затронуть тему клятвы. Между тем, многие проблемы христиан того времени были связаны как раз с забвением упомянутого важнейшего принципа духовной жизни.
Многие из них, вероятно, склонны были видеть в происходивших тогда событиях некую гарантию скорого возвращения Мессии. Он ведь обещал, что после разгрома Иерусалима и Храма Он вернётся — значит, должен вернуться, ведь в 70 г. как раз и произошло то, о чём Он говорил. На самом же деле Его возвращение не обусловлено никакими историческими событиями — наоборот, оно само их определяет и в известной степени обусловливает, как точка завершения исторического процесса. И никакие события вообще нельзя было рассматривать как «вынуждающие» возвращение Мессии. Вот об этом очевидном факте и напоминает автор послания своим читателям.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
Пример Авраама показывает, что непоколебимая вера низводит на человека благословение Божие. Данное Богом Аврааму и подтвержденное Его клятвой, оно распространяется и на христиан, потомков Авраама по духу; на нем основывается и наша надежда. Она - "наш якорь, безопасный и крепкий, брошенный в глубины Божии" (ср 1 Кор 2:10) - "во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека". Надежда на верность Слова Божия ведет к высшему единению с Богом, в духовное Святое Святых. Изображение якоря, обозначающего устойчивость, часто встречается на древних памятниках христианского искусства, символизируя надежду. "В двух непреложных вещах" - обетовании Божием и Его клятве (ср Быт 12:1; Рим 4:11), ибо слово Божие непреложно (Тит 1:2; 2 Тим 2:13; Евр 10:23; Евр 11:11).