Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Послания к фессалоникийцам
Первое и Второе П.кФ. позволяют, как никакие другие послания, познакомиться с характером деят-сти Павла. В них показана также молодая, полная жизни церковь, особенно близкая сердцу апостола. Здесь же Павел, в ответ на вопросы фессалоникийской общины, говорит о грядущих событиях.
I. ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ И АДРЕСАТЕ. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЙ
1) оба П.кФ. указывают на авторство ап. Павла и его сотрудников Силуана (Силы) и Тимофея (1 Фес 1:1; 2 Фес 1:1);
2) адресат посланий - церковь в Фессалонике, крупном порт. городе. Отсюда она могла оказывать влияние на другие церкви, в том числе и на находящиеся далеко от Македонии и Греции (1 Фес 1:8). Книга Деяний сообщает об основании церкви в Фессалонике, второй в Европе после церкви в Филиппах (Деян 17:1-9). После того как в Филиппах Павел был отвергнут иудеями (1 Фес 2:1.2), он, в сопровождении Силы и Тимофея, прибыл в Фессалонику. Здесь апостол в течение трех суббот проповедовал в синагоге. Нек-рые евреи и многие греки, прежде всего женщины из знатных семейств, уверовали в Евангелие. Но отвергшие Благую Весть евреи и здесь взбунтовались и вынудили Иасона, хозяина дома, где жил Павел, и других христиан дать "удостоверение" - вероятно в том, что проповедь Павла будет прервана (Деян 17:9). Поэтому Павел и Сила ночью отбыли в Верию;
3) в Афинах Сила и Тимофей вновь встретились с Павлом, к-рый прибыл туда раньше их, но были немедленно отправлены назад в Македонию. Впоследствии они нашли Павла в Коринфе, где, вероятно, обо всем ему подробно рассказали (1 Фес 3:6). Сообщение Тимофея и могло стать поводом к написанию Первого П.кФ. Павел, отвечая на вопросы, беспокоившие эту церковь, своим посланием укрепляет авторитет назнач. руководителей общины (1 Фес 5:12). Пребывание апостола в Коринфе продолжалось с осени 50 г. до весны 52 г. по Р.Х.; вероятно, в начале этого периода и было написано Первое П.кФ. Второе П.кФ., видимо, тоже было написано в Коринфе, т.к. известно, что Павел, Сила и Тимофей позднее уже не сходились вместе. Поскольку вопросы о Втором пришествии Христа продолжали будоражить церковь, а гонения усилились, то можно предположить, что Второе П.кФ. последовало вскоре за Первым, может быть, спустя несколько месяцев.
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (1 Фес 1:1).
Первая часть. Пройденный путь (1 Фес 1:2 - 1 Фес 3:13):
1. Праведная церковь (1 Фес 1:2-10):
а) благодарение Богу (1 Фес 1:2.3);
б) возрастание по примеру других церквей (1 Фес 1:4-8);
в) общее суждение о церкви в Фессалонике (1 Фес 1:9.10).
2. Деятельность апостола в Фессалонике (1 Фес 2:1-16):
а) путь в Фессалонику (1 Фес 2:1.2);
б) чистота проповеди Павла (1 Фес 2:3-6);
в) преданность апостола Фессалоникийской церкви (1 Фес 2:7-12);
г) вера торжествует, несмотря на гонения (1 Фес 2:13-16).
3. Постоянная связь апостола с церковью в Фессалонике (1 Фес 2:17 - 1 Фес 3:13):
а) скорбь Павла по поводу разлуки (1 Фес 2:17-20);
б) направление в Фессалонику Тимофея (1 Фес 3:1-4);
в) добрые вести (1 Фес 3:5-8);
г) благодарение Богу за Его заступничество (1 Фес 3:9-13).
Вторая часть. Указание будущего пути (1 Фес 4:1 - 1 Фес 5:25):
1. Условия для дальнейшего роста церкви (1 Фес 4:1-12):
а) продвижение к совершенству (1 Фес 4:1.2);
б) освящение через воздержание от нечистоты (1 Фес 4:3-8);
в) освящение через братолюбие (1 Фес 4:9-12).
