Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Лицо

I. ЗНАЧЕНИЕ

Основное значение евр. слова паним - "поворачивать", "обращать". Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Genesis 2:6), воды (в Синод. пер. - "поверхность бездны" - Iob 38:30). Евр слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение "перед" (Моисей положил жезлы "пред лицем Господа" - Numeri 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, к-рые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.

II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

В Библии слово "лицо" обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; "смотреть на лица" или проявлять "лицеприятие" значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Deuteronomii 10:17; 2 Paralipomenon 19:7; Actus 10:34; Romanos 2:11; Iacobi 2:9 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. - "прекрасна видом" - Genesis 24:16), Иосифа (Genesis 39:6), Авигеи (1 Samuelis 25:3). От страха Л. темнеют (Nahum 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Proverbiorum 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что "лица свои сделали они крепче камня" (Ieremiae 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Danielis 1:10). На Л. отражается стыд (Psalmorum 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1 Paralipomenon 12:8), мудрость просветляет Л. (Ecclesiastes 8:1), приветливость дарит Л. свет (Iob 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Leviticus 20:5); пасть на Л. свое - преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Leviticus 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Numeri 12:14; Matthaeum 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (Matthaeum 26:67; 2 Corinthios 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Genesis 24:65; Exodus 3:6; 2 Samuelis 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2 Samuelis 17:11, в Синод. пер. - "ты сам пойдешь", букв. "лицо твое пойдет").

III. ЛИЦО БОЖИЕ

В ВЗ словосочетание "лицо Божие" служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Isaiae 54:8; Isaiae 59:2; Isaiae 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Ieremiae 44:11; 1 Petri 3:12; Apocalipsys 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Exodus 33:14, в Синод. пер. - "Сам Я", букв. "лицо Мое"; в Синод. пер. - "Тебя", букв. "лицо Твое"; Psalmorum 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (Matthaeum 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. [евр. паним], сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Exodus 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, к-рое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Numeri 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Deuteronomii 4:37, МТ: "вывел тебя в лице Своем", в Синод. пер. - "вывел тебя Сам"). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Genesis 32:30; Exodus 33:11).

IV. ЛИЦО ИИСУСА

В Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Isaiae 50:6; Isaiae 53:3; Matthaeum 26:67; Marcum 14:65; Lucam 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (Matthaeum 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2 Corinthios 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Apocalipsys 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Exodus 34:29-35; 2 Corinthios 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, к-рые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2 Corinthios 3:18) - пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1 Corinthios 13:12; Apocalipsys 22:4).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).