Евангелие от Иоанна
I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ
Ключ к Е. от И. содержится в 1Jn 1:1.3: "Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни - ...возвещаем вам". Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. от И. раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!
II. ИМЯ АВТОРА
Имя автора - Иоанн - стоит в названии четвертого Е. Сам автор называет себя "учеником, которого любил Иисус" (Jn 13:23; Jn 19:26; Jn 21:20.24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа. Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Jn 2:6; Jn 3:25; Jn 11:44.55; Jn 19:31.40); ему был известен календарь евр. праздников (Jn 2:13; Jn 6:4; Jn 7:2; Jn 10:22). Подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Jn 3:23; Jn 4:11; Jn 5:2; Jn 9:7). Он был "знаком первосвященнику" (Jn 18:15). Автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, напр., в какое время суток происходили те или иные события (Jn 1:39; Jn 4:6; Jn 19:14), он хранит в памяти слова учеников (Jn 6:7-9; Jn 11:16; Jn 14:5.8.22). На Тайной Вечере он возлежал "у груди Иисуса" (Jn 13:23). Из трех учеников, к-рые были наиб. близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; Mt 26:37), первый - Иаков - рано принял мученич. смерть (44 г. по Р.Х.; Ac 12:2), а второй - Петр - не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Jn 18:15.16; Jn 21:20). Не только название, но и содержание четвертого Е. указывает на апостола -> Иоанна как на его автора.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И АДРЕСАТ
1) по свидетельству Иринея Лионского, ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Е. в то время, когда жил в Эфесе. В соотв. с этим свидет-вом, Е. от И. до сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I в. по Р.Х. Отличит. особенности этого Е. - образность языка, насыщенность противопоставлениями (напр., света и тьмы) - ранее приписывались эллинистич. влиянию. Но изучение -> рукописей Мертвого моря показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иуд. лит-ры еще во времена Иисуса. Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Е. от И. было написано еще до 70 г. по Р.Х.;
2) в отличие от других Е., обращ. в первую очередь к неверующим, Е. от И. адресовано непосредств. Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, - исполненным величия и славы. Говоря об этом различии благовествования, обращ. к миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназнач. для совершенных (He 5:11 - He 6:2; ср. 1P 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. также Mc 4:10-20.33.34).
IV. КОМПОЗИЦИЯ
Е. от И. содержит 21 главу. В прологе определена тема (Jn 1:14) и названы два ключевых понятия, к-рые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Е. от И.. Подобное деление заложено в самой книге, в к-рой вплоть до Jn 12:46 говорится о свете и тьме.
Пролог: Слово стало плотию и обитало с нами (Jn 1:1-18).
А. Свет и тьма (Jn 1:19 - Jn 11:57):
1) свет во тьме светит (Jn 1:19 - Jn 4:54):
а) явление света (Jn 1:19-51);
б) свет в Израиле (Jn 2:1 - Jn 3:36);
в) свет заблудшим овцам (Jn 4:1-54);
2) тьма не объяла свет (Jn 5:1 - Jn 11:57):
а) приближение тьмы (Jn 5:1 - Jn 6:15);
б) размежевание света и тьмы (Jn 6:16-71);
в) борьба между светом и тьмой (Jn 7:1 - Jn 11:57).
Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Jn 12:1 - Jn 21:23):
1) Он приходит к своим (Jn 12:1 - Jn 17:26):
а) встреча Господа со своими (Jn 12:1 - Jn 13:38);
б) обещание мира для Церкви (Jn 14:1 - Jn 17:26);
2) свои не принимают Его (Jn 18:1 - Jn 19:42):
а) в руках человеч. (Jn 18:1-40);
б) изгнание (Jn 19:1-42);
3) те, кто принял Его (Jn 20:1 - Jn 21:23):
а) принятие Воскресшего Jn 20:1-31);
б) последняя встреча на земле (Jn 21:1-23).
V. СОДЕРЖАНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ
1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет [греч. докса]. Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним. Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (Jn 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (Jn 1:3). Этой славы невозможно достичь самостоят., она даруется только Самим Богом (Jn 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (Jn 10:30). Слава Христа - это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в к-ром Христос должен прославить Имя Своего Отца (Jn 12:28), т.е. явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога. Так свершилось чудо: Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (Mt 11:27) принял роль слуги (Mt 20:28). Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу к-рого Он преображает (Jn 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (Jn 11:40). Е. от И. повествует о нек-рых из чудес, совершенных Иисусом (Jn 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Mt 12:38.39; 1Co 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели - явить нам Божью сущность, Его любовь (1Jn 4:16);
2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через к-рую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (Jn 3:16.17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята. Т.о., Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеч. души. Поэтому в Е. от И. подробно повествуется о душепопечит. беседах Господа (Jn 3:1; Jn 4:1; Jn 13:1 - Jn 16:1; Jn 18:28 - Jn 19:16; 21). Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (Jn 13:34.35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (Jn 17:26). Это деятельная любовь: она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (Jn 15:13). Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя. Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (Jn 14:15.23.24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (Jn 4:34; Jn 6:38; Jn 20:21);
3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (-> Возрождение) от Бога (Jn 3:5), через принятие верой свидет-ва Христа. Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (Jn 1:12; Jn 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (Jn 3:19-21; Jn 6:56; Jn 12:46; Jn 15:4-7). Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (Jn 16:33). В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в к-рой человек оказался в результате своих прегрешений (1Jn 3:8). Грех начинается со лжи, отец к-рой - дьявол (Jn 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божеств. истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (Jn 1:29). Новый мир представлен в Е. от И. как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (Jn 1:14); Сам являясь истиной (Jn 14:6), Он свидет-вует о ней (Jn 18:37). В Иисусе заключена истина, к-рая делает возможным истинное почитание Отца (Jn 4:23.24) и истинное послушание гласу Сына (Jn 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (Jn 8:32), воспринимает Дух истины (Jn 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (Jn 17:17). (-> Истина, II);
4) суть благовествования Е. от И. представлена в небольшом по объему прологе к книге (Jn 1:1-18). Иоанн, в отличие, напр., от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его обществ. служения: Е. от И. сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно. Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос "изобразился" в слушателях (Ga 4:19). Именно поэтому Е. от И. раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (Jn 15:4);
5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком. Уже во II в. по Р.Х. существовала концепция, согл. к-рой Господь был человеком, обретшим божеств. сущность лишь при крещении. Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Е. от И. чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос ("слово"), игравшее значимую роль в греч. философии и, прежде всего, в иудео-эллинистич. философии Филона Александрийского. Апостолы использовали для своей проповеди язык, на к-ром общались соврем. им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидет-вует сравнит. анализ новозаветных произведений и трудов антич. философов. Живое Слово Божие, через к-рое "все начало быть" (Jn 1:3.4), не имеет ничего общего с философским понятием "логос". Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Е. от И., в частн. из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (Jn 18:33-38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||