2. Взгляд на события конца времен (1 Фес 4:13 - 1 Фес 5:11):
а) восхищение Церкви Господа (1 Фес 4:13-18);
б) пришествие Христа (1 Фес 5:1-8) - его срок;
особое положение возрожденных;
в) задача верующих (1 Фес 5:9-11).
3. Отдельные наставления (1 Фес 5:12-24):
а) уважительное отношение к предстоятелям (1 Фес 5:12.13);
б) взаимная помощь (1 Фес 5:14.15);
в) жизнь от Бога (1 Фес 5:16-22);
г) призыв к братьям молиться о своем освящении и сохранении до пришествия Христа (1 Фес 5:23.24).
Заключение. Последние наставления и благословение (1 Фес 5:25-28).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Исполн. благодарности Богу, Павел напоминает о становлении церкви в Фессалонике, церкви живой, в к-рой в избытке присутствуют вера, любовь и надежда. Ее духовная жизнь - это знамение ее избранности, подтверждающее, что проповедь Павла происходила по велению Божьему. Фессалоникийцы стали подражателями благовестнику (1 Фес 1:6), и тем самым - примером для верующих; об их решит. прорыве к вере говорили повсеместно. Своим существованием церковь не в последнюю очередь обязана верной и самоотверженной деятельности Павла. Он был призван в Македонию Богом (Деян 16:9.10). Его путь там начался с поругания в Филиппах, что, однако, не обескуражило апостола (1 Фес 2:2). Его благовествование было лишено "нечистых побуждений" и лукавства (1 Фес 2:3), он не искал ни признания людей (1 Фес 2:4), ни корысти, ни славы (1 Фес 2:5.6). Павел работал день и ночь (1 Фес 2:9) ради каждого из братьев (1 Фес 2:11), с полной отдачей; подобно кормилице (1 Фес 2:7) или отцу (1 Фес 2:11), он просил их поступать достойно Бога (1 Фес 2:12). Так было заложено основание прочной связи между апостолом и этой церковью. Попечит-во и поддержка были необходимы фессалоникийцам, поскольку с принятием ими Евангелия начались гонения на христиан, противостоять к-рым молодая церковь могла, только духовно окрепнув. Так как Павлу пришлось покинуть город и оставить церковь один на один с этой бедой, то он попросил Тимофея вернуться в Фессалонику. Апостол остался в Афинах один (1 Фес 3:1), с трудом обходясь без своего помощника. Вторая часть Первого П.кФ. говорит о будущем. Прийти к вере - это еще не все, главное заключается в том, чтобы жить, преуспевая в послушании Богу (1 Фес 4:1). Бог ждет освящения человека, т.е. его отвращения от низменных страстей, к-рым предаются язычники (1 Фес 4:5), от несправедливости по отношению к ближнему (1 Фес 4:6). Говоря об этом, апостол знал, что жизнь в богатом торг. городе представляла собой особое искушение. Тот, кто непокорен заповедям Христа и не желает подчиняться им, противостоит не человеч. предписаниям, он проявляет непокорность Самому Богу (1 Фес 4:8), Его призыву к святости (1 Фес 4:7). Это относится и к нек-рым членам церкви, не желающим зарабатывать себе на жизнь "собственными руками" (1 Фес 4:11.12). Церковь могла бы не беспокоиться о будущем, поскольку это Церковь надежды; но радость от предвкушения грядущего омрачена тенью озабоченности. Возникло опасение, что уже умершие члены церкви окажутся обделеными, представ перед Христом позднее тех, кто еще жив. Павел утешает верующих: сначала воскреснут умершие, а затем живущие будут восхищены вместе с ними на небо, так что Церковь предстанет перед Господом как единое целое (1 Фес 4:16). Но для того чтобы община не терялась в догадках, Павел направляет ее взор на главное, при этом он не только утешает верующих, но и предупреждает их. Историч. времена и сроки Второго пришествия остаются тайной Божьей. Господь придет без предупреждения, поэтому надо жить в постоянной готовности. Апостол также напоминает, что всякое освящение собств. силами обречено на неудачу. Освятить может только Бог. Поэтому Павел обращает свой взор к Нему с просьбой об освящении всего человека, чтобы сохранить без порока его дух, душу и тело до дня пришествия Иисуса Христа (1 Фес 5:23).
III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (2 Фес 1:1.2).
