Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Обрезание

НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Geremia 9:24-26 (МТ: "...все эти народы обрезаны..."). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется нек-рыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидет-ва, согласно к-рым оно совершалось с помощью каменных ножей (Esodo 4:25; Giosuè 5:2-8 - в МТ речь идет именно о каменных ножах).

ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Введение О. связано с именем Авраама (Genesi 17:9-14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Giosuè 5:2). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Genesi 17:10.23; Genesi 21:4; Giosuè 5:2), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Genesi 17:12; Levitico 12:3; Filippesi 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Genesi 34:14-17; Esodo 12:48), а позднее - и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Genesi 17), реже - матерью (Esodo 4:25), а позднее - врачом и могелом (что значит "тот, кто обрезает"). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Luca 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Atti 15:1-20; Romani 4:12; Galati 2:2; см. также Corinzi 1 7:18).

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ

В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Genesi 17:9-14; ср. Esodo 4:25; Esodo 12:48; Giosuè 5:2; Atti 7:8; Romani 4:11) и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением к-рых в этом отношении были филистимляне (Giudici 14:3; Giudici 15:18; Samuele 1 14:6; Samuele 1 17:26; Samuele 2 1:20). Слово "необрезанный" имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники к-рых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неизвестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Genesi 17:4-8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Deuteronomio 10:16; Deuteronomio 30:6; Geremia 4:4; Ezechiele 44:7; Romani 4:11; Galati 5:3). В НЗ выражение "обрезанные" иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Galati 2:8; Colossesi 4:11).

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) "необрезанные" деревья - это фруктовые деревья, с к-рых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Levitico 19:23-25);
2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Levitico 26:41; Geremia 6:10; Geremia 9:25; Ezechiele 44:9; Atti 7:51; Colossesi 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Deuteronomio 10:16; Deuteronomio 30:6; Geremia 4:4; Geremia 9:26);
3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, к-рое он называет О. Христовым (Colossesi 2:11). О. Христово заключается в "совлечении греховного тела плоти" и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Romani 2:29; Colossesi 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Romani 2:28). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Romani 4:12; Galati 2:3; Galati 5:6; Galati 6:15; Colossesi 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Colossesi 2:12). "Обрезание Христово" выступает здесь как понятие, равнознач. "совлечению плоти", подтверждаемому крещением, к-рое следует понимать как погребение ветхого человека. Т.о., в Colossesi 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, к-рого не было в обряде О. времен Павла, а именно - крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Romani 2:29; Colossesi 2:12).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).