Ковчег завета
I. НАЗВАНИЕ
1) евр. слово арон обозначает "ящик" или "ларец". Это же слово в Gen 50:26 употребляется в значении "саркофаг";
2) "Ковчег завета" Господня [евр. арон берит яхве; Nombr 10:33; Deut 31:26; ср. Hébr 9:4 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидет-вом Божьего завета с народом Израиля;
3) название "ковчег откровения" (Ex 25:16.22) также указывает на Божий Закон как на свидет-во Божьей воли;
4) выражения "ковчег Божий" (1 Sam 3:3; 1 Sam 4:11) и "ковчег могущества Твоего" (2Chron 6:41; Ps 131:8) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия.
Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых скинии, имел длину 2,5 локтя, ширину - 1,5 локтя и высоту - 1,5 локтя. Один локоть "по прежней мере" (2Chron 3:3) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева "ситтим" (акация), был "обложен" снаружи и изнутри "чистым золотом" и вверху украшен золотым венцом (Ex 25:10-16). К.З. стоял на четырех "нижних углах". Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в к-рые продевались шесты, также сделанные из дерева "ситтим" и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Hébr 9:4, наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона (Исх 16:33 и след.; Nombr 17:10; но ср. 1Rois 8:9). К.З. был накрыт -> крышкой.
III. ИСТОРИЯЗначение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Nombr 10:33). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возм., эти молитв. обращения стали начальными строчками нек-рых псалмов (ср. Nombr 10:35 и Ps 67:2). Перед К.З. остановились воды Иордана (Jos 3:11-17; Jos 4:7.11.18); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Jos 6:4-12). Поэтому вполне естественно, что народы, к-рым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля (1 Цар 4:6 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Ис Нав 5:9 и след.; Jos 9:6 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии (1 Sam 4:4), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20:27 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле. Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидет-ва завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на нек-рое время попал в руки филистимлян (1 Sam 4:11), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности (1 Sam 5:1 - 1 Sam 6:14). После того как К.З. на короткое время был установлен на большом камне в Вефсамисе, он 20 лет стоял на холме в Кириаф-Иариме - в доме Аминадава (1 Цар 7:1 и след.), так что находившаяся в Силоме, а затем в Гаваоне (2Chron 1:3) скиния собрания долгое время была лишена своей главной святыни. Давид распорядился перенести К.З. в Иерусалим, чтобы превратить этот город, завоеванный им и ставший его полит. столицей ("город Давида"), также и в религ. центр. Перенесение К.З. в Иерусалим было прервано смертью Озы, прикоснувшегося к святыне. После этого К.З. три месяца находился в доме Аведдара (2 Цар 6:10 и след.). Когда Давиду сообщили, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божьего (2 Цар 6:11 и след.), он торжественно перенес ковчег в Иерусалим и поставил его посреди скинии (2Sam 6:12-19). По-видимому, К.З. и отсюда несколько раз брали на войну (2Sam 15:252 Цар 15;25). (См. также парал. повествование в 1Chron 13-16.) Соломон приказал перенести К.З. из скинии в построенный им храм (1Rois 8). Там К.З. был установлен в центре Святого Святых "под крыльями херувимов". Вероятно, отсюда ковчег уже не брали в воен. походы. В 2Chron 35:3 левитам дается указание вновь перенести К.З. в храм. Это объясняется либо тем, что ковчег был вынесен нечестивым Манассией или Амоном, либо тем, что во времена Иосии он был временно перенесен в другое место на период проведения в храме ремонтных работ. О дальнейшем местонахождении К.З. Библия ничего не сообщает. Возм., он сгорел, когда халдеи сожгли Иерусалим и храм (2Rois 25:9). Уже в Jér 3:16 предсказано наступление времени, когда К.З. не будет, ибо люди утратят необходимость в нем. Поэтому представляется вымыслом история, приведенная в 2 Макк 2:4 и след., согл. к-рой пр. Иеремия спрятал К.З. в пещере горы Нево до тех пор, пока Царство Божье не будет восстановлено. Во втором храме, построенном после возвращения из плена, К.З. отсутствовал, Святое Святых было пусто (Иосиф Флавий. Иудейская война, V.5,5).
На протяжении 850 лет К.З. был для израильтян зримым свидет-вом Божьего присутствия, еще через 600 лет Господь пришел во плоти и жил на земле (в Jn 1:14 дословно: "И Слово стало плотию и обитало с нами..."), явив Собою исполнение завета. В Христе воплотилось то, символом чего был ковчег в ВЗ: присутствие живого, святого, вершащего суд и милующего Бога. В Apoc 11:19, где взгляду Иоанна предстает храм Божий на небе, упоминается и К.З., как зримое свидет-во того, что Господь исполнит обещанное народу в завете. В новом Иерусалиме Иоанн не увидел храма, "ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец" (Apoc 21:22). Здесь реально присутствует Бог, и в особом знаке Его присутствия уже нет нужды.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||