Ангел
I. Евр слово малах и греч. ангелос означают: "посланник", "вестник". Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Gn 32:3; Jc 2:25 - в Синод. пер. - "соглядатаи"), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Ag 1:13; Ml 2:7; Mt 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А., так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Jb 1:6; Jb 38:7). Относит. Gn 6:1-4 -> Исполины.
II. Реальность существования А. подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Gn 16:7; Gn 19:1.15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. -> херувимов и -> серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Gn 18:1-15 и Gn 19:1; Jg 13). Летящий А. упоминается только в Ap 14:6 (в Ap 8:13 в греч. тексте - орёл, к-рый, вероятно, символизирует А.).
III. А. часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2 Цар 24:16 и след.; 1Ch 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:
1) в ВЗ А. изображаются "крепкими силою" (Ps 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 2R 19:35; Пс 34:5 и след.), "воспрепятствовать" проклятию (Nb 22:22), предостерегать от суда (Gn 19:1.15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Gn 28:12; Быт 31:11 и след.; 32:2 и след.). А., приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Gn 16:7; Ex 14:19; Nb 22:22; Суд 6:11 и след.; 4 Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его А.: когда о Яхве говорится безотносит. к человеку, Бог именуется как "Яхве", если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется "Ангел Яхве". Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Gn 16:7-11.13; Gn 18:1; Исх 3:2 и след.; Исх 23:20 и след.). В Ml 3:1 дается обетование об А. завета. Кр. того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, к-рый, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Dn 10:5.14; Za 1:9; Za 2:2; Зах 4:1 и след.). Об участии А. в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Ac 7:53; Ga 3:19 и He 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;
2) в НЗ А. появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Lc 1:1; Lc 2:1), служат Господу после Его победы над искусителем (Mt 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Lc 22:43), возвещают о Его воскресении (Lc 24:4-6), а после Его вознесения - о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). Кр. того, А. радуются спасению людей (Lc 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Mt 18:10; He 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, А. относят его в место радости (Lc 16:22) и несут вахту у его гроба (Jn 20:12; Jude 1:9). А. освободил Петра и апостолов из заключения (Ac 5:19; Деян 12:7 и след.); А. направляли апостолов в их путешествиях (Ac 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Ac 10:3.7.22). В книге Откровение А. особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Mt 13:39.49; Mt 24:31) и для прославления Бога. Хотя А. и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Mt 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Ap 19:10; От 22:8 и след.). Павел предостерегает верующих от показного "самовольного смиренномудрия", почитающего А. как неких посредников (Col 2:18). В He 1:1 - He 2:1 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и А.; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить А. (1Co 6:3). Слова "ангелы церквей" (Ap 1:20; Ap 2:1.8.12.18 и др.), вероятно, подразумевают не А. в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.
IV. Внутри мира А. существует своя иерархия, к-рая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях -> Михаиле (Dn 10:13.21; Dn 12:1; Jude 1:9; Ap 12:7) и -> Гаврииле (Dn 8:16; Dn 9:21; Lc 1:19.26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Col 1:16 и 1Co 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.
V. Поскольку А., руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите -> сатаны (Jn 8:44; 2P 2:4; Jude 1:6). Но они уйдут "в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Mt 25:41; ср. Ap 20:10.15).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||