Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

День очищения
[евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур - буквально: "день покрытия (грехов)].
I. Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (-> Покаяние) и отдыха от работы (Лев 16:29.31; Лев 23:27-32; Числ 29:7), в к-рый -> первосвященник совершал перед Господом полное очищение (-> Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Лев 16:17.30.33.34; Лев 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Лев 16:2 и след.; Евр 9:7). (О "жертве за грех, приносимой в день очищения", Числ 29:11; ср. Лев 16:1 -> Жертва, III и -> Азазель; кр. того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Числ 29:7-11). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (-> Субботний год) он открывал собой -> юбилейный год.
II: 1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Лев 16:1 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, к-рую Бог не велел им приносить (Лев 10:1 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деян 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;
2) нек-рые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (-> Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с -> ковчегом завета, к-рого после плена уже не было.
III. Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося "однажды в год" (Евр 9:7.25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, к-рый сам нуждался в очищении (Евр 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (Евр 9:12.26.28; Евр 10:12.14.18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (Евр 7:26.28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (Евр 9:24; ср. Евр 7:25).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).