Лицо
I. ЗНАЧЕНИЕ
Основное значение евр. слова паним - "поворачивать", "обращать". Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Gen 2:6), воды (в Синод. пер. - "поверхность бездны" - Job 38:30). Евр слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение "перед" (Моисей положил жезлы "пред лицем Господа" - Nombr 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, к-рые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.
II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕВ Библии слово "лицо" обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; "смотреть на лица" или проявлять "лицеприятие" значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Deut 10:17; 2Chron 19:7; Act 10:34; Rom 2:11; Jacq 2:9 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. - "прекрасна видом" - Gen 24:16), Иосифа (Gen 39:6), Авигеи (1 Sam 25:3). От страха Л. темнеют (Nahum 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Prov 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что "лица свои сделали они крепче камня" (Jér 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Dan 1:10). На Л. отражается стыд (Ps 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1Chron 12:8), мудрость просветляет Л. (Eccl 8:1), приветливость дарит Л. свет (Job 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Lév 20:5); пасть на Л. свое - преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Lév 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Nombr 12:14; Mt 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (Mt 26:67; 2Cor 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Gen 24:65; Ex 3:6; 2Sam 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2Sam 17:11, в Синод. пер. - "ты сам пойдешь", букв. "лицо твое пойдет").
III. ЛИЦО БОЖИЕВ ВЗ словосочетание "лицо Божие" служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Is 54:8; Is 59:2; Is 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Jér 44:11; 1Pi 3:12; Apoc 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Ex 33:14, в Синод. пер. - "Сам Я", букв. "лицо Мое"; в Синод. пер. - "Тебя", букв. "лицо Твое"; Ps 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (Mt 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. [евр. паним], сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Ex 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, к-рое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Nombr 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Deut 4:37, МТ: "вывел тебя в лице Своем", в Синод. пер. - "вывел тебя Сам"). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Gen 32:30; Ex 33:11).
IV. ЛИЦО ИИСУСАВ Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Is 50:6; Is 53:3; Mt 26:67; Mc 14:65; Lc 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (Mt 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2Cor 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Apoc 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Ex 34:29-35; 2Cor 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, к-рые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2Cor 3:18) - пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1Cor 13:12; Apoc 22:4).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||