Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Крещение

I. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА

1) К. в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Leviticus 14:8; Leviticus 15:5; Leviticus 17:16 и проч.; -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение -> Омовение), к-рые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Isaiae 1:16; Isaiae 4:4; Ezechielis 36:25; Zachariae 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит К. прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р.Х. Это К., наряду с -> обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возм., было также известно К. послушников в секте ессеев в Кумране (-> Рукописи Мертвого моря). Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна - "Креститель" указывает на то, что совершаемое им К. расценивалось как нечто совершенно новое;
2) Иоанново К. водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Matthaeum 3:6.11; Marcum 1:4.5; Lucam 3:3.8-38) и осознание своей греховности. Эти обстоят-ва, а также указание на К. Св. Духом и огнем (Matthaeum 3:11) как на более высокую ступень К., к-рая станет возможной только с явлением Христа (см. Actus 19:1-7), говорят о том, что Иоанново К. занимает место предварительного К. в священноисторич. последовательности. Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА

1) КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ. Иисус принял К. в Иордане (см. Marcum 1:9 и парал. места), чтобы "исполнить всякую правду". Значение этого К. относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К. в древней Церкви не обосновывается этим К. Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом К. приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус - Его Сын, а с другой, Иисус, как Агнец (Ioannem 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;
2) КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ. Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать "крещением" (Marcum 10:38; Lucam 12:50). Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. "в смерть" (Рим 6:3 и след.).

III. КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1) для постижения сущности новозаветного К. основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К. Духом Святым (см. Marcum 3:11 и парал. места), пророчески предсказ. Иоанном, становится тем событием, к-рое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К. водой как (Иоанново) К. в покаяние (Ioannem 3:26; Ioannem 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново - теперь уже "во имя Иисуса Христа" (Actus 2:38; Actus 8:16; Actus 10:48; ср. 1 Corinthios 1:15; 1 Corinthios 6:11; Galatas 3:27) или - исполняя повеление Иисуса о крещении - во имя триединого Бога (Matthaeum 28:19). В отличие от К. Св. Духом, водное К. не является самодостаточным (ср. также 1 Corinthios 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении К. водой в Marcum 16:16; 1 Corinthios 1:17; Hebraeos 6:1.2; Евр 9:9 и след.; и особенно в 1 Ioannis 5:6 - "не водою только");
2) хотя К. Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Actus 8:16 (ср. также Actus 8:13 и 19 с 10:44 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К., находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К. (1 Corinthios 1:17; возм., крестили его спутники). По всей видимости, это свидет-вует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа. Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К., совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Marcum 1:9; Ioannem 3:23: "много воды"), мог иметь лишь подчиненное значение. В "обычном случае" вера (=восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К. следовали непосредственно одно за другим (Actus 2:38; Actus 8:12.36-39; Actus 16:31.33; Actus 18:8; ср. Marcum 16:16; Гал 3:26 и след.). Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого. Там, где водное К. предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит. обращение ко Христу; если же водное К. следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Titum 3:5: "баня возрождения и обновления Святым Духом"), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6:3 и след.; Colossenses 2:12). Если же рассматривать К. в его полноте, т.е. К. Св. Духом и водой (ср. Ioannem 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Actus 2:38; Actus 22:16; Romanos 6:1; 1 Corinthios 6:11; Ephesios 5:26.27; 1 Petri 3:21), усыновление Отцом (Гал 3:26 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1 Corinthios 12:13) и, кр. того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1 Кор 12:4 и след.);
3) в Actus 10:44-48; Actus 16:14.15.32; Actus 18:8 водное К. принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово "дом" в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср., однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок. 110-117 гг.): "...всем своим домом вместе с детьми"; здесь дети названы отдельно от "дома", т.е. от "домашних"). Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К. младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить. Тем не менее, признание того, что момент водного К. имел подчин. значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич. и конфессион. предубеждений, к-рая позволяет увидеть самое существенное. При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич. получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Matthaeum 28:19, досл.: "сделайте все народы учениками и крестите их");
4: а) в метафорич. значении слово "К." употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море (1 Corinthios 10:2) и потопа (1 Petri 3:20.21); б) смысл выражения "креститься для мертвых" (1 Corinthios 15:29) не вполне ясен. Лингвистически возможное истолкование "ради мёртвых", т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с т.зр. новозавет. богословия. Но возм., язычник принимал подобное К. с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, к-рые были верующими. Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).