1. Церковь в гонениях (2 Фес 1:3-12):
а) благодарность за то, что вера фессалоникийцев возрастает и среди скорбей (2 Фес 1:3-6);
б) победа, к-рая придет со Вторым пришествием Христа (2 Фес 1:7-10);
в) заступничество Павла и его молитва о благоволении (2 Фес 1:11.12).
2. Предупреждение о ложных ожиданиях (2 Фес 2:1-12):
а) ложные ожидания скорого пришествия Христа (2 Фес 2:1.2);
б) пришествию Христа будет предшествовать явление сына погибели (2 Фес 2:3-6);
в) власть обольщения над погибающими (2 Фес 2:7-10);
г) осуждение заблуждающихся (2 Фес 2:11.12).
3. Павел и церковь в Фессалонике (2 Фес 2:13 - 2 Фес 3:5):
а) благодарность апостола Богу за эту церковь (2 Фес 2:13.14);
б) ходатайство Павла за фессалоникийцев (2 Фес 2:15-17);
в) просьба Павла молиться о нем (2 Фес 3:1.2);
г) уверенность апостола в фессалоникийских верующих (2 Фес 3:3-5).
4. Назидания апостола (2 Фес 3:6-16):
а) осуждение тунеядцев (2 Фес 3:6-13);
б) требование послушания (2 Фес 3:14.15);
в) благословение (2 Фес 3:16).
Заключение (2 Фес 3:17.18).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Еще в Первом П.кФ. говорится об опасностях, подстерегающих молодую церковь: это гонения (1 Фес 2:14-16), мирские соблазны (1 Фес 4:3-5), нежелание трудиться нек-рых членов церкви (1 Фес 5:11). Теперь, по мнению Павла, эти опасности превратились в угрозу для жизни церкви. Павел и ранее пытался вмешаться в течение событий, но ему дважды воспрепятствовал в этом сатана (1 Фес 2:18). Поэтому апостол в письм. форме излагает свой взгляд на эти опасности и указывает путь к их преодолению. Усиление гонений принесло церкви благословение; вера, любовь и терпение возросли и могут служить примером для других церквей. Кр. того, происходит четкое размежевание между членами церкви. Верующие, провер. испытаниями, становятся достойными Царства Божьего (2 Фес 1:5), в то время как враги Христа своими злодеяниями уготавливают себе праведный суд. Эти бедствия заставляют церковь с тем большей надеждой ожидать дня пришествия Господа для великого Суда, несущего вечную гибель всем, не признавшим Бога или не проявившим послушания Ему, несмотря на свою веру (2 Фес 1:8). Апостол наставляет церковь, чтобы, несмотря на бедствия, она оказалась достойной своего призвания и этим прославила имя Христа (2 Фес 1:11.12). Большую опасность для церкви представляли также лжеучителя, к-рые, ссылаясь на Павла, утверждали, что день Господень уже наступил (2 Фес 2:2). Апостол опровергает это ложное утверждение указанием на то, что перед Вторым пришествием Христа должен открыто и беспрепятственно проявить себя -> антихрист. Это произойдет по воле Бога, Который т.о. получит основание для того, чтобы осудить всех возлюбивших неправду (2 Фес 1:11.12). Павел благодарит Бога за братьев, избранных через "освящение Духа и веру истине" к спасению и "достижению славы Господа" (2 Фес 1:13.14). Он просит верующих соблюдать верность учению и просит Бога утешать и утверждать их во всяком благом деле (2 Фес 2:17). От верных Богу Павел ожидает молитв о распространении слова Божьего, чтобы через вмешат-во Господа могло осуществиться избавление от "беспорядочных и лукавых" людей (2 Фес 3:2). Еще одна опасность, подстерегающая церковь, кроется в людях, обратившихся к вере, а потому называемых братьями (2 Фес 3:6.15), но тунеядствующих. Они пытаются использовать милосердие трудолюбивых братьев, чтобы не работать самим. Такие люди позорят церковь. Там, где увещевания не помогают, таких братьев надо наказывать, прекращая общение с ними, а их имена сообщать апостолу. Т.о., Второе П.кФ. позволяет узнать о борьбе, к-рая велась за молодую, живую, но подвергавшуюся жестоким вражеским нападкам церковь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).