Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Эдомитяне, идумеи,
потомки Исава (Быт 36:1-19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт 32:3; Быт 36:6-8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт 14:6; Быт 36:20-30; Втор 2:12.22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт 36:31-39). Последний из царей Эдома, год смерти к-рого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее (3 Цар 11:14) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Числ 20:14-21; Втор 2:4-8; Суд 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор 23:8-9), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1 Цар 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Числ 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2 Цар 8:13-18; 1 Пар 18:12-17). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3 Цар 11:15-22), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (3 Цар 11:14-22.25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3 Цар 9:26-28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строит-во кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3 Цар 22:47-50), к-рый в 4 Цар 3:9 назван "царем". При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4 Цар 3:4-27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., к-рые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2 Пар 20:1.10.23). Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4 Цар 8:20-22; 2 Пар 21:8-10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, к-рую он переименовал в Иокфеил ("Оплот Бога"). Но то обстоят-во, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4 Цар 14:7; 2 Пар 25:11-14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4 Цар 14:22; 2 Пар 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2 Пар 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4 Цар 16:6). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), к-рое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь (Иер 27:3), к-рый, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс 136:7; Ис 63:1-4; Иер 49:7-22; Плач 4:21-22; Иез 35:5.15; Иез 36:5; Авд 1:10-14). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как -> Идумея, а сами Э. - идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем к-рой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены. Данные об идолопоклонстве эдомитян (2 Пар 25:14-16.20), участие в к-ром привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в -> Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер 49:7 и в Авд 1:18. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман - эